« ОРГАНИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»

Микляева Ирина Сергеевна

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных  им  формах  интеллектуальной  и  активной  практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Дидактическая игра –явление  сложное,  но  в  ней  отчетливо  обнаруживается  структура, т.  е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игровые действия составляют основу дидактической игры —без них невозможна сама игра. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через показ действия при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решить поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью содержания и воспитательной задачи. Игровые действия —это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения,  сравнения,  припоминания  ранее  усвоенного, —умственные действия, выраженные в процессах мышления. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковы для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны. Например, в игре в магазин игровые действия покупателя иные, чем продавца; в играх с загадыванием и отгадыванием загадок игровые действия у детей, которые загадывают загадку и у детей, которые отгадывают, разные. Игровые действия не обязательно следуют одни за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются  одни  другими  в  процессе  развития  игры  и  усвоения познавательного содержания. Их объем также бывает различен: в младших группах это чаще всего повторяющиеся одно-два действия; в старших группах –уже 5—6.Воспитатель  не  всегда  сам  раскрывает  игровые  действия.  После постановки игровой задачи он иногда предлагает детям подумать, как играть, что  после  чего  делать  и  т.  д.  Педагог  как  бы  привлекает  детей  к сотрудничеству, проектированию хода игры через игровые действия, при этом развивает и поощряет инициативу детей, поощряет умную догадку. Но... не допускает «докучливого» выспрашивания, разрушающего игру .Одним из составных элементов дидактической игры являются правила игры.  Их  содержание  и  направленность  обусловлены  общими  задачами формирования  личности  ребенка  и  коллектива  детей,  познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные и эстетические требования к  взаимоотношениям  детей,  к  выполнению  ими норм  поведения.  В дидактической  игре  правила  являются  заданными.  Используя  правила, воспитатель  управляет  игрой,  процессами  познавательной  деятельности, поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий и эстетический характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрывать перед детьми, что и как нужно делать, они соотносятся с игровыми действиями, усиливают их роль, раскрывают  способ  действий.  Правила  организуют  познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения  поставленной  игрой  задачи.  Организующие правила  определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Отношения в игре определяются ролевыми позициями. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных отношений.  В  этом  их  воспитательное  воздействие.  Нужно  помнить,  что усвоение и выполнение детьми правил в игре не происходит быстро и легко. Воспитатель должен учить детей выполнению правил, не перегружая ими игру, не слишком регламентируя действия детей, не ожидая скорых результатов. Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления усилий, овладения способами общения в игре и вне игры и формирования не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоции и усвоения традиций. Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получат  радость  от  выполнения  правил.  Дети  сами  осознают  свой  рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрении их усилий и достижений. Через правила, их усвоение воспитатель формирует у детей способность ориентировки в изменяющихся обстоятельствах, быстроту и точность реакций, способность сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей  в  усвоении  знаний,  в  умственной  деятельности,  в  характере взаимоотношений.  Результат  дидактической  игры  выражается  в  решении задачи и в том удовольствии, которое доставляет игра участникам. Содержание игры,  игровой  замысел,  игровые  действия  и  правила  взаимосвязаны,  и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной.  Своеобразие дидактической игры как игровой деятельности заключается в том, что взаимоотношения воспитателя с детьми и детей между собой носят именно  игровой  характер.  Воспитатель  является  участником  игры  или  ее организатором. Игра выступает важным способом развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.