Газета - презентация "Логопедический массаж ...и коррекция речи"

В газете рассказывается о значении логопедического массажа в коррекции звукопроизношения и автоматизации звуков.  Указана литература и диски, где можно получить дополнительную информацию по данному вопросу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедический массаж и коррекция речи Газета Логопедический ЛИКБЕЗ г. Краснокаменск ЦРР ДОУ № 14 “ Дельфинчик » (тел. 8 - 30 - 245 44663) Логопед Маркина Т.С.

Слайд 2

Цель этой газеты — познакомить родителей со спецификой работы по развитию речи детей и коррекции их речевых нарушений с использованием логопедического массажа. Логопедический массаж - это эффективная методика исправления нарушений звукопроизношения у детей, обеспечивающая индивидуальный подход к каждому ребенку. Она позволяет значительно ускорить процесс коррекции речевых нарушений и эффективно упрочить навыки правильного звукопроизношения Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Многочисленные исследования показывают, что под воздействием массажа повышается эластичность мышечных волокон, объем, сила и сократительная функция, работоспособность мышц, поэтому пренебрегать данным методом не следует

Слайд 3

. . Основные задачи логопедического массажа: нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; 2) уменьшение проявления мышечных синдромов; 3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.); 4) улучшение кровообращения, обменных процессов и нервной проводимости, стимуляция кинетических и кинестетических ощущений; 5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.

Слайд 4

Логопедический массаж предполагает массаж лицевых и артикуляционных мышц, который устраняет лишь некоторые мышечные синдромы, мешающие произнесению звуков, и подготавливает артикуляционный аппарат к произношению определенных звуков. Рекомендуется проведение общего массажа после логопедического массажа специалистом, имеющим медицинское образование. (Усиливает в этом случае коррегирующий эффект и реализует оздоравливающее воздействие на весь организм). Если на практике это не представляется возможным, тогда логопеду следует предусмотреть возможность проведения тех приемов, которые позволят восстановить силы мышц после активной тренировки.

Слайд 5

Показания к применению Дизартрия (нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением речевых зон в коре головного мозга) Дислалия (нарушение звукопроизношения в связи с неготовностью артикуляционного аппарата к произношению звуков, неразвитым фонематическим слухом и т.п.) Плохое введение звуков в речь Инфантильный тип глотания Задержка речевого развития Моторная алалия (отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, в основе моторной алалии лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей.) Заикание невротическое (начальный этап) Ринолалия ( нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.) Нарушение голоса Афазия (полная/частичная потеря речевой функции)

Слайд 6

Противопоказания к логопедическому массажу Любое соматическое или инфекционное заболевание в остром периоде Коньюктивиты, гингивиты, герпес, стоматиты и др. заболевания полости рта Кариозные зубы Воспаление лимфатических узлов Гиперчувствительность к прикосновениям Болезни крови и капилляров. Тромбоз сосудов. Гематомы на массируемых участках Эписиндром в анамнезе (симптоматическая эпилепсия – следствие какого – либо заболевания, клинически схожее с эпилепсией. Приступы прекращаются как только вылечивается первопричина) Ожоги, травмы, царапины на лице

Слайд 7

Материал , который необходим для логопедического массажа Тальк (дет. присыпка без запаха) или масло (детский крем жирный без запаха) Резиновые стерильные перчатки (без запаха) Простынка Тканевые салфетки, широкий бинт Зонды, зондозаменители для массажа (индивидуальные) Хлоргексидин или 6% раствор перекиси водорода для обработки зондов Стерилизатор для обработки зондов Шапочка для волос

Слайд 8

Литература , где можно познакомиться с данной темой Архипова Е.Ф . Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М.: АСТ: Астрель, 2008. Блыскина И. В . Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 Гревцева Е. В. Опыт использования логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств. «Издательство "Петрополис"», Санкт-Петербург, 2001. Дъякова Е.А . Логопедический массаж . М.: Издательский центр «Академия», 2005 Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. — М.: Айрис-пресс, 2010. — (Популярная логопедия). Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании. Москва 2006

Слайд 9

Вашему вниманию представлены диски « Логопедический массаж» . Фильмы сняты на базе речевого центра «Логопед плюс». Автор фильмов - Томилина Светлана . Приобрести диски можно в интернет магазине для логопедов «Логопед – Ленд» На этих дисках фильмы, обучающие методике выполнения основных массажных движений: поглаживания, растирания, разминания, вибрации и ударных приемов. Родители смогут познакомиться с методикой проведения расслабляющего и активирующего (активизирующего) массажа, который поможет значительно быстрее подготовить органы артикуляции к постановке звуков у ребенка с дизартрией, или улучшить состояние речи ребенка с заиканием.

Слайд 10

Рекомендации к проведению массажа Делает логопедический массаж логопед (могут родители, овладевшие техникой) Рекомендуется 10 процедур (каждый день или через день. Перерыв между массажем от 2 недель до 2 месяцев) Должно быть разрешение от невролога (детского педиатра) на выполнение логопедического массажа. Заявление – расписка от родителей в том, что желают сделать ребенку логопедический массаж, противопоказаний для этого нет Выполнять массаж желательно в положении лежа, теплыми руками Голос логопеда спокойный, доброжелательный –это как сеанс психотерапии Использование релаксационной музыки, если она нравится ребенку

Слайд 11

Виды логопедического массажа, рекомендуемые Томилиной С. Уважаемые мамы, папы! Прежде чем начать разговор о разных видах массажа, давайте кратко рассмотрим такое понятие, как «мышечный тонус». Нормальный мышечный тонус — это та основа, благодаря которой формируются оптимальные движения для произнесения тех или иных звуков языка. При повышении тонуса (гипертонус) мышцы более плотные, могут быть ригидными, пассивные движения совершаются с трудом. При пониженном мышечном тонусе (гипотонус) мышцы на ощупь вялые и дряблые. Если приложить ладонь к передней части шеи, то можно ощутить напряжение мышц при отсутствии акта говорения, а при глотании гортань может не смещаться, как обычно. В зависимости от мышечного тонуса проводятся следующие виды массажа: 1 Расслабляющий массаж проводится при повышенном мышечном тонусе. Желательно выполнять перед сном. Не менее 15 минут, 40% времени отводится поглаживанию., используются приемы растирания, вибрации, ударная техника, разминаний очень мало. 2 Активирующий массаж проводится при гипотонусе (пониженный тонус). Выполнять желательно в первую половину дня. Большая часть времени отводится растиранию, поглаживание проводится более энергично, чем при расслабляющем массаже. Используются разные виды разминания (сдавливание, сжимания, перетирания, щипки и т.д), времени на это отводится больше, чем при расслабляющем массаже.

Слайд 12

Расслабляющий массаж 1 Массаж шейной воротниковой зоны 2 Массаж груди и шей с боков 3 Массаж лба, вокруг глаз 4 Массаж лица, подъязычной зоны 5 Массаж языка ( руками, зондами)

Слайд 13

Активирующий массаж Массаж груди и шей с боков Массаж шейной воротниковой зоны Массаж лица, включающий методы активного разминания Массаж ротовой полости Массаж языка: поглаживание, растирание, покалывание и т.д

Слайд 14

Совет родителям Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, которой при специальном обучении могут овладеть и родители . Однако не спешите с использованием массажа в домашних условиях — его успешно применяют специалисты в своей работе, а от вас, мамы и папы, требуется намного большая помощь в исправлении недостатков звукопроизношения ребенка в быту. Эта помощь заключается в своевременном обращении к специалистам и осуществлении лечения в случае необходимости, проведении артикуляционной гимнастики, автоматизации и дифференциации звуков в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители проводили упражнения, направленные на укрепление жевательно-артикуляторных мышц (предлагайте ребенку грызть твердые яблоки, морковку, избегайте перетертой пищи). Это укрепит артикуляционный аппарат, поможет ребенку лучше пережевывать пишу, что, в свою очередь, будет способствовать лучшему пищеварению и т.д. А ведь, как правило, дети с плохим звукопроизношением или быстро глотают непрожеванные куски, или долго и, если так можно выразиться, «некачественно» едят, последними выходят из-за стола, что может привести и к дополнительным переживаниям ребенка. И в этом случае логопедический массаж и гимнастика к исправленному звукопроизношению попутно добавят и решение подобных проблем с приемом пищи.

Слайд 15

Уважаемые родители! Надеемся, что материалы нашей газеты помогли Вам получить нужную информацию о логопедическом массаже. Если у Вас есть возможность, примените данную технологию для речевого развития вашего ребенка. Желаем Вам конструктивного сотрудничества с вашими детьми. Успехов!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационно - коммуникативные технологии в коррекционно – образовательном процессе с детьми, имеющими речевые нарушения Подготовила Маркина Т.С. Учитель – логопед МАДОУ №14 «Дельфинчик»

Слайд 2

Работу по использованию информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) с детьми с речевыми нарушениями мы начали проводить более 10 лет тому назад. Первым опытом по информатизации коррекционно - образовательного процесса в логопедических группах делились на страницах областного научно - методического журнала «Педагогическое обозрение» №1 2007г (Забайкальский институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров).

Слайд 3

I районный конкурс образовательных инициатив (КОИ), который проходил в 2010- 2012 г. На базе МДОУ была создана муниципальная творческая педагогическая лаборатория (МТПЛ). Вся деятельность лаборатории осуществлялась в соответствии с проектом МТПЛ, в котором дано было обоснование важности и перспективы использования ИКТ, обозначены задачи МТПЛ. В процессе исследовательской деятельности были составлены мероприятия по реализации задач проекта, создан нормативно - правовой портфель, УМК (учебно - методический комплекс) по данной теме. Анализ исследовательской работы показал, что на занятиях с применением ИКТ у детей наблюдается хороший эмоциональный настрой, у них обогащается словарный запас по разным лексическим темам, прослеживается динамика по звукопроизношению, по развитию фонематического слуха, по знакомству детей с буквами, по обучению чтению и т.д.

Слайд 4

Внедрение компьютерных игр. Например, у ребёнка проблемы с фонематическим слухом, используем игру «Узнай лягушку по голосу» (Компьютерная игра «Школа на курьих ножках»). Если у ребёнка недостаточно развито логическое мышление, применяем компьютерную программу «Алик скоро в школу»: ребёнок находит четвертый лишний предмет, помогает медведю разложить предметы в сарае (на классификацию), выполняет другие игровые действия.. При обучении детей звуко – буквенному анализу, чтению применяем диск «Лунтик. Русский язык для малышей». Очень понравились в работе игры - презентации по лексическим темам (сайт www . volchki . ru ), предлагаемые И.И..Волковой. : «Большой – маленький " - обучение словообразованию (огурец – огуречик, яблоко – яблочко); «Один – много » - упражнения в использовании слов в И.п. единственного и множественного числа и в Р.п множественного числа (зебра – зебры, много зебр); « Четвертый лишний » - развитие мышления и формирование умения формулировать высказывание, доказывающее правильность ответа; « Чей детеныш» - знакомство с названиями детенышей животных, птиц, с притяжательными прилагательными (петушиный, коровий ) и т.п.

Слайд 5

В 2010г пакет материалов по данной теме был представлен на Всероссийский конкурс «Росток. Мир спасут дети», автор – разработчик Маркина Т.С. награждена серебряной медалью. Участие в этом конкурсе обогатило нашу видеотеку авторскими играми

Слайд 6

2011г приняла заочное участие в международной научно – практической конференции «Образовательная среда как фактор повышения качества образования» с докладом на тему «ИКТ в коррекционно – развивающей деятельности с детьми логопедических групп». Выступление опубликовано в областном сборнике «Образовательная среда как фактор повышения качества образования».

Слайд 7

Сегодня продолжаем активно изучать материалы интернет – сайтов. Вызывает интерес сайт Мерсибо, где существуют множество интерактивных игр для детей дошкольного возраста. Суслова Екатерина Александровна - ведущий специалист по ИКТ в логопедии проводит вебинары на различные темы - как использовать игры Мерсибо для речевого развития детей. –(Постановка и автоматизация звуков у дошкольников с помощью интерактивных игр и др).

Слайд 8

) Мы приобрели через интернет – магазин «Мерсибо» игры на дисках « Звуковой калейдоскоп», «Конструктор картинок», « Начинаю говорить», «Логопедическая экспресс- диагностика» и др. Теперь без интернета в условиях кабинета применяем эти игры

Слайд 9

Один из последних дисков, который появился на Мерсибо -«Конструктор картинок». Позволяет без интернета создавать такие материалы, которые удобно и эффективно использовать в своей работе любому специалисту – логопеду, дефектологу, психологу, воспитателю, Диск Конструктор картинок»

Слайд 10

-В логопедическом кабинете создана видеотека, которая включает в себя раздел для родителей : «Подготовка детей к школе», «Советы опытного логопеда любящим родителям», «Домашний логопед», «Логопедический массаж», компьютерные игры: Школа для маленьких зверят (развитие психических процессов) и т.д. На первом родительском собрании проводится экскурсия по логопедическому кабинету; родители знакомятся с видеосалоном и видеотекой ; с ними проигрываются некоторые игры – презентации, которые впоследствии они применяют для развития своих малышей. Эффективной формой взаимодействия с родителями является мини – сайт логопеда в социальной сети работников образования nsportal . ru ( Web - адрес сайта: http :// nsportal . ru / markina - tatyana - stepanovna ) , где создано электронное портфолио, помещаются статьи по коррекционно – образовательным аспектам: Коррекция речи; Если ребенок плохо говорит ; Развиваем фонематический слух и т.п. С родителями вновь прибывших детей проводится анкетирование « Нужно ли использовать ИКТ с детьми » . Все семьи положительно относятся к использованию ИКТ. Созданы авторские газеты - презентации для родителей « Логопедический ликбез » . На страницах этих газет поднимаются и обсуждаются статьи на разные актуальные темы.

Слайд 11

Спасибо за внимание