конспект занятия по ознакомлению с природой ''Воздух - невидимка'' старшая группа
Цель: формировать у детей желание принимать познавательные задачи и решать их самостоятельно через поисковую деятельность, использовать полученные знания в решении проблемных ситуаций.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха;
- учить детей определять и называть качества и свойства воздуха: прозрачный, приобретает форму предмета, в котором находится; воздух имеет запах ;
Развивающие:
- развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
Воспитательные :
- воспитывать желание объяснять, доказывать, защищать своё мнение, а также воспитывать бережное отношение к первозданной чистоте природы.
Словарная работа: газообразные человечки.
Оборудование:10 стаканов с водой, 10 трубочек для коктейля,10 полиэтилленовых пакетов, мыльные пузыри по количеству детей, 1 апельсин, карандаши и бумага для фиксирования опытов по количеству детей.
Формы и методы работы с детьми:
познавательная деятельность: беседа" Воздух в жизни обитателей Земли".Загадывание загадок о воздухе. Рассматривание иллюстраций о воздухе.
игровая деятельность: игры детей с самодельными веерами, с воздушными шарами.
Предварительная работа: наблюдение за силой ветра на прогулке, отгадывание загадок о ветре и воздухе, а также дидактическая игра " Чья птичка дальше улетит?". Изготовление бумажного веера.
Интеграция образовательных областей:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Ход :
В:- Ребята, я сейчас прочитаю вам одну историю. (Чтение рассказа А .Низовой " Невидимка"." Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки куста .Вы идёте по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо- срывает с вашей головы шляпу. Если вы видите что снежинки вдруг срываются с места и начинают путешествовать, можете быть уверенными , что их несёт Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно , как на его пути склоняются кусты." Как вы думаете, кто этот Невидимка?
Д: - Ветер, воздух.
В:- Да, ветер и воздух - это одно и тоже. У меня на доске иллюстрации, что вы на них видите?
Д: - На этой иллюстрации ветер гонит по волнам парусник, а здесь море спокойное значит ветра нет, а на третьей иллюстрации- ураган.
В: - Да вы правы. Это всё происходит в где?
Д:- Это происходит в природе.
В: - А при помощи чего всё это происходит?
Д:- Всё при помощи ветра.
В: -Хорошо. Я сейчас предлагаю вам сложить веер из бумаги и помахать им. Что вы почувствовали?
Д: - Мы почувствовали ветер(воздух).
В: - Скажите мне , ребята ,а где есть воздух?
Д:- Воздух есть вокруг нас.
В:- Да, он есть вокруг нас .А мы его видим?
Д:- Нет мы не видим воздух.
В:- Значит воздух какой?( Прозрачный, невидимый).
В:- Давайте в этом убедимся. На ваших столах есть стаканы с водой и трубочки для коктейля. Опустите трубочку в стакан и подуйте в неё. Что вы увидели?
Д:- В стакане появились пузырьки.
В:- А как вы думаете ,что это за пузырьки?(Это воздух).
В:- Да это и есть воздух. Давайте мы с вами зарисуем наш опыт в наших листах. А какой вывод мы сделаем?
Д:- Воздух легче воды.
В:- Молодцы. А у меня есть ещё кое-что для вас.( показываю полиэтилленовый пакет). как думаете что это такое?
Д:- Это пакет.
В:- Рассмотрите свои пакеты и скажите в них что-нибудь есть?( Ничего нет , он пустой).
В:- А теперь закрутите пакеты с одной стороны. Что с ними произошло?
Д:- Пакеты надулись, стали выпуклыми.
В:- Значит в них что-то есть. А что же это?(В них воздух).
В:- Да. А сейчас откройте пакеты. Какие они теперь стали?( Они сдулись).
В:- А где же воздух? (Он улетел).
В:- Какой вывод мы можем сделать?
Д:- Воздух есть вокруг нас и мы смогли его обнаружить.
В:- Да давайте зарисуем в наших листах этот опыт.
ФИЗМИНУТКА.
1,2,3,4,5
Научились мы считать.
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше(подняться на носки)
И легко-легко подышим. 2 раза.
В:- Дети , сделайте круг и послушайте меня. Помните мы с вами знакомились с "маленькими человечками"? А каких вы знаете " мал.человечков"?
Д:- Мы знаем жидких и твёрдых человечков.
В:- А что делают "жидкие человечки"?( они стоят , опустив руки).
В:- А что делают " твердые человечки"?( они крепко держатся за руки). Я назову сейчас слова, а вы покажите мне какие это "человечки".(называю слова: железо, вода, кирпич, чай, камень). Молодцы! А сейчас я познакомлю вас с ещё одними " человечками". Посмотрите на мою карточку что на ней изображено?
Д:- На ней изображены " человечки" которые бегут.
В:- Да эти "человечки" всегда находятся в движении а называются они газообразные. А вы хотите почувствовать этих " человечков"? Тогда давайте подуем на ладошку. Что вы почувствовали?
Д:- Мы почувствовали воздух.
В:- А где мы с вами можем увидеть "газообразных человечков"?
Д:- Мы можем их увидеть когда открываем бутылку с лимонадом и наливаем его в чашку.
В:- Да вы правы. А сейчас давайте зарисуем наш опыт в листах. Каких "человечков" , Денис, мы зарисуем?(газообразных).
В:- Дети, а как вы думаете воздух может передавать запах?(Да; нет) Давайте мы проверим. Закрывайте глаза и не подглядывайте. (чищу апельсин). Вы что-нибудь почувствовали?
Д:- Да мы чувствуем запах апельсина.
В:- Значит какой вывод мы можем сделать?
Д:- Воздух передает запахи.
В:- Хорошо. Давайте ещё поиграем.(раздаю детям мыльные пузыри и они начинают их пускать). Что это такое? (мыльные пузыри) . А что они делают?
Д:- Они летают.
В: - А скажите что внутри пузырей?(воздух). Послушайте стихотворение С.Я.Маршака
Воды обыкновенной в стаканчик набери
Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.
Соломинку простую сейчас возьму я в рот,
Воды в неё втяну я потом слегка подую
В соломинку и вот, сияя гладкой плёнкой,
Растягиваясь в ширь, выходит нежный тонкий,
Раскрашенный пузырь. Горит, как хвост павлина,
Каких цветов в нём нет- лиловый, красный, синий,
Зелёный, желтый цвет.
Взлетает шар надутый, прозрачнее стекла.
Внутри его как-будто сверкают зеркала.
В:- Итак давайте скажем что нового мы сегодня узнали о воздухе.
Д:- Воздух прозрачный; мы обнаружили его с помощью пакета, стакана с водой и трубочки; познакомились с новыми " человечками" ; узнали что воздух передаёт запахи.
В:- Дети вы все молодцы! Спасибо!