Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через использование нетрадиционного физкультурного оборудования в совместной деятельности с детьми.

Шканакина Наталья Евгеньевна

Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». И это действительно так. Всё это может дать ребёнку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной двигательной деятельности: их малоподвижность, нежелание принимать участие в подвижных играх и упражнениях. Поэтому необходимо повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности.

Одним из способов является использование нетрадиционного физкультурного оборудования. Внося элементы необычности, вызываем интерес, желание поиграть с новыми для детей атрибутами. Дети с большим удовольствием лазают, бегают, прыгают, выполняют всевозможные упражнения, играют в подвижные игры. Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а так же средством всестороннего развития дошкольника.

Мы считаем, что движение - основа здоровья, поэтому ставим перед собой следующие задачи:

  • создать развивающую среду, внедряя нестандартное оборудование;
  • помочь накопить опыт знаний для укрепления его физического и психического здоровья;
  • стимулировать к включению в процесс двигательной активности, побуждать его к самопознанию, создавать условия для внутренней активности личности;
  • направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на развитие и закаливание организма;
  • формировать навыки саморегуляции поведения дошкольника, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья, и это позволяет быть физически, душевно и социально более благополучными при переходе от искусственно структурированной окружающей обстановки ДОУ к ситуациям реального мира, повседневной жизни.

Нестандартное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование - несложные и недорогие. Использование этих пособий и оборудования увеличивает кол-во упражнений для разных групп мышц, а также позволяет применять дифференцированный метод работы с ребятами, имеющими различную патологию.

Поэтому мы решили  без значительных финансовых затрат усовершенствовать традиционное спортивное оборудование, разработать и внедрить оригинальные модели и конструкции.

 Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и другой бросовый материал. На смену исчезающим бытовым любимцам мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас необычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от «киндер-сюрпризов», пластиковые бутылочки, майонезные, а также всевозможные упаковки, резиновые пробки, фломастеры, крышки от пластмассовых бутылок, поролон, различная ткань и т.д. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных спортивных упражнений и  игр.  Так в  группе появилась картотека нестандартного оборудования, применение которого вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Уважаемые  коллеги  предлагаю  вашему  вниманию  анкету для  родителей, с  целью  определения  роли  физической  культуры  в  жизни  ребёнка  в  домашних  условиях.

Анкета  для  родителей  «Какое место занимает физическая культура в вашей семье?»

Уважаемые,  родители! Ответьте,  пожалуйста,  на  вопросы нашей анкеты. Вам необходимо выбрать

 нужный ответ.

1.Ваши  ФИО, количество  детей  в  семье.

2.Кто из родителей  занимался  или  занимается  спортом, каким?

3.Посещает  ли  ваш  ребёнок  спортивную  секцию?

   - да; - нет; - не считаю нужным.

4.На что  на  ваш  взгляд, должны семья  или  детский сад 

   обращать  особое  внимание, заботясь о здоровье  и  физической

   культуре  ребёнка? 

   - соблюдение  режима  дня;

   - рациональное, калорийное  питание;

   - полноценный  сон;

   - достаточное  пребывание  на  свежем  воздухе;

   - здоровая  гигиеническая  среда;

   - благоприятная  психологическая  атмосфера;

   - физкультурные  занятия;

   - закаливающие  мероприятия.

5.Установлен  ли  для  вашего  ребёнка  дома  режим  дня?

    Соблюдает  ли  он  его?

    - да, установлен  и  соблюдает;

    - да, установлен, но  не  всегда  соблюдает;

    - нет, не  установлен, нет  возможности;

    - нет, не  считаю  нужным.

6.Делаете  ли  вы  дома  утреннюю  гимнастику?

    - только  мама;

    - только  папа;

    - только  ребёнок;

    - взрослые  вместе  с  ребёнком;

    - регулярно;

    - нерегулярно;

7.Соблюдает  ли  ваш  ребёнок  правила  личной  гигиены?

    - моет  руки  перед  едой, после  туалета, умывается, чистит 

    зубы, моет  ноги  и  т. д.;

    - соблюдает  правила  личной  гигиены, но  с  трудом;

    - не  соблюдает.

8.Проводите  ли  вы  дома  с  детьми  закаливающие  мероприятия?

    - да, провожу;

    - да, провожу, но  редко;

    - нет, не  считаю  нужным.

9.Что  мешает  вам заниматься  закаливанием  дома?

    - нехватка  времени;

    - нет  условий;

    - ребёнок  часто  болеет.

10.Какое  физкультурное  оборудование  и  спортивный  инвентарь

      есть  у  вас  дома ( для  взрослых  и  детей)?

      - детский  спортивный  комплекс;

      - лыжи, коньки, клюшка  для  игры  в  хоккей, велосипед,

      самокат;

      - мяч, скакалка, обруч, кегли, бадминтон;

      - движущиеся  игрушки.

11.Знаете  ли  вы, что  такое  нетрадиционное  спортивное

      оборудование?

      - да;

      - нет;

      Есть ли  у  вас  дома  такое  оборудование? Какое 

      перечислить?

12. Кто  из  членов  семьи  чаще  всего  гуляет  с  ребёнком?

       - мама;

       - папа;

       - бабушка;

       - дедушка;

       - дяди, тёти.

 13.Гуляет  ли  ваш  ребёнок  один,  без  взрослых?

      - да;   - нет.

 14.Гуляет  ли  ваш  ребёнок  после  детского  сада?

      - да;   -нет.

15.Виды деятельности  ребёнка  после  прихода  из  детского  сада

      и  в  выходные  дни:

      - подвижные  игры, спортивные  игры  и  упражнения,

      настольные  игры;

      - конструирование, лепка, рисование;

      - просмотр  телепередач;

      - музыкально-ритмическая деятельность, чтение  книг, труд,

      походы;

      -  по-разному.

16. Смотрите  ли  вы  по  телевидению  детские  спортивные

      передачи?

      - да;   -да, редко;

      - нет;    -нет, но  хотелось  бы;

17.Консультацию  по  какому  вопросу  вы  хотели  бы  получить?

Спасибо  за  внимание!!!