Работа в смешанной группе - плюсы и минусы
Очень хочется пообщаться на эту тему.
Два месяца назад я стала работать в смешанной группе. Очень трудно организовывать детей на занятии, боюсь что-то упустить, не дать детям главного. Ситуация осложняется ещё тем, что многие родители решили отдать детей в школу с 6 лет. Получается дети после средней группы должны усвоить материал подготовительной...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В интернете нашла эту статью, изучаю, | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Васильева Ю. В.
«Особенности организации и методики проведения занятий со всеми детьми по одному разделу программы»
Занятия с детьми разных возрастных подгрупп по одному разделу программы, являются основной формой организации обучения в смешанных группах и широко распространены в нашей практике.
Важным условием, прежде всего, является правильное определение основной темы. Намеченная тема занятия обязательно конкретизируется для каждой возрастной подгруппы.
Сразу со всеми детьми начинаются большинство занятий по одному разделу и общей теме обучения (рассматривание и рассказывание по одной картине; чтение и рассказывание педагогом одного произведения, рисование или лепка по сюжету одной сказки др.).
Целесообразность одновременного включения всех детей в такого рода занятия очевидна, так как на них организуется однотипная деятельность разных подгрупп, и воспитатель может дать общие указания. При этом обучающие указания должны быть краткими и четкими. В одних случаях воспитатель в двух- трех словах говорит о предстоящем занятии и предлагает всем послушать его рассказ, чтение или рассмотреть картину, для того чтобы потом самим рассказывать, что на ней нарисовано; одновременно подчеркивается своеобразие цели для детей разных подгрупп (особенно важно выделить цель для более старших детей)например:
- Младшая подгруппа – описывать предметы, называя характерные признаки, пересказывать содержание картины по вопросам воспитателя.
- Старшая подгруппа – уточняют и расширяют ответы младших и последовательно рассказывают об изображенном на картине без помощи воспитателя.
В этом случае речь и действия старших выступают в качестве своеобразного образца.
Вопросы и задания разной степени сложности должны чередоваться между собой, чтобы в каждый момент занятия все дети были активны. И естественно, к детям разного возраста предъявляются, и разные речевые задачи.
На других занятиях: по рисованию, лепке и другим продуктивным деятельностям, при одновременном объяснении темы, задач и способов действия надо постепенно раскрывать их некоторое своеобразие для детей разного возраста, начиная с младшей подгруппой. Указания младшей подгруппе в какой-то степени являются составной частью последующего объяснения для старших. Это с самого начала позволяет активизировать всю группу и до минимума сократить ожидание старшими детьми возможности приступить к работе.
На занятиях продуктивной деятельности мы создаем такие условия, при которых одинаковое задание упрощается или усложняется в зависимости от задач обучения и возраста детей.
Например: Аппликация на тему «Весенние цветы»
- Младшая подгруппа – учатся вырезать цветы и листья из квадратов и прямоугольников, закрепляют умения вырезывание округлых форм путем закругления углов, сложенной гармошкой; развивать композиционные умения.
- Старшая подгруппа – задача усложняется – дети знакомятся с новым видом аппликации – торцеванием (серединку у нарцисса – дети делаю из гофрированной бумаги – способом торцевание)
Занятия, которые начинаются одновременно со всеми детьми, заканчиваются по подгруппам. Первыми заканчивают дети младшей подгруппы, затем через 5-10 минут завершают работу дети старшей подгруппы.
На занятиях по конструированию ставиться задача, соорудить одну и ту же постройку, но по-разному:
Например, все строят мост,
- младшей подгруппы – такой, какой построил педагог, в качестве образца,
- а дети старшей подгруппы – такой высоты, чтобы под ним могла проехать игрушечная машинка.
- Вот таким образом решаются образовательно-воспитательные задачи в нашей разновозрастной группе, и конечно учитываются возрастные особенности каждой подгруппы и каждого ребенка в целом.
Еще существуют два типа занятий, которые можно использовать в группах более контрастных возрастов.
2) Занятие со всеми детьми, но по разным разделам обучения для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).
Занятия проводятся с подразделением детей лишь на две подгруппы, даже при наличии в группе детей с 2-3 до 7 лет. В зависимости от задач в этом случае в одной подгруппе могут объединяться только младшие дети (от 2-3 до 4 лет) или младшие и средние (от 2-3 до 5 лет), в другой – остальные. Как правило, занятие с младшими детьми ведет воспитатель, так как малыши не могут еще сколько-нибудь долго заниматься самостоятельно, а занятия со старшей подгруппой обычно основаны на хорошо знакомом материале и самостоятельной деятельности детей. Например, с младшими детьми воспитатель проводит занятие по развитию математических представлений, а старшие в это время рисуют по замыслу или по какой-нибудь знакомой сказке под руководством помощника воспитателя.
3) Занятие с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа самостоятельно играет или готовится к прогулке).
Такие занятия обычно проводятся в часы, отведенные в режиме дня для обучения, но иногда эти занятия (в форме дидактических игр, наблюдений, чтения художественной литературы и т.д.) могут быть организованы и в часы самостоятельной деятельности детей. Чтобы свободные от занятий дети долго не оставались без достаточного внимания педагога, занятия с одной подгруппой не должны быть длительными. Это вполне возможно, так как занимается небольшая часть группы и воспитателю удается осуществить программные задачи за более короткий срок с наиболее достижимым индивидуальным подходом.
Комментарии
Работа в смешанной группе - плюсы и минусы
Марина Александровна, я согласна с мнением Анастасии Николаевны.Считаю, что родители прежде всего должны ориентироваться на способности детей, не торопиться, а мы в свою очередь должны грамотно их направить, чтобы они приняли верное решение.