Выступление педагога Немченко Н.А. по передаче педагогического опыта кружковой работы оригами «Волшебная бумага»

Немченко Наталья Анатольевна

В дошкольном образовательном процессе конструирование из бумаги один из видов детской деятельности. Оригами – традиционная техника складывания бумажных фигурок.   Моё увлечение началось с изготовления нескольких фигур. Затем я  задала себе вопрос, что такое оригами? Приобрела литературу, стала использовать оригами на занятиях, включила в план самообразования. Сегодня я являюсь руководителем кружка оригами, где могу поделиться своей деятельностью.

Начиная с первого занятия, следует ориентировать детей на точность выполнения действий; обращать внимание на то, что сгибы надо проглаживать с усилием, иначе при выполнении следующих действий бумага не будет «слушаться»; не согнётся как надо, что пальчики могут превращаться в утюжки; работать нужно только на твёрдой поверхности и ни в коем случае не на весу, так как бумага может порваться, и придётся всё делать заново. Этапы складывания сопровождаю пояснениями, они более им понятны, если их давать в игровой форме, то есть использовать «оригамские сказки». Например:  жил-был  Квадрат, и было у него четыре братца-близнеца – четыре уголочка. Жили они дружно и часто ходили,  друг к другу в гости. Вот пришёл братец Верхний Уголок в гости к Нижнему Уголку,  здравствуй, Нижний Уголок! Этот игровой момент соответствует следующему тексту: согните квадрат пополам, опуская верхний угол к нижнему. Многие понятия нужно заменять доступными, например: «перегнуть» для детей это выполнение даю в два действия, «согнуть и разогнуть. Я говорю  доступными и чёткими  им понятиями. Образец выполнения действия, индивидуальный и повторный показ использую с учётом необходимости, После выполнения  каждого действия нужно предлагать убрать руки на колени, если это возможно по технологии, чтобы видеть  результативность и иметь возможность всем вместе продолжить дальше. Эти условия работы необходимо привить детям сразу, они понимают их необходимость. Когда фигура будет закончена, детям нужен эмоциональный отдых – пусть поиграют. Анализ провожу в течение  всего занятия, в конце отмечаю точность, оригинальность завершения образа.

На протяжении срока проекта систематически веду диагностику, её выводы использую при планировании. В своей работе по оригами я не ставлю  основной целью количество сложенных форм, главное это способствовать самореализации и саморазвитию детей, средствами бумажной пластики.

Чем же ещё интересно оригами детям?  Быстрым получением образа и конечно сюрпризами. Делали дом, а загнули уголок, получилась собака. Складывали кита, перевернули, а оказался заяц! Такие темы сюрпризы дают детям  неограниченные возможности  в проявлении творческой инициативы,  воспитывают у них образное мышление.

Некоторые образовательные темы  отраженны в занятиях по оригами: «Птицы», «Транспорт». С детьми средней  группы № 4  было проведено открытие мини – музея «Мои пернатые друзья», где были выставлены работы по оригами: красивый лебедь и различные птицы. Фигурки животных - прекрасный материал для самостоятельного творчества,  пальчикого театра, предметов заменителей для сюжетно - ролевых игр.  Это оригами можно рассматривать как подготовку инсценировок игр, сказок и других произведений. Можно создать театр масок - оригами, или театр игрушек – оригами. Он самый простой в изготовлении и удобен в хранении игрушек для инсценировок. А главное от начала и до конца дети участвуют в его оформлении, приготовлении и представлении.

Оригами прекрасный подарок к празднику. Оригинальное оформление интерьера группы, детского сада.

Все образцы  оформляются мной в альбом «Оригами» для просмотра и ознакомления составления календарно-тематического планирования.

 

Использование оригами в детском саду:

1) Оригами в интерьере. “Снегири на ветке ”, “Цветы в вазе;

2) Альбомы “Оригами”;

3) На музыкальных вечерах, праздниках, утренниках;

4) В сюжетно-ролевых играх;

5) В дидактических играх: “Зоопарк на столе”;

6) Проведение подвижных игр с ободками-масками, выполненных из                модулей цветной бумаги: «У медведя во бору»;

7) Для режиссерских игр ребенок сам из сложенных ранее моделей оригами составляет сюжет и сам его обыгрывает.

8) В театральной деятельности:

а) пальчиковый театр (стаканчик);

б) настольный театр: “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Маша и медведь”, “Репка”, Теремок», «Колобок».

9) В композициях на занятиях по изодеятельности.

10) В русском фольклоре (потешки, загадки, скороговорки, сказки).

11) В ознакомлении с окружающим.

12) Поделки-поздравления к праздникам (8 Марта, день Учителя, день Бабушек, день Защитника Отечества, 9 Мая, Новый год).

13) Новогодние игрушки на ёлку.

14) На выставках: внутри учреждения, группе.

          Индивидуальная работа

Индивидуальная работа включает в себя поэтапный показ способов техники оригами:

- условные знаки и приёмы складывания;

- базовые формы–заготовки: книжка, дверь, треугольник, воздушный змей, блинчики, конфетка,  птица;

- методы использования оригами по собственному замыслу, объединение их в композицию, включение разных видов деятельности;

- применение оригами.