Опыт по формированию логического мышления с использованием развивающих игр
Опыт по формированию логического мышления у детей дошкольного возраста с использованием развивающих игр.
Воспитатель первой квалификационной категории – Сысоева Ольга Сергеевна, г. Энгельс «Детский сад №17».
В наши дни, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является приоритетным направлением в работе ДОУ.
Дошкольники с развитым логическим мышлением лучше запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что уровень развития логического мышления дошкольника при поступлении в школу ниже среднего.
Целесообразно использовать в работе развивающие игры, которые приведут к повышению качества логического мышления .
Наиболее эффективными пособиями являются логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера и развивающие игры Б. П. Никитина.
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек. В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см.
Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Развивающая игра Б.П. Никитина «Сложи узор» состоит из 16 кубиков, грани которых окрашены в четыре цвета (красный, желтый, синий, белый) определенным образом.
С помощью этой игры можно развить у ребенка пространственное воображение, внимание, графические способности, умение анализировать, синтезировать, комбинировать
Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами
Цель опыта:
Создание условий для формирования основных приемов логического мышления у дошкольников через использование развивающих игр.
Задачи: Формировать основные приемы логического мышления: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование .
Развивать у детей умения рассуждать, доказывать.
Организовывать самостоятельность игры, проявлять познавательный интерес, творческое воображение.
Воспитывать интерес к логико-математическим играм.
Воспитывать коммуникативные навыки, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.
Создание развивающей среды, было первым этапом в моей работе. Наличие занимательных игр и пособий, которые я расположила в математическом уголке, привлекли внимание детей и вызвали желание действовать. Дети в процессе игры, незаметно для себя, считают, складывают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции, заставляющие ребенка задуматься и в поисках ответа, втянуться в игру воображения.
Для родителей были организованы консультации, дни открытых дверей, буклеты, памятки и многое другое. Родители стали понимать значение развития логического мышления у детей, его связь с развитием интеллектуальных способностей.
Уровень заинтересованности в использовании игр на основе логических блоков Дьенеша , палочек Кюизенера, развивающих игр Б.П. Никитина несомненно вырос.
У детей были сформированы такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий.
Повысилась концентрация внимания. В проблемных ситуациях дети научились анализировать, сопоставлять, быстро находить правильное решение.
Использование развевающих игр способствует развитию логического мышления, совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников
Далее презентация