«Не мелкая польза мелкой моторики».
«Не мелкая польза мелкой моторики».
Смирнова Аксана Александровна
Воспитатель ГБОУ СОШ № 191
Санкт – Петербург
2015 год
“Источники способностей и дарований детей – на кончиках
их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли”
В.А. Сухомлинский
Телевизор, компьютер, телефон диктуют нам наши интересы, формируют нас без нашего ведома. Мы перестали выбирать те элементы нашей жизни, которые придают каждому из нас индивидуальность. Гаджеты, упростившие жизнь современного человека, не просто упростили ее, они лишили ее индивидуального смысла: мы воспринимаем лишь то, что предлагается нам для восприятия, редко делая выбор самостоятельно.
Было ли так всегда?
Несмотря на то, что в советское время у людей была масса ограничений в области быта (скудный ассортимент товаров, дефицит), их душевный мир был более свободным. Они читали, писали, мечтали… и таким образом развивались. Вот он выбор: подойти и выбрать книгу в библиотеке, отправиться в мир приключений или обогатить свои знания в области физики.
Обучаясь в учебных заведениях, люди верили в пользу их профессии, учились с большим вдохновением, более качественно овладевали мастерством. Значительное снижение уровня профессионализма связано с изменением ценностей современного общества: романтиком быть не выгодно, идти в профессию, приносящую небольшой доход, не модно, большего добиваются не начитанные, развитые внутренне, имеющие свою особую точку зрения, а более напористые, активные, быстро схватывающие на лету, ориентирующиеся в постоянно меняющемся мире. Неудачники не выживают, им нет места в современном обществе.
Изучая литературу и русский язык в школе, особенно при написании сочинений, современный школьник испытывает массу трудностей. В связи с чем, интерес к этим предметам снижен как никогда. Ведь если что-то дается с трудом современному ученику, мотивация к изучению данного материала пропадает очень быстро. Неуверенность в своих силах, нежелание учиться может быть также связана с недоразвитием артикуляционного аппарата, как следствие недостаточно развитой речи.[1]
Редко увидишь школьника с книгой. Да и многие взрослые едва ли смогут вспомнить, когда они последний раз читали что-нибудь обогащающее внутренний мир, развивающее.
Современный мир не так поэтичен, как раньше. Вы уже не услышите стихов от возлюбленного, который будет читать их вам лично, в лучшем случае, их вам отправят по электронной почте или поделятся с вами в одной из социальных сетей.
Речь современного человека значительно отличается от речи человека, молодость которого пришлась на 70-80-е годы 20 века. Проживая на одной и той же территории, но в разные времена, мы являемся жителями разных стран: Советского союза и современной России. В России, начиная с середины 90-х годов, наблюдается значительное снижение уровня развития речи детей и подростков. Причин этому несколько: отсутствие целостности образовательного процесса, ведущее к разрозненности получаемых знаний, застой в науке, и как следствие, уменьшение работников научных специальностей, расслоение общества, которое привело к снижению мотивации к обучению, в связи с тем, что большего в жизни стали добиваться не более образованные, а более наглые люди. Это лишь некоторые причины, вызвавшие кризис в обществе, образовании и, конечно, в мировоззрении людей, следствием которых стало ухудшение качества речи. Это внушает беспокойство педагогам, воспитателям, психологам, родителям, так как речь всегда была показателем того или иного уровня развития интеллекта.
Речь как наиболее совершенная форма общения присуща только человеку. Речевая функция включает в себя зрительный , слуховой, двигательный анализаторы. Чтобы речь функционировала полноценно, необходимо согласование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Управление данной функцией осуществляется высшими отделами мозга человека: корой больших полушарий, обеспечивающих восприятие, запоминание, воспроизведение речи, которые связаны с эмоциями и памятью.
В конце 19 века немецкие ученые Г.Фрич и Е.Гитциг впервые изучили роль отдельных областей коры головного мозга человека. Отечественные ученые также внесли много новых данных в данную область физиологии: киевский анатом В.А.Бец в 1874 году доказал, что каждый участок коры имеет свою особую структуру, И.П.Павлов рассматривал кору головного мозга как совокупность концов анализаторов, как сплошную воспринимающую поверхность. В коре имеется несколько функциональных зон речи: моторный, сенсорный, зона, обеспечивающая восприятие письменной (зрительной) речи. Двигательная зона соседствует с сенсорным речевым центром и развивается параллельно. В частности, проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко к речевой моторной зоне. В связи с чем, за кистью руки человека закрепилось название «орган речи». Поэтому роль мелкой моторики в развитии психических функций человека нельзя переоценить.[3]
Более того, именно на развитости кисти рук, в связи с использованием орудий труда, а как следствии прямохождении (руки человека должны быть свободны для постоянного труда), появлении речи, основана теория эволюции человека. Мелкие движения во время изготовления орудий труда, собирательства, обработки шкур, и т.д. привели к развитию такой важной психической функции как речь.
Задолго до того как ученые нашли теоретическое обоснование взаимосвязи двигательной и речевой зоны мозга, люди с древности интуитивно развивали мелкую моторику детей. В доступе у детей были практически любые предмета из взрослой жизни. Дети обучались ремеслам: мальчики проводили много времени с отцами, которые делали оружие, орудия труда, мебель; дочери – с матерями во время приготовления еды, собирательства, изготовления одежды.
Со временем появились игры, в которых дети готовились к взрослой жизни.
Многие современные педагоги и родители знакомы с системой Марии Монтессори: в результате практической работы она придумала дидактический материал для развития мускульного механизма – обведение геометрических фигур, контурных рисунков птиц, зверей, штриховка цветными карандашами. Для закрепления мускульной памяти движений, необходимых для письма, использование карточек с наждачными буквами, ощупывание которых в направлении письма позволяет запомнить движения, необходимые для письма буквы (включается тактильная память).[6]
Однако мало кому известно, что на Руси было немало игр для развития мелкой моторики. Мы склонны перенимать опыт чужих стран, не познакомившись с опытом собственного народа. Обычно это заканчивается плачевно: качество освоения плохо изученной, чуждой нам, методики очень низкое, к тому же отсутствие преемственности между детским садом и начальной школой в этом вопросе оставляет ощущение, что дети приобрели опыт, который был им вовсе не нужен.[5]
В средневековой Руси, например, была популярна игра «бирюльки». В этой игре используются предметы крайне небольшого размера. Это может быть посуда, шляпки, палочки, любые предметы быта. Суть игры: необходимо специальными крючками аккуратно вытащить игрушку одну за другой, не рассыпав остальные. Для удобства, в каждой игрушке есть специальное отверстие, либо это изначально фигуры, имеющие ушко (например, чайнички, чашки). В процессе игры ребенок тренирует ловкость, терпение, развивает внимание, мелкую моторику и логическое мышление. Игра проста и увлекательна, нравится не только детям, но и взрослым. Может стать отличным поводом собраться всей семьей для приятного время препровождения. В переносном смысле: «играть в бирюльки» — заниматься пустяками, ерундой, оставляя в стороне главное и важное. Однако, зная какую пользу эта игра может принести вашему ребенку, не пожалейте для нее своего времени! К счастью, несколько лет назад эта игра получила вторую жизнь и доступна каждому. [2]
Как же выглядит развитие мелкой моторики у современного ребенка?
Предпочитая чистоту в доме, родители выдают ребенку планшет, компьютер, телефон и ребенок, используя лишь указательный палец «развивается». Пластилин оставляет жирные следы, пачкает пол и мебель, крупа, бисер, бусинки рассыпаются, пальчиковые краски могут испачкать одежду, соленое тесто недолговечно, природный материал крошится, может быть грязным.
Даже если ребенок посещает детский сад, где выполняет задания, направленные на развитие мелкой моторики рук, этого времени недостаточно для ее полноценного развития: данные занятия проходят не ежедневно, а также могут пропускаться во время болезни.
Зачастую ребенок сам стремится к контакту с окружающими его предметами, однако, взрослые по разным причинам препятствуют этому. В основном, взрослых беспокоит сохранность вещей, а также безопасность ребенка. После определенного количества попыток, ребенок утрачивает желание трогать, щупать интересующие его предметы, а вслед за этим постепенно уходит наиважнейшее для развития ребенка качество – любопытство.
Необходимо напротив всячески поддерживать в ребенке стремление все потрогать, изучить свойства (бросить, намочить, покрасить и пр.), даже попробовать на вкус.
Уже к концу дошкольного возраста (к 7 годам) в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Поэтому так важно с самого раннего детства уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребенка. [4]
Ребенок с развитой мелкой моторикой более внимателен, наблюдателен, его мышление развито лучше, движения скоординированы, зрительная и двигательная память более развита, чем у ребенка того же возраста, не достаточно ловко владеющего собственной кистью руки. [1]
Даже, если в домашних условиях, при занятости родителей, нет возможности заниматься ежедневно творчеством (лепка, конструирование, рисование, аппликация и др.), найдется много домашних дел косвенно направленных на развитие мелкой моторики рук, к которым можно привлечь ребенка: перебирание круп, посильная стирка вручную, перемотка ниток, уход за цветами, помощь на кухне, уборка.
Родители должны понимать, что именно регулярность обеспечит лучший результат в достижении результата.
Развитие речи ребенка полностью в руках ребенка. В прямом смысле этого слова. А развитие речи – это его будущее!! В зависимости от того насколько развита его речь, развит и его интеллект, а значит от этого будет зависеть с трудом или с легкостью он овладевает знаниями, интересен или неинтересен ему прекрасный мир, который его окружает. Именно тот, который окружает его, а не тот, который сводится к десяти квадратным сантиметрам экрана его телефона. Организация же этого процесса в первую очередь в руках родителей, воспитатели могут лишь поддержать их инициативу, объединив усилия для всестороннего развития ребенка.
Список используемой литературы:
1. Долгушева О.Г. Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] //URL:http://festival.1september.ru/articles/568858/ (дата обращения 10.02.2015)
2. Игра бирюльки [Электронный ресурс]//URL:http://www.woodfun.ru/igra-biryulki/
(дата обращения 10.02.2015)
3. Корковые речевые зоны мозга [Электронный ресурс] //URL:http://otherreferats.allbest.ru/biology/00136304_0... (дата обращения 9.02.2015)
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд.-М.: ТЦ Сфера, 2008.-464 с.
5. Петербургский музей кукол [Электронный ресурс] //URL:
http://museum-dolls.livejournal.com/15341.html (дата обращения 10.02.2015)
6. Петрова Л.И. (автор-составитель) Теория воспитания: Учебно-методическое пособие.-СПб.: Издательство РГПУ им.А.И.Герцена, 2008.-148с.
Комментарии
не мелкая польза мелкой моторики
Аксана Александровна,знаю, что вы ведете в детском саду кружок по развитию мелкой моторики у дошкольников. Хочется отметить, что дети с удовольствием идут на ваши занятия, а потом с радостью рассказывают о том, чем они занимались. Думаю, да и уверена на все 100%, что ваши занятия как раз и дают то, чего для наших современных родителей так не хватает в домашней обстановке.
спасибо за оценку моей работы
спасибо за оценку моей работы с детьми