Кружковая работа по развитию речи.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционной кружковой работы «РЕЧЕВИК»
В подготовительной логопедической группе
составитель: учитель - логопед: Лупонос Зоя Николаевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №1 д\с «Алёнушка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционной кружковой работы «РЕЧЕВИК»
В подготовительной логопедической группе
составитель:
учитель - логопед: Лупонос Зоя Николаевна
Пояснительная записка
Коррекционное воздействие должно основываться на максимальном использовании возможностей ребенка.
Одна из таких возможностей - наука МНЕМОТЕХНИКА.
Мнемоника или мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления;
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которые заложена определенная информация. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Дидактический материал в виде мнемотаблиц, схем - моделей можно использовать при пересказе, заучивании стихов, при составлении описательных и творческих рассказов.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа опорой на образы, то есть происходит отработка метода запоминания.
Научные наблюдения показали, что дети с речевой патологией при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств надо основываться на факторах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина, A.M. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт.
На основании опыта работы за последние пять лет я составила план кружковой работы с детьми с ОНР в подготовительной логопедической группе , предусматривающий тематическую последовательность в соответствии с лексическими темами коррекционной программы.
Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества взрослого к совместному творчеству ребенка со взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем - коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей к концу обучения удаётся достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя приемы мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Календарно-тематическое планирование
Коррекционной кружковой работы «РЕЧЕВИК» в подготовительной логопедической группе
Кол-во час Дата | Лексическая тема | стихотворения |
октябрь | ||
1-2 неделя 2 часа | Ранняя осень. | «В лесу» Н.Саконская |
3-4 неделя 2 часа | Мой город | «Родина» С.Степансв. |
ноябрь | ||
1-2 неделя 2 часа | Ранняя осень. Деревья | «Дуб» И. Токмакова |
3-4 неделя 2 часа | Домашние животные | «Корова» О. Высоцкая |
декабрь | ||
1-2 неделя 2 часа | Зима, изменения в природе | « Медведь» |
3-4 неделя 2 часа | Посуда: виды, материал. | «Маме» В.Шугарова |
январь | ||
2 неделя 1 час | Зима. Зимние забавы. | «Мы пошли во двор гулять» Н.Нищева |
3-4 неделя 2 часа | Зима. Зимние забавы. | «Снежная баба» И. Демьянов |
февраль | ||
1-2 неделя 2 часа | Зимующие птицы | «Барсук» |
3-4 неделя 2 часа | Защитники Отечества | «Наша Армия» В. Степанов |
март | ||
1-2 неделя 2 часа | Ранняя весна. | «Весна пришла» К.Кубилинскас |
3-4 неделя 2 часа | Перелетные птицы. | «АУ» Л.Аграчева |
апрель | ||
1-2 неделя 2 часа | Строительство. Профессии. | «Шоферы» В.Степанов |
3-4 неделя 2 часа | Поздняя весна | «Апрель» К. Быкова |
май | ||
1-2 неделя 2 часа | Насекомые | «Пчела» Н.Нищева |
3-4 неделя 2 часа | Скоро лето | «Что такое лето» А.Екимов |
Всего 31 час |
Учитель-логопед: Лупонос Зоя Николаевна