Формирование у дошкольников основ нравственного поведения в коллективе сверстников
Формирование у дошкольников основ нравственного поведения в коллективе сверстников
В условиях современности перед дошкольной педагогической наукой и практикой стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Поэтому вопрос о взаимосвязи представлений и поведения ребенка особенно актуален.
Педагоги и психологи подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве. У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, таких как справедливость, любовь к своей Родине, расположение к детям других национальностей.
В текущем учебном году нашими воспитанниками являются дети подготовительной к школе группы. По формированию у детей основ нравственного поведения в коллективе нами определены и решаются следующие задачи:
1. Уважительное отношение к каждому ребенку и формирование сознания ребенка как личности;
2. Собрать детей в дружный сплоченный дружный коллектив. Побудить детей к пониманию, что от этически правильного поведения зависит комфортное состояние каждого.
3. Подготовка детей к вхождению в новый школьный коллектив путем формирования умения регулировать свое поведение. Развивать умение самооценки, воспитание нравственного сознания.
С чего мы начинаем, когда в нашу группу приходят новые дети? Конечно со знакомства. Очень важно помочь детям поскорее запомнить, как зовут их будущих друзей, товарищей, сотрудников детского сада. И помогают нам в этом игры «Как тебя зовут?», «Назови ласково», «Жмурки», «Узнай по голосу». Дети быстрее находят контакт друг с другом, проявляют симпатии, становятся свободнее, раскрепощеннее.
Как правило, дети приходят разные по темпераменту, развитию, воспитанию. Поэтому атмосфера доброжелательности, уважения друг к другу, стремления помочь в первую очередь исходит от сотрудников группы и детского сада.
От того, как встретит педагог малыша утром, во многом зависит, каким будет его настроение в течение дня. Создание положительного эмоционального климата для каждого воспитанника остается основной задачей нашей работы. Для этого в педагогической копилке воспитателя имеется много приемов, а в развивающей среде пособий и материалов, способных обеспечить психологический комфорт детям. Одним из таких пособий является «Цветочная полянка». Основная цель: выяснить психологическое состояние ребенка на основе использования цветового сопровождения, отражающего преобладание положительных или отрицательных эмоций. Дети выкладывают понравившиеся им цветы: яркие теплых тонов или темных тусклых оттенков. Собравшись с детьми, беседуем: «Кто положил коричневый (желтый) цветок? Почему у тебя плохое (радостное) настроение? Как мы можем помочь Наде, Саше?». В этот момент дети стараются принять на себя чувства, понять переживания, проявляют участие. Кто-то предлагает поиграть своей машинкой, кто-то обнимает, прижимает к себе, кто-то говорит, что с ним тоже такое случалось. И вот «темный цветочек» уже забывает о своем горе, включается в разговор, игру, активно действует. В этот минуту важно похвалить участливых детей, вспомнить пословицу: «Тот друг, кто в беде поможет».
Другим пособием, помогающим в организации работы по формированию у дошкольников нравственных чувств по отношению к сверстникам, является «Панорама добрых дел», где дети имеют возможность оценить свою долю участия в общих делах на благо группы, окружающих. «Своей работой Саша помог всей группе». Мальчики помогают застегнуть платья девочкам после сна, завязать фартуки. Таким образом, мальчики приучаются быть к девочкам внимательными, вежливыми. Девочкам такое отношение нравится, и они относятся к мальчикам с заботой.
При организации подвижных игр медлительные, застенчивые дети чаще всего остаются в стороне, идут посидеть. Но попробуем предложить ему роль ведущего, как ребенок преображается. После игры спрашиваем у ребят: « Кто из детей вел игру правильно? А кто подвел свою команду? Что нужно сделать, чтобы игра получилась?». Формируем умение детей спокойно высказывать свое мнение. Отсюда вывод: от соблюдения правил каждого, умения себя вести зависит получиться или не получится игра.
Очень важно объяснить и показать детям, что каждый из них достоин уважительного отношения к себе. Словесные игры: «Как меня будут называть, когда я вырасту», «Что значит мое имя» (Софья- мудрая, Екатерина- чистая, Мария- госпожа, Маргарита- жемчужина, Александр- победитель и т.д.) формируют доброжелательные отношения в коллективе.
Давно известно, что поощрение и похвала более действенны, чем порицание и наказание. Поэтому мы стараемся акцентировать внимание на тех детей, которые своими поступками, действиями приносят пользу для коллектива, являются примером для остальных, вносят спокойный благожелательный тон в отношения между детьми. «Таня умница, всегда громко здоровается со всеми детьми и взрослыми, желает всем нам здоровья. Обращается и благодарит вежливыми словами. Поэтому у нее много друзей, она всегда готова помочь». Важно формировать у дошкольников культуру речевого общения.
Большое значение в формировании нравственного поведения в коллективе сверстников принадлежит художественной литературе и произведениям малого фольклорного жанра.
Ознакомление детей с юмористическими произведениями Н.Носова «Незнайка и его друзья», «Огурцы», «Живая шляпа» и др. создают определенный эмоциональный настрой, дает хорошую возможность детям прочувствовать, что чувствовать себя нечестным тяжело. «Дети, а вы заметили вред, который принесла нечестность своему герою?». Раздумывание над поступками героев развивает нравственное сознание детей, пробуждает чувства. Дети учатся жить по правилам народной мудрости: «Умел ошибиться, умей и поправиться», «Человек рождается, чтобы делать добро», «Самолюб никому не люб».
К концу дошкольного возраста у детей развивается способность наблюдать, анализировать, делать умозаключения. Очень важно научить детей быстро и правильно готовиться к занятию, не заставляя ждать товарищей. «Дети, сегодня вас ждут новые и интересные игры. Давайте посмотрим, кто еще не успел приготовиться. Может быть нужна помощь?», «Саша, не задерживай ребят. Ведь сегодня мы будем писать письмо Деду Морозу».
В условиях коллектива каждый ребенок действует индивидуально, но в тоже время находится в окружении сверстников. По ходу совместной деятельности педагога с детьми важно похвалить ребенка, который поделился с соседом карандашом, ручкой, подвинулся, чтобы было удобно сидеть соседу.
Хорошим приемом мы считаем вопросы к детям: « Что вам понравилось в ответе Нины?», « Саша, очень хорошо, что ты готова ответить, но давайте сначала послушаем Никиту». Это помогает увидеть детям лучшие стороны работы сверстников и выразить свое расположение к ним.
Действие детей по подгруппам, симпатиям позволяет выявить наиболее сильные, волевые качества, побуждает к уважению мнения товарищей, умению спокойно высказывать свое мнение, помогать слабым.
Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма,- особая задача педагога. Формирование отношений между детьми строится на взаимных симпатиях детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать свое поведение и поведение сверстников. Возникающие у детей добрые чувства по отношению друг к другу необходимо поддерживать, развивать, предоставлять возможность действовать.
Воспитание у детей эмоционального отношения к действительности является началом развития нравственного поведения. А нравственное общение является важным фактором развития поведения личности.