Программа студии "Родничок"
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию | 37.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа студии « РОДНИЧОК»
Содержание.
Пояснительная записка…………………………………………………………………3
Тематический план………………………………………………………………………… 9
Содержание программы……………………………………………………………….13
Уровни освоения программы………………………………………………………..16
Ключевые слова……………………………………………………………………………..18
Литература…………………………………………………………………………………….. 19
1
Пояснительная записка.
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березки у дороги,
По которой мы идем
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
2
Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Программа предназначена для работы по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми СТАРШЕЙ группы.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.
Основные задачи патриотического воспитания:
-воспитание чувств гражданственности и патриотизма в процессе разнообразной детской деятельности
-активное вовлечение родителей в решение задач патриотического воспитания
– воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду.
– способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей.
Возраст: старшая группа
Кол-во детей: 26
Реализация кружка – 1 год
Форма работы: групповая
3
Нравственно-патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству. Темы направлены на социализацию личности дошкольника, формирование любви к малой Родине на основе приобщения к национальной культуре:
- Роль семьи в воспитании патриотических чувств дошкольников;
- Воспитание любви к родному краю через формирование патриотических чувств:
- к природе;
- родному городу;
- традициям и обычаям;
- символике Родины - Значение устного народного творчества в формировании патриотизма:
- пословицы и поговорки;
- народные сказки;
- народные подвижные, сюжетно-ролевые игры;
Значение декоративно-прикладного искусства в формировании нравственно-патриотических чувств.
Главная цель патриотического воспитания может быть сформулирована следующим образом: возрождение в воспитании дошкольников патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, посредством воспитания любви к родному краю. Направленность кружка (Социально - коммуникативное, художественно-эстетическое) определяется в соответствии с социальным заказом родителей, воспитанников и общества.
4
Работа осуществляется по программе «Радуга» и пособию «Патриотическое воспитание» Т. С.Комаровой.
Образовательно-воспитательный минимум реализуется посредством пособия « Народное искусство в воспитании дошкольников» под редакцией док .педагогических наук » авторов Т.С. Комаровой. В.В.Гербовой , Васильевой.
Ожидаемый результат по окончании программы.
1.Проявлять интерес к прошлому, настоящему, будущему родного края.
2.Проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края.
3.Знать историю своего поселка .
4.Знать название: города, поселка, края, столицы нашей Родины.
5. Уметь пользоваться картой, глобусом.
6.Знать некоторые культурные традиции русского народа.
7.Уметь рассказать о себе, событиях своей жизни, о своих мечтах, планах на будущее.
Организация кружковой работы
Организация кружковой работы регламентируется планом и расписанием, утвержденным руководителем дошкольного образовательного учреждения.
Кружок организуют и проводят воспитатели Ломако Татьяна Ивановна и Аксенова Людмила Викторовна, работающие с детьми старшего дошкольного возраста.
Продолжительность занятий детей не превышает 25 минут.
Кружковая работа проводится в МКДО №3 2 раза в неделю во вторую половину дня с 16.00 до 16.30.
Руководители кружка организовывают свою деятельность посредством следующих форм:
5
- Организованные занятия
- Экскурсии
- Тематические прогулки
- Индивидуальные занятия
- Выставки
- Концерты
- Развлечения, досуги
- Участие в конкурсах
- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов учреждения
- Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях, концерты для родителей /их законных представителей.
Руководители кружков представляют отчеты о результатах деятельности кружка старшему воспитателю в конце года на заседании итогов педагогического Совета.
Контроль над деятельностью кружка осуществляет заведующая и заместитель заведующей по воспитательно-образовательной работе.
6
Календарно-тематическое планирование.
Блок 1. «Моя семья»
Месяц
| Дата | Тема | Количество часов |
Сентябрь | 15.09 | «Моя семья» | 1 |
Сентябрь | 19.09 | « Труд моих родителей» | 1 |
Сентябрь | 22.09 | «Что обозначает имя твое» | 1 |
Сентябрь | 26.09 | «Семейные традиции» | 1 |
Сентябрь | 29.09 | Выставка «Герб моей семьи» | 1 |
Блок 2. « Солнечный - мой любимый поселок»
Месяц
| Дата | Тема | Количество часов |
Октябрь | 3.10 | «Мой поселок Солнечный» - экскурсия. | 2 |
Октябрь | 06.10 | «Люди, живущие в нашем поселке». | 1 |
Октябрь | 10.10 - 13.10 | «Знакомство с символикой поселка». | 2 |
Октябрь | 17.10 – 20. 10 | «Игра-путешествие по карте родного края». | 2 |
Октябрь | 24.10-27.10 | «Изготовление макета нашего поселка». | 2 |
Октябрь | 31.10 | Фотовыставка «Мой Солнечный». | 1 |
Блок 3. « Наше государство - Российская Федерация»
Месяц
| Дата | Тема | Количество часов |
Ноябрь | 03.11 – 07.11 | «Россия – многонациональная страна». | 2 |
Ноябрь | 10.11 – 14.11 | «Природа Сибири. Знакомство с Красной книгой». | 2 |
Ноябрь | 17.11 - 21.11 | «Животный мир нашего края». | 2 |
Ноябрь | 24.11 | «В гостях у мастеров». | 1 |
Ноябрь | 28.11 | «Посиделки» с родителями. | 1 |
Блок 4. «Наша Родина – Россия»
Месяц
| Дата | Тема | Количество часов |
Декабрь | 01.12 | «Экскурсия в краеведческий музей». | 2 |
Декабрь | 05.12 – 08.12 | «Москва – столица нашей Родины. | 2 |
Декабрь | 12.12 – 15.12 | «Государственная символика нашей страны». | 2 |
Декабрь | 19.12 - 22.12 | «Русская народная культура». | 2 |
Декабрь | 26.12 – 2 9.12 | «В гостях у сказки». | 2 |
Блок 5. « Народные традиции»
Месяц
| Дата | Тема | Количество часов |
Январь | 12.01 – 16.01 | «Народные праздники на Руси. Русский народный костюм» | 2 |
Январь | 19.01 – 23.01 | «Устное народное творчество». | 2 |
Январь | 26.01 – 30.01 | «В гостях у бабушки Арины». | 2 |
Блок 6. «День защитника Отечества»
Месяц
| Дата | Тема | Количество часов |
Февраль | 02.02 – 06.02 | «Наша Армия родная». | 2 |
Февраль | 09.02 – 13.02 | «Мой папа – военный». | 2 |
Февраль | 16.02 | Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». | 1 |
Февраль | 20.02 | Игра – путешествие «Найди клад». | 1 |
Февраль | 27.02 | «Знакомство с военными музыкантами». | 1 |
Блок 7. «Моя любимая мамочка»
Месяц
| Дата | Тема | Количество часов |
Март | 02.03 - 06.03 | «Подарок для мамы». | 2 |
Март | 13.03 – 16.03 | «Портрет мамы». | 2 |
Март | 20.03 – 23.03 | « Профессия моей мамы». | 2 |
Март | 27.03 -30.03 | «Моя любимая мама». | 2 |
Блок 8. «Наши космонавты»
Месяц
| Дата | Тема | Количество часов |
Апрель | 03.04 - 06.04 | «…Если очень захочу – тоже в космос полечу». | 2 |
Апрель | 10.04 – 13.04 | «Наши космонавты». | 2 |
Апрель | 17.04 – 20.04 | Игра – путешествие «Земля –Космос». | 2 |
Апрель | 24.04 – 27.04 | «В гостях у сказки» -игра- драматизация. | 2 |
Блок 9. «Этот день Победы»
Месяц
| Дата | Тема | Количество часов |
Май | 08.05 | Экскурсия к мемориалу «Скорбящая мать». | 1 |
Май | 11.05 – 15.05 | «Как хорошо, когда мир на Земле». | 2 |
Май | 18.05 -22.05 | «Украсим Землю цветами». | 2 |
Май | 25.05 – 29.05 | Диагностика | 2 |
Содержание программы
Блок 1. «Моя семья»
Цель. Укрепление связи поколений в семье, воспитание уважения к представителям старшего поколения.
Задачи.
- Развивать интерес к своим близким, друзьям.
- Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения.
- Воспитывать уважение и почитание людей старшего поколения.
Блок 2. Блок « Солнечный - мой любимый поселок»
Цель. Знакомство с историей поселка ЗАТО п. Солнечный.
Задачи.
- Развивать любознательность, учить вести диалог.
- Познакомить детей с историей возникновения , его гербом, поселок – результат труда людей разных поколений.
Блок 3 . «Наше государство – Российская Федерация»
Цель. Привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – герба, гимна, флага.
Задачи.
- Развивать представления детей о государственной символике российского государства, их исторического происхождении.
- Обобщать знания детей о Государственном флаге.
- Воспитывать уважение к могуществу Российской державы, любви к Родине, чувства гордости за свою страну.
Блок 4. «Наша Родина – Россия»
Цель. Познакомить с большой Родиной – Россией, формировать любовь к Отчизне.
Задачи.
- Развивать интерес к прошлому, настоящему, будущему России.
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за то, что мы – россияне.
Блок 5. « Народные традиции»
Цель. Привитие глубокого уважения и почитания к русским народным обрядам и праздникам .
Задачи.
- Развивать представление детей о празднике Рождества.
- Расширить знания детей о добре и вере.
- Воспитывать чувство гордости за свой народ и страну.
Блок 6. «День защитников Отечества»
Цель. Знакомство детей с тем, кто такие защитники Отечества.
Задачи.
- Показать образ защитников Родины, через образы реально существовавших личностей, былинных, сказочных богатырей.
- Познакомить с особенностями службы солдат разных войск.
- Обобщить: наша армия – армия – освободительница, миролюбивая и гуманная.
Блок 7. «Моя любимая мамочка»
Цель. Расширение знаний детей о профессиях. Привитие любви и уважения к старшему поколению.
Задачи.
- Воспитывать доброе, внимательное,
- уважительное отношение к старшим,
- стремление помогать им.
Блок 8. «Наши космонавты»
Цель. Знакомство с глобусом и физической картой Земли. Рассказ о влиянии Солнца и Луны на планету Земли.
Задачи.
- Расширить знания детей о внутреннем строении Земли.
- Развивать поисково-познавательные способности, логическое мышление.
- Формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.
Блок 9. «Этот день Победы»
Цель. Закрепление знаний детей о том, как защищали русские люди свою Родину в годы войны, как живущие помнят о них.
Задачи.
- Обобщить и расширить знания детей об истории Великой Отечественной войны,
- о героях войны, о том, как народ чтит их память; в честь героев слагают стихи и песни, им воздвигают памятники.
УРОВНИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Чтобы выявить уровень знаний детей старшей группы о родном городе, крае, стране, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой:
- Отношение к родному краю;
- Знание о стране и ее столице;
- Отношение к природе родного края.
На основе критериев мы выделили уровни:
Низкий уровень – ребенок затрудняется в точном ответе на вопрос, в каком городе или в какой стране он живет, какие знаменитые места есть в его городе; может назвать лишь несколько мест, где он был; не проявляет интереса к рассматриванию открыток с изображением города и его достопримечательностей. Знания о животном и растительном мире Сибири скудные.
Средний уровень – ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях, чем знаменита родная Сибирь , стремится повысить свои знания о городе, крае, задает вопросы, умеет аргументировать свои высказывания, затрудняется в назывании открыток о городе, Сибири . С взрослым идет на контакт, раскрывается, когда чувствует, что тема для него интересна. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины.
Высокий уровень – ребенок имеет достаточно глубокое представление о родном крае, городе. Знает название известных мест города, объясняет название улиц города. Имеет представление о природе родного города, края (животные, растения – внешнее строение, основные жизненные функции, приспособленность к окружающей среде), о растениях леса, луга, огорода, о домашних и диких животных.
Ключевые слова.
Герб
Гимн
Флаг
Российская Федерация
Область
Столица
Кремль
Красная книга
Планетарий
Космос
Родина
Фольклор
Гжель
Хохлама
Городец
Литература
1.Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия. – М.: Просвещение,2001.
2.Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание: Методическое пособие.- М.: Творческий центр,2007.
5.Липнягова Н.Н., Лусихина Т.В. Люби и знай свой родной край,2007.
6.Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.:Аркти,2007.
8.Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию. -2005.