Система работы по развитию слухового восприятия слабослышащих дошкольников

Редькина Оксана Геннадьевна

Методические рекомендации для учителей-дефектологов по организации работы по развитию слухового восприятия слабослышащих дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по развитию слухового восприятия среди слабослышащих дошкольников

     Педагогический процесс, направленный на использование и развитие слуха слабослышащих, способствует улучшению слухового восприятия, произношения, развития речи. Эти возможности возрастают благодаря использованию звукоусиливающей аппаратуры. Задача воспитания и обучения слабослышащих – максимальное развитие слухового восприятия у детей с целью расширения и укрепления слухо-зрительной основы восприятия устной речи, наиболее полного включения слуха в формирование произносительной стороны речи, активного использования слуха в учебно-воспитательном процессе и создания на этой базе предпосылок для успешной реабилитации слабослышащих в среде нормально слышащих людей.

     Существует несколько форм организации работы по развитию слухового восприятия: занятия по развитию речи, математики с использованием звукоусиливающей аппаратурой, специальные занятия по развитию слухового восприятия фронтальные и индивидуальные и занятия воспитателей.

     На индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия отводится специальные часы, на всех остальных занятиях развитие слухового восприятия осуществляется непосредственно в ходе усвоения программного материала по занятию, а вне занятий – при проведении мероприятий.

     Каждая форма работы имеет свои цели и содержание. Сочетание различных форм работы по развитию слухового восприятия дает наибольший эффект.

     По развитию слухового восприятия на занятиях существует 3 типа фронтальных занятий:

  1. комбинированное или смешанное занятие. На этом этапе сообщение нового материала сочетается с его закреплением и повторением пройденного материала. На таком занятии дети впервые знакомятся с новыми звуками (неречевыми и речевыми), учатся, опираясь на ранее приобретенные умения, распознавать эти звуки в быту, например, занятие по теме «Различение фраз-поручений» - возьми, попроси, воспроизведение их в речи и выполнение.
  2. занятие по формированию и закреплению умений и навыков. Основную часть данного занятия занимают упражнения в определении источника звучания; характера речевого материала и т.д., например, занятия по темам: «Определение источника звука», «Определение направления звучания» и т.д.
  3. контрольное или проверочное занятие. Как правило, такое занятие проводится в начале и в конце учебного года, а так же после каждой пройденной темы.

     Каждое занятие имеет свои цели: они могут быть образовательными, воспитательными, коррекционными. К образовательным относятся такие, как овладение умением различать на слух фразы и умением вести диалог на слух, восприятие на слух небольших текстов и т.д. к воспитательным целям – формирование убеждений, что дети со сниженным слухом имеют все возможности для полноценного участия в жизни, труде всей страны; воспитание правильного отношения к своему недостатку. К коррекционным – овладение умением пользоваться теми остатками слуха, которые у них есть, а так же умением правильно использовать сниженный слух в учебном процессе, быту, исправление ошибок в речи и произношения.

     Закрепление выработанных на занятиях по слуховому восприятию умений осуществляется и во время вне занятий. Целесообразно приучить детей пользоваться индивидуальной аппаратурой во время всех мероприятий.

     Слабослышащие дети с большим интересом участвуют во всех мероприятиях. Поэтому эти мероприятия необходимо сделать целенаправленными и интересными. Однако надо помнить, что все мероприятия должны преследовать цель – развития слухового восприятия детей.

     Для правильной организации работы по развитию слухового восприятия надо соблюдать дозировку звуковой нагрузки на слух каждого ребенка. Для этого учителю необходимо точно определить объем материала, предъявляемый для различения. В начале работы по дифференциации неречевых звучаний можно использовать 2-3 звука (барабан, дудка, гармоника). По мере усвоения материала добавляются новые звуки (бубен, металлофон и др.).  Точно так же при работе над дифференциацией речи сначала предлагаются предложения из 2-3 слов, а затем постепенно объем слов увеличивается до 6-7 слов и в дальнейшем можно перейти к восприятию небольших текстов.

     При определении дозировки звуковой нагрузки необходимо решить вопрос продолжительности использования звукоусиливающей аппаратуры. Современные данные, собранные сотрудниками НИИдефектологии, свидетельствуют о том, что использование звукоусиливающей аппаратуры целесообразно в течение всего занятия и не приносит ущерба неполноценному слуховому анализатору. Без аппарата – орг. Момент, регулировка громкости и физкультминутка.

     В тех случаях, когда не учитываются такие условия, как правильное использование аппаратуры, состояние слуха, объем звуковой нагрузки и др., у слабослышащих детей может возникнуть утомление. К признакам утомления относится частая зевота, снижение внимания, отказ от продолжения  занятий, рассеянность, беспокойство, стремление снизить громкость звука, отказ от работы с аппаратурой.

     Использование аппаратуры предъявляет особые требования к речи взрослых и детей. Речь взрослых должна быть образцом для детей, т.е. быть спокойной, эмоциональной, выразительной, иметь постоянную громкость. В ходе работы с аппаратурой необходимо выработать у детей желание и умение пользоваться ею постоянно.

     Одним из специфических требований, предъявляемых к индивидуальным занятиям, является восприятие материала на слух без аппаратуры. Как показали исследования Бельтюкова и Багровой, снятие слухового самоконтроля влекло за собой восстановление прежних дефектов произношения, а включение аппаратуры помогало устранению этих дефектов. Поэтому особое значение приобретает работа без звукоусиливающей аппаратуры, т.к. следует учить детей пользоваться своим сниженным слухом. Рекомендуется вводить упражнения без аппаратуры в 1 и 2 части индивидуальных занятий: при формировании произносительных навыков и при развитии слухового восприятия. При этом ставятся разные задачи: в 1 части – отработка произношения без аппаратуры, во 2 части – тренировка различения речевого материала на слух без аппаратуры.

     В процессе работы по развитию слуха используется и слухо-зрительное и слуховое восприятие. Основным видом восприятия речи является слухо-зрительное. Наряду со слухозрительным восприятием часть материала на любых занятиях воспринимается на слух. Как правило, на слух предъявляется материал небольшого объема, отработанный на занятиях по развитию речи, математики, музыкальных занятиях и т.д., например, фразы, связанные с организацией занятий, часть вопросов по картине и т.д.

     Сниженный слух детей требует опоры на зрительный анализатор. Слухозрительное восприятие выполняет подсобную роль, готовит слуховой анализатор к последующему различению звуков с опорой только на слух. Поэтому, прежде чем предложить детям различать звуки барабана и дудки, показываем эти предметы, произносим их названия, написать на доске или на табличке, прослушать звуки, издаваемые этими предметами. После этого ведем работу по различению на слух этих предметов. Такой порядок работы обязателен при знакомстве с новым материалом. При повторении же хорошо усвоенного ранее материала можно сразу опираться на слух без предварительного восприятия материала на слухозрительной основе.

     В отличие от фронтального занятия на индивидуальные занятия основным видом восприятия речи является слуховое восприятие. В течение всего занятия весь материал занятия предъявляется на слух. В случае затруднения восприятия материал повторяется 2-3 раза. Если же и тогда ребенок не смог различить материал, то следует перейти на слухозрительное восприятие.

     Подбор речевого материала.

     Развитие слухового восприятия среди слабослышащих детей осуществляется на материале неречевых звуков и речи. Использование неречевых звуков ограничивается фронтальными слуховыми занятиями и музыкальными занятиями. Развитие слухового восприятия при помощи речи осуществляется на всех занятиях в детском саду.

     Речевой материал, используемый на занятиях, должен быть знаком детям по содержанию, т.е. он не должен требовать дополнительного объяснения.

     Включать новые слова и фразы нужно постепенно. Например, на 1 этапе речевой материал вводится сначала слухозрительно, а потом на слух. Такие фразы: какая сегодня погода? Какой сейчас месяц? Время года? День недели? Вначале эти фразы только на слух детьми воспринимаются с трудом, дети дают неверные ответы на угад. Потом постепенно дети начинают понимать и давать осознанные ответы. По мере продвижения вперед, нужно давать новые вопросы, а через какое то время приходится возвращаться к прежним, но в фразу вставляется новое слово (например, наступила зима – вводится новое слово – холодная), и дети должны правильно воспринимать смысл предложения.

     Речевой материал, воспринимаемый на слух на занятиях, не должен быть труден для понимания, не должен требовать от детей сложных логических операций. Если берется картина, то этот материал должен быть отработан на занятиях (зимние забавы, игры с куклой, работаем вместе с папой, новый год и т.д.)

     При подборе речевого материала нужно определить для себя, какой реакции можно требовать от ребенка. Дети должны выполнить действие: показать, подать, взять, написать, нарисовать и т.д. и оформить ответ речью. Например, даю поручение на слух: «Ира, позови Сережу» Ира обращается: «Сережа тебя зовет …» и затем отчитывается : «…., я позвала Сережу».

     На занятиях между учителем и детьми должна быть установлена двусторонняя связь: учитель – ученик и ученик – учитель. Работу по проговариванию речевого материала строится по схеме: след за учителем дети по очереди повторяют слово (или фразу) один, второй, третий ребенок, затем  материал проговаривается хором.

     Для того, чтобы дети лучше различали на слух предъявляемый материал, необходимо участие речедвигательного анализатора. Четкое проговаривание, повторение речевого материала способствуют более быстрой выработке слухо-произносительных обобщений.

     Занятия по развитию слухового восприятия всегда, как и любое занятие, должны быть оснащены наглядными средствами. Это значит, что все звуки (неречевые, речевые), предлагаемые детям для различения, должны наглядно связываться с теми явлениями, предметами, действиями, которые их производят. Например, для восприятия лая собаки, или голоса какого-нибудь другого животного, показываются игрушки, или картинки. На занятиях сочетаются разные виды наглядных средств: демонстрацию самого предмета или его изображение на картинке, письменное обозначение названия слова и обязательное прослушивание звука, издаваемого предметом. Например, при работе по различению звуков дудки и барабана показываются сначала эти игрушки, соотносятся названия их с табличками, затем дети прослушивают звуки, издаваемые ими. Вначале дети просто указывают на звучащую игрушку, потом произносят фразу: «Это дудка (барабан); потом выбирают ответ из текста.

     На занятиях по развитию слухового восприятия используются самые разные виды работ: различение неречевых звуков, слов, фраз, небольших текстов, продолжение начатой фразы, стихотворения, текста, ответы на вопросы, отгадывание загадок, ведение диалога и др.

     Вначале развитие слухового восприятия осуществляется только при помощи неречевых звуков, резко противоположных по характеру звучания (барабан – дудка), затем акустически близкие – барабан – бубен, в дальнейшем берется определение числа звучаний барабана, длительность звучания (долго – кратко) и т.д.

     По мере усвоения неречевых звуков эту работу можно сочетать с работой по развитию слуха речью (сначала слова резко противоположные по звучанию, затем близкие по звучанию). Работа по развитию слухового восприятия требует от детей большого напряжения, поэтому в занятия необходимо включать игровые моменты: «Чей голос? Кто позвал? Испорченный телефон? и т.д.

     В занятия обязательно включается перекличка детей (сначала проводится на основе слухо-зрительного восприятия, потом на слух). В ходе работы перекличку предлагают проводить самими детям (дежурным).

     Затем – различение неречевых звуков, прослушав которые, дети обязательно оречевляют свой ответ: «Я слушал…».

     Физкультминутка (в середине занятия). Упражнения могут сопровождаться драматизацией речевки, с тренировкой зрительного и слухового восприятия: например, показываю красный шарик – дети прыгают, синий – идут на месте, зеленый – бегут и т.д.

     Затем – различение речевого материала. Здесь предлагаются различный материал: слова, фразы (загадки, стихотворения, сказки, предложения самых неправдоподобных ситуаций – петух квакает, лягушка кукарекует, рыба летает и т.д.). дети дают оценку сказанного (правильно или нет) и сами поправляют педагога.

     Для закрепления материала можно проводить слуховые диктанты, игры в лото, подвижные игры и др. материал для закрепления подбирается в зависимости от темы и цели занятия.

     Организация окончания занятия – выясняют, что делали на занятии, подводится итог, дается оценка каждому ребенку.

Литература:

- программа воспитание и обучение слабослышащих дошкольников.

- Л.П.Назарова «Методика слуховой работы в школе слабослышащих». М.Просвещение, 1981г.

- Ж. «Дефектология» №1, 1983 г.

- Ф.Ф.Рау, Н.Ф.Слезина «Методика обучения произношению в школе глухих».