Встреча с родителями дошкольников на тему:«Роль этикета в воспитании детей» (из опыта работы «Учим детей вежливости» воспитателя МБДОУ ДСКВ №12 Колкневой С.В).
Цель:
Установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребенок – сотрудничество».
Задачи:
Привлечь внимание родителей к вопросу нравственного воспитания дошкольников;
Добиваться автоматической реализации в речи ребенка этикетных выражений;
Способствовать созданию положительного микроклимата в группе.
Ход мероприятия:
Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы выяснить, какие факторы способствуют правильному воспитанию детей. Немаловажную роль в этом играет этикет. Тема нашей встречи «Роль этикета в воспитании детей».
Этикет – французское слово, обозначает «свод правил поведения, принятых в определенном обществе».
Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат семьи и душевные качества ребенка.
Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. В нашей повседневной жизни мы, пожалуй, больше всего страдаем от недостатка культуры в людях.
Вопрос родителям: «Как можно объяснить понятие «культурная семья»? (Высказывания родителей).
Ребенок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал и правильную, и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета.
Вот что писал выдающийся педагог А.С.Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребенка: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы смеетесь, читаете – все это для ребенка имеет большое значение».
Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
Ребенок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Первостепенная роль воспитания ребенка лежит на родителях.
Ребенка необходимо учить:
Общению с взрослыми
Общению со сверстниками
Культуре речи
Культуре поведения
Обсуждение вопросов этикета будет проходить во время игры - КВН.
Конкурс 1: «Что такое этикет?»
Стихотворение «Что такое этикет?»
Это можно,
Это нет…
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике.
- У людей на языке…
Очень просто
Жить культурно:
Все прекрасно,
Что не дурно.
(А. Степанов)
Вопрос №1: Что такое этикет?
Вопрос №2: «Какие формы (разновидности) этикета вы знаете?»
Конкурс 2: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!» (Блиц – опрос)
Утром говори: «Доброе утро, а днём…добрый день»
Другу я скажу: «Ты», а незнакомому взрослому..Вы
При встрече я скажу: «Здравствуйте, а при расставании… до свидания»
Когда просишь игрушку, говори: «Пожалуйста, а когда возвращаешь…спасибо»
Этикетная задачка 1
В выходной день Нехочуха встретил воспитательницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Нехочухе женщиной. «Здравствуйте, Елена Леонидовна!» - закричал Нехочуха воспитательница ответила на приветствие Нехочухи, но при этом строго посмотрела на него. Как вы думаете, почему?
Ответ: Нехочуха должен был поприветствовать обеих женщин, а не только свою воспитательницу.
Этикетная задачка 2
Нехочуха стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. «Витька, привет!» - изо всех сил закричал Нехочуха – «Где ты пропадал? Как дела?» Пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чем ошибка Нехочухи?
Ответ: Нехочухе не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.
Конкурс 3: «Поговорим по телефону»
Загадка
Не будильник – а звонит,
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну, конечно, ...
(телефон)
Игровая ситуация «Поговорим по телефону»
Позвонить маме на работу (отвечает не мама);
Позвонить другу (сверстнику), позвать идти гулять;
Позвонить в библиотеку. Узнать, есть ли книжка «Аленький цветочек»;
Позвонить в магазин. Узнать, привезли или нет молоко.
Игра «Испорченный телефон».
Конкурс 4: «Чтобы гости не скучали»
Сказочная этикетная задачка:
Поросенок пришел в гости к Козлику без приглашения и попал на семейный обед. Мама-Коза пригласила поросеночка к столу и угостила его вкусным пудингом. После еды довольный поросенок сказал: «Ну, ладно, мне уже пора!» И ушел так же неожиданно, как и пришел. Знает ли поросенок секреты этикета?
1. Вопрос: «Гость опоздал»
2.Вопрос: «Гость пролил на скатерть компот» (действия хозяев и гостя)
Веселые загадки
Угадайте, кто из сказочных героев любит ходить в гости, а кто принимает гостей?
По лесной тропинке девочка идет,
Сладости в корзинке бабушке несет.
(Красная шапочка)
По полю пошла
И копеечку нашла.
Побежала на базар
И купила самовар.
Пригласила всех на чай…
Кто же это, отвечай?
(Муха-Цокотуха)
Он ходит в гости по утрам,
Поет он песни вслух.
Не сложно догадаться нам,
Что это …
(Винни Пух)
У него за спиной
Есть моторчик заводной,
Он торопится, спешит,
В гости к Малышу летит.
Обожает он варенье,
Торты, плюшки и печенье.
(Карлсон)
Конкурс 5: «Слова вежливого обращения»
Назвать слова вежливого обращения.
Игровая ситуация «Магазин» (купить игрушку).
Игровая ситуация «Новая игрушка» (попросить разрешения посмотреть).
Конкурс 6: «Приятного аппетита»
Предлагаю закончить фразу из правил поведения за столом:
1.Есть и пить надо … (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
2.Не склоняться низко … (над тарелкой), лишь слегка наклонить … (голову);
3.На столе лежат только кисти рук, локти… (на стол не ставим);
4.Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола … (поднимем ее); 5.За столом нельзя говорить … (громко или с полным ртом);
6.Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами («Спасибо, очень вкусно!», «Обед был просто замечательным!», «Какой прекрасный обед», «Спасибо, все было очень вкусно!», «Мамочка, ты у нас самый лучший повар!»
Этикетная задачка:
- Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» ( не надо кричать, вежливое слово «пожалуйста», «который час», «спасибо»)
- Девочка возмущённо жаловалась маме: «во дворе мальчишка такой невежа, всё время зовёт меня Валькой».
«А ты его как зовёшь?»: спросила мама.
«Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: Эй ты» (девочка должна мальчика называть по имени, а не кричать»
Подведение итогов:
Важное место в процессе социально-нравственного воспитания детей принадлежит формированию у них правил и норм культуры поведения и общения. Основной путь социально-нравственного воспитания состоит в активном практическом приобщении дошкольников к доступным формам культурного поведения и общения.
Дети, будьте культурными. Выполняйте правила культурного поведения и общения. Уважаемые родители! Будьте для детей примером.