Развитие познавательно - исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Автор: Бусуек Татьяна Ивановна, воспитатель структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 «Образовательного центра» с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»
Я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Прежде всего, осуществление поставленных задач зависит от того, насколько прогрессивно вы смотрите на воспитание и развитие ребенка, от ваших намерений, возможностей, желания работать с детьми с полной отдачей сил. На протяжении пяти лет я работаю над этой темой. Требования современной жизни таковы, что для успешности в жизни, человек должен обладать рядом качеств. Главными из них являются здоровье, коммуникативность, то есть умение общаться, устанавливать контакты, уверенно и свободно чувствовать себя в любой социальной среде. Целью своей работы поставила создание благоприятных условий развития детей и формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для реализации цели организую разнообразные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, двигательную, познавательную, исследовательскую, коммуникативную, музыкальную, трудовую.
У детей дошкольного возраста закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческие позиции и многое другое. Все эти способности не возникают сами с себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень, не может осуществляться без разработке инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированный на личность ребенка, на развитие его способностей.
Я создала целостную систему по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через все виды деятельности.
Совместная деятельность детей и педагогов
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||||
Проектная Игровая Вовлечение родителей
деятельность деятельность в образовательный процесс
Социально- Изобразительная Экспериментально-
коммуникативная деятельность исследовательская
деятельность деятельность
Театральная Продуктивная Двигательная
деятельность деятельность деятельность
Эта система направлена на решение следующих задач:
v Формировать у детей представление о простейших связей между ближайшего окружения.
v Воспитывать чувственно – эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
v Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к живой и неживой природе.
v Формировать умение называть свойства предметов.
v Развивать речь и активизировать словарь.
v Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей.
v Формировать доброжелательное отношение к окружающим.
v Стимулировать любознательность и включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Пути реализации задач:
v Создание условий (материальная база, создание предметно-развивающей среды, программное обеспечение).
v Обеспечение непосредственного общения детей с живой и неживой природой.
v Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
v Вовлечение родителей в организацию образовательного процесса.
v Установление преемственности с учреждениями села.
Хочется остановиться на некоторых условиях успешности развития познавательно-исследовательской деятельности. Во-первых, практика показала важность интеграции познавательного развития с другими областями развития ребенка. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.
Во-вторых, комплексный подход к познавательному развитию выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями, предметным окружением, взаимоотношениями между сверстниками и взрослыми.
Организация образовательной деятельности включает систему работы по ознакомлению детей с окружающей средой, социальной действительностью, в основе которой лежит знакомство дошкольников с знакомство с миром живой и неживой природы, с предметным окружением, с обществом, в котором мы живем, миром предметов, которые помогают им познать окружающую действительность.
Главным компонентом организации образовательной деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами образовательной деятельности могут быть: детский сад и наша группа, профессии, театр – это интересно, моя семья , опыты и эксперименты, растительный и животный мир, секреты неживой природы и другие. Дети получают возможность познакомиться с окружающим его миром, расширить представления о нем, о том непонятном и неизведанном. Образовательный процесс осуществляется через рассматривание картин и беседу, игры, чтение детской литературы, рассказ воспитателя, просмотр презентаций, проекты, развлечения, во всех вариантах образовательной деятельности первостепенное значение приобретает словесный метод - от слова педагога (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание образовательной деятельности, обеспечивает успешный результат обучения.
В своей работе я стараюсь использовать новые технологии для поддержания интереса к познанию, стремлении детей познавать мир, учиться, использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы. А все это можно реализовать в проектной деятельности. Проектная деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить развитие познавательно – исследовательской деятельности ребенка.
Не только методы и приёмы развивают познавательные способности детей, но и сама окружающая обстановка, среда образовательного учреждения должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом.
Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уюте, в которой все гармонично, функционально, насыщено. Но благодаря творческому подходу, увлечённости, компетентности, инновационным педагогическим приёмам, умению находить в различных ситуациях нестандартные решения педагоги ДОУ смогли реализовать основные принципы построения ПРС: здоровьесберегающей, развивающей, эстетической направленности.
Организованная мною предметно-развивающая среда позволяет создать в группе стимулирующую, социальную, игровую, творческую атмосферу, атмосферу раскованности, в которой ребенок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учиться общаться, оказывать поддержку другому.
Вся работа по развитию познавательно исследовательской деятельности ведется в тесном контакте с родителями.
Эта работа является одной из составных частей моей работы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Работу веду в двух направлениях:
Педагог – родитель
Педагог – ребенок – родитель
Главными задачами взаимодействия с родителями считаю:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
2. Создать атмосферу общности интересов.
3. Активизировать и обобщать воспитательские умения родителей
Таким образом, при совместной работе с педагогами и родителями мы развиваем у детей интерес, любознательность и познавательные мотивации; формируем познавательные действия; развиваем воображение и творческую активности; формируем первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, пространстве и времени, движении и покое и др.), представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника, об особенностях природы.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из опыта работы
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста»
Автор: Бусуек Татьяна Ивановна, воспитатель структурного подразделения государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы № 1 «Образовательного центра» с. Большая Глушица муниципального района Большеглушицкий Самарской области, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования – «Детский сад № 3 «Красная Шапочка»
Я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста. Прежде всего, осуществление поставленных задач зависит от того, насколько прогрессивно вы смотрите на воспитание и развитие ребенка, от ваших намерений, возможностей, желания работать с детьми с полной отдачей сил. На протяжении пяти лет я работаю над этой темой. Требования современной жизни таковы, что для успешности в жизни, человек должен обладать рядом качеств. Главными из них являются здоровье, коммуникативность, то есть умение общаться, устанавливать контакты, уверенно и свободно чувствовать себя в любой социальной среде. Целью своей работы поставила создание благоприятных условий развития детей и формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для реализации цели организую разнообразные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, двигательную, познавательную, исследовательскую, коммуникативную, музыкальную, трудовую.
У детей дошкольного возраста закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческие позиции и многое другое. Все эти способности не возникают сами с себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень, не может осуществляться без разработке инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированный на личность ребенка, на развитие его способностей.
Я создала целостную систему по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через все виды деятельности.
Совместная деятельность детей и педагогов
Проектная Игровая Вовлечение родителей
деятельность деятельность в образовательный процесс
Социально- Изобразительная Экспериментально-
коммуникативная деятельность исследовательская
деятельность деятельность
Театральная Продуктивная Двигательная
деятельность деятельность деятельность
Эта система направлена на решение следующих задач:
- Формировать у детей представление о простейших связей между ближайшего окружения.
- Воспитывать чувственно – эмоциональные реакции детей на окружающую среду, заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.
- Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к живой и неживой природе.
- Формировать умение называть свойства предметов.
- Развивать речь и активизировать словарь.
- Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей.
- Формировать доброжелательное отношение к окружающим.
- Стимулировать любознательность и включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.
Пути реализации задач:
- Создание условий (материальная база, создание предметно-развивающей среды, программное обеспечение).
- Обеспечение непосредственного общения детей с живой и неживой природой.
- Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами.
- Вовлечение родителей в организацию образовательного процесса.
- Установление преемственности с учреждениями села.
Хочется остановиться на некоторых условиях успешности развития познавательно-исследовательской деятельности. Во-первых, практика показала важность интеграции познавательного развития с другими областями развития ребенка. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка.
Во-вторых, комплексный подход к познавательному развитию выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями, предметным окружением, взаимоотношениями между сверстниками и взрослыми.
Организация образовательной деятельности включает систему работы по ознакомлению детей с окружающей средой, социальной действительностью, в основе которой лежит знакомство дошкольников с знакомство с миром живой и неживой природы, с предметным окружением, с обществом, в котором мы живем, миром предметов, которые помогают им познать окружающую действительность.
Главным компонентом организации образовательной деятельности становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами образовательной деятельности могут быть: детский сад и наша группа, профессии, театр – это интересно, моя семья , опыты и эксперименты, растительный и животный мир, секреты неживой природы и другие. Дети получают возможность познакомиться с окружающим его миром, расширить представления о нем, о том непонятном и неизведанном. Образовательный процесс осуществляется через рассматривание картин и беседу, игры, чтение детской литературы, рассказ воспитателя, просмотр презентаций, проекты, развлечения, во всех вариантах образовательной деятельности первостепенное значение приобретает словесный метод - от слова педагога (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание образовательной деятельности, обеспечивает успешный результат обучения.
В своей работе я стараюсь использовать новые технологии для поддержания интереса к познанию, стремлении детей познавать мир, учиться, использовать приобретенные знания, решать возникающие проблемы. А все это можно реализовать в проектной деятельности. Проектная деятельность помогает создать условия для реализации детьми своих способностей и потенциала личности.
В целом лишь комплекс всевозможных методов может обеспечить развитие познавательно – исследовательской деятельности ребенка.
Не только методы и приёмы развивают познавательные способности детей, но и сама окружающая обстановка, среда образовательного учреждения должна быть взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит ребенку свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом.
Несомненно, у каждого педагога есть свое собственное представление об уюте, в которой все гармонично, функционально, насыщено. Но благодаря творческому подходу, увлечённости, компетентности, инновационным педагогическим приёмам, умению находить в различных ситуациях нестандартные решения педагоги ДОУ смогли реализовать основные принципы построения ПРС: здоровьесберегающей, развивающей, эстетической направленности.
Организованная мною предметно-развивающая среда позволяет создать в группе стимулирующую, социальную, игровую, творческую атмосферу, атмосферу раскованности, в которой ребенок чувствует право на самоопределение, на поиск, выбор, где не боится совершить ошибки, чувствует поддержку взрослого и всего окружения, учиться общаться, оказывать поддержку другому.
Вся работа по развитию познавательно исследовательской деятельности ведется в тесном контакте с родителями.
Эта работа является одной из составных частей моей работы. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Работу веду в двух направлениях:
Педагог – родитель
Педагог – ребенок – родитель
Главными задачами взаимодействия с родителями считаю:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу общности интересов.
- Активизировать и обобщать воспитательские умения родителей
Таким образом, при совместной работе с педагогами и родителями мы развиваем у детей интерес, любознательность и познавательные мотивации; формируем познавательные действия; развиваем воображение и творческую активности; формируем первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, пространстве и времени, движении и покое и др.), представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника, об особенностях природы.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.