что такое психосоматика и как с ней "бороться".

Скрипка Вера Петровна

Сегодня все больше специалистов объясняют некоторые заболевания психологическими проблемами и признают существование психосоматики.


Психосоматика — что это такое?

Часто можно услышать от родителей: "Как тебе не стыдно? Хорошие девочки/мальчики так себя не ведут! Хватит капризничать. Что ты ревешь, как девчонка?". Конечно, есть дети, которые не принимают эти запреты, но многие усваивают правила, трактуя их по-своему. Основной вывод, который они делают, прост: "Я не буду выражать свое недовольство, проявлять эмоции, и тогда мама будет довольна, станет меня любить".

Зачастую такая позиция приводит к возникновению серьезных психологических и поведенческих проблем, с которыми бывшие дети еще долго разбираются уже после того, как станут взрослыми. А иногда подавленные эмоции превращаются в физические заболевания. Это и есть то, что называют психосоматикой.

Иногда причиной появления психосоматических заболеваний является не сам ребенок, а родитель, чаще мама, психологически не готовый отпустить ребенка от себя. Повышенная тревожность за малыша, угнетающее чувство вины необходимой разлуки, недоверие и предвзятое отношение к педсоставу, завышенные ожидания от дошкольного учебного заведения у родителей – все это накладывает отпечаток на поведении и здоровье ребенка.

Что можно сделать, чтобы снизить риск проявление психосоматических болезней у ребенка, который посещает детский сад:

1.             Начать подготовку к садику задолго до похода в него. «Предупрежден, значит, вооружен», - говорят англичане. Умение самостоятельно одеться и раздеться, помыть руки, держать ложку и вилку существенно снизят тревогу малыша и необходимость каждый раз прибегать к помощи взрослого.

2.             Постепенно увеличивать время, проведенное в садике и обязательно каждый раз напоминать ребенку, что за ним придут и заберут его домой.

3.             Ознакомить малыша с последовательностью дел в садике (завтрак, занятия, прогулка, сон и т.д.) параллельно с тем, чем будут заниматься другие члены семьи.

4.             Уделять время ребенку после возвращения домой. Проявлять интерес к происходившему за день, стараясь удерживаться от негативных оценок и выказывая опасений, тревог. Делать акцент на позитивных моментах: успехах, достижениях, интересных случаях.

5.             Избегать обсуждений с другими взрослыми членами семьи, содержащих любую негативную информацию о садике, при ребенке.

6.             При необходимости, обратится за поддержкой к психологу. Если потребуется, пройти курс психотерапевтических сеансов, помогающих прожить сепарацию родителю или адаптацию к саду ребенка.

Если все же ребенок заболел, постарайтесь придерживаться следующих принципов:

- не выражайте при ребенке своей сильной тревоги и обеспокоенности. Не вздрагивайте при каждом чихе и кашле, не вздыхайте, стоя над кроватью. Если Вы нуждаетесь в поддержке и не можете справиться с паникой, обратитесь к супругу, взрослым родственникам или друзьям;

- при первом ощущении облегчения восстановите привычный распорядок дня ребенка. Купание и пребывание на свежем воздухе очень важны в борьбе с болезнью. Сюда же можно добавить потребность в частом проветривании детской комнаты.

- подбадривайте малыша, чаще говорите о своей уверенности в его силах справиться с недугом. Делайте акцент не на течении болезни, а на возможностях, открывающихся после выздоровления;

- старайтесь не превышать необходимый для облегчения страданий «объем» внимания. Условия должны быть такие, что бы малышу болеть было скучно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhosomatika.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Сегодня все больше специалистов объясняют некоторые заболевания психологическими проблемами и признают существование психосоматики.


Психосоматика — что это такое?

Часто можно услышать от родителей: "Как тебе не стыдно? Хорошие девочки/мальчики так себя не ведут! Хватит капризничать. Что ты ревешь, как девчонка?". Конечно, есть дети, которые не принимают эти запреты, но многие усваивают правила, трактуя их по-своему. Основной вывод, который они делают, прост: "Я не буду выражать свое недовольство, проявлять эмоции, и тогда мама будет довольна, станет меня любить".

Зачастую такая позиция приводит к возникновению серьезных психологических и поведенческих проблем, с которыми бывшие дети еще долго разбираются уже после того, как станут взрослыми. А иногда подавленные эмоции превращаются в физические заболевания. Это и есть то, что называют психосоматикой.

Иногда причиной появления психосоматических заболеваний является не сам ребенок, а родитель, чаще мама, психологически не готовый отпустить ребенка от себя. Повышенная тревожность за малыша, угнетающее чувство вины необходимой разлуки, недоверие и предвзятое отношение к педсоставу, завышенные ожидания от дошкольного учебного заведения у родителей – все это накладывает отпечаток на поведении и здоровье ребенка.

Что можно сделать, чтобы снизить риск проявление психосоматических болезней у ребенка, который посещает (или собирается) детский сад:

  1. Начать подготовку к садику задолго до похода в него. «Предупрежден, значит, вооружен», - говорят англичане. Умение самостоятельно одеться и раздеться, помыть руки, держать ложку и вилку существенно снизят тревогу малыша и необходимость каждый раз прибегать к помощи взрослого.
  2. Постепенно увеличивать время, проведенное в садике и обязательно каждый раз напоминать ребенку, что за ним придут и заберут его домой.
  3. Ознакомить малыша с последовательностью дел в садике (завтрак, занятия, прогулка, сон и т.д.) параллельно с тем, чем будут заниматься другие члены семьи.
  4. Уделять время ребенку после возвращения домой. Проявлять интерес к происходившему за день, стараясь удерживаться от негативных оценок и выказывая опасений, тревог. Делать акцент на позитивных моментах: успехах, достижениях, интересных случаях.
  5. Избегать обсуждений с другими взрослыми членами семьи, содержащих любую негативную информацию о садике, при ребенке.
  6. При необходимости, обратится за поддержкой к психологу. Если потребуется, пройти курс психотерапевтических сеансов, помогающих прожить сепарацию родителю или адаптацию к саду ребенка.

Если все же ребенок заболел, постарайтесь придерживаться следующих принципов:

- не выражайте при ребенке своей сильной тревоги и обеспокоенности. Не вздрагивайте при каждом чихе и кашле, не вздыхайте, стоя над кроватью. Если Вы нуждаетесь в поддержке и не можете справиться с паникой, обратитесь к супругу, взрослым родственникам или друзьям;

- при первом ощущении облегчения восстановите привычный распорядок дня ребенка. Купание и пребывание на свежем воздухе очень важны в борьбе с болезнью. Сюда же можно добавить потребность в частом проветривании детской комнаты.

- подбадривайте малыша, чаще говорите о своей уверенности в его силах справиться с недугом. Делайте акцент не на течении болезни, а на возможностях, открывающихся после выздоровления;

- старайтесь не превышать необходимый для облегчения страданий «объем» внимания. Условия должны быть такие, что бы малышу болеть было скучно.