Михнёва И.Н.- старший воспитатель МБДОУ «ДСОВ №47» г. Братск Тема методической разработки: «Обеспечение профессиональной готовности педагогов ДОУ к реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития»

Михнёва Ирина Николаевна

 

Сейчас мы, педагоги переживаем не простое время.

Начало 2013-2014 учебного года совпало со значительными изменениями в российском законодательстве. В первую очередь это связано со вступлением в силу с 1 сентября 2013 законом «Об образовании в Российской Федерации». С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Подобный документ разработан впервые за всю 150-летнюю историю российского дошкольного образовании, повлекший за собой осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований.

Новый стандарт не призывает менять работу в детских садах в одну секунду, однако тренды выстраивания всей системы дошкольного образования в нем заданы достаточно серьезные, и они заставляют работать в инновационном режиме.

Для  педагогов нашего учреждения не было «шоком и ужасом» сообщение того,  что «теперь мы все будем работать по Стандартам».

Совсем недавно, переход на ФГТ актуализировал вопросы, связанные с профессиональной готовностью педагогов, как на практическом, так и на теоретическом уровне, что в свою очередь вызвало необходимость разработки  проекта «Методическая модель сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»,  средствами педагогического проектирования. Разработанная нами модель методического сопровождения, стала основным ориентиром, влияющим на повышение уровня профессионализма и мастерство педагогов в соответствии с личностной направленностью образовательного процесса, основанного на построении индивидуального маршрута конкретного педагога с учетом его образовательных запросов и интересов.

Построение индивидуальных образовательных маршрутов основывалось:

- на «зоне ближайшего развития» каждого педагога, предполагающего актуализацию  необходимых знаний и умений педагогов, определение индивидуальной траектории дальнейшего развития (составление плана самообразования, программа профессионального роста) через изучение профессиональных трудностей;

-сочетания индивидуальных и групповых форм работы;

-стимулирования творческого роста через создание мотивов успеха, преодоления профессиональных затруднений,  поддержки и поощрения инициативы;

-обеспечения систематической методической работы;

-корпоративной культуры.

Результативность проекта оценена через критерии эффективности:

  - критерии качества,

  - критерии «факта», определяемые:  количеством аттестуемых на 1-ю кв. категорию, количеством прошедших курсовую подготовку, участие в инновационной деятельности.

О повышении уровня профессиональной компетентности педагогов говорят следующие факты:

-педагоги изменили подход к организации образовательного процесса,

-проявляют профессиональную инициативу;

-повысилась положительная мотивация, проявляющаяся в стремлении к самосовершенствованию.

Переход на качественно новый уровень образования определил необходимость непрерывного профессионального развития, в основе которого была положена разработанная нами система обеспечения профессиональной готовности педагогических работников,  определяющая последовательность, содержание действий и задачи по введению Стандарта.    Основные задачи обеспечения непрерывного профессионального развития педагогов направлены на обновление нормативной базы,  методического сопровождения:

  1. Создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС ДО  в ДОУ.
  2. Обеспечить повышение профессиональной компетенции  педагогических работников по вопросам ФГОС ДО.
  3. Определить критерии и показатели для проведения внутреннего мониторинга, направленного на  определение заданных стандартом изменений в образовательной программе и условиях ее реализации.
  4. Обеспечить методическое сопровождение введения ФГОС ДО:

        -создать условия для профессионального развития в рамках современных требований к моделированию образовательного процесса;

        -определить зоны риска при введении ФГОС ДО в работу ДОУ, определить пути профилактики возможных проблем.

Система работы положенная в основу непрерывного профессионального роста в условиях ФГОС ДО, поможет избежать формального, декларативного введения Стандарта, обеспечит психологическую готовность к работе в новых условиях, повысит профессиональную компетентность педагогов, позволит перейти на качественно новый уровень образования.

 Прогнозируемые результаты:

- Уменьшить риски формального, декларативного введения стандарта дошкольного образования в деятельность учреждения;

-Повышение профессиональной компетентности в вопросах организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

 -Психологическая готовность к работе в новых условиях;

 -Развитие способности и готовность педагогов к проектированию деятельности по реализации ФГОС ДО;

-Систематизация знаний педагогов по внедрению ФГОС ДО в ДОУ;

-Диссеминация опыта по реализации ФГОС ДО.

Процессы введения ФГОС потребовали специально организованной деятельности методической службы: приведение в порядок нормативно- правовой базы, создание условий для введения Стандарта, определение перспектив развития ДОУ, организация методического и информационного сопровождения педагогов, предполагающего последовательную поэтапную работу.

В  плане  реализации Стандарта был выделен блок методического сопровождения, представляющий собой правильно организованный процесс, направленный на обеспечение   подготовки педагогов к корректировке и реализации ООП дошкольного образования; ориентацию на ценностные установки, цели, задачи, определенные стандартом, отбор инновационных форм и методов образовательной деятельности, ориентированных на развитие интеллектуально-творческого и социально-психологического потенциала личности ребенка.

       В основу методического сопровождения педагогов в учреждении,  положена диагностика профессиональной деятельности. Результаты диагностики помогли  не только оценить фактический уровень профессиональной подготовки каждого педагога, но и выявит их профессиональные запросы и потребности, а значит, четко определить цель формирования системы работы с педагогическими кадрами - создание условий для профессионального развития в рамках современных требований к  организации образовательного процесса.

       Мы придерживаемся дидактического правила: учить учиться – актуально, ведь    «поработать над самим собой» это актуально в наши дни и педагог должен развивать своё самосознание, т.к. он работает над развитием личности каждого ребёнка.

Система непрерывного профессионального развития педагогов в учреждении  выстроена на основе компетенций, выделенными в стандарте. Главные акценты в методическом сопровождении  поставлены на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет гендерного подхода при организации педагогического процесса, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования.

 На основании этого в плане методического сопровождения выделены:

  • Корректировка основной образовательной программы  согласно ФГОС ДО;
  • Разработка оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающего организацию предметно пространственной развивающей образовательной среды;
  • Развитие профессиональных компетенций педагогов, освоение инновационных технологий.
  • Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.
  • Формирование общего стиля профессиональной деятельности, основанного на корпоративной культуре, состоящей из комплекса правил поведения и традиций: совместное принятие решений, постоянный обмен опытом и творческим идеями, поддержка и помощь коллегам, сотрудничество.

         Мы считаем, что избежать  формальное введение Стандарта, обеспечить  профессиональное развитие и психологическую готовность в новых условиях, возможно в том случае, когда каждый педагог будет активно включен  в единый процесс развития ДОУ, в непосредственную деятельность, при наличии мотивационной готовности к освоению новшеств, профессиональной поддержки, отсутствия строго регламентированной деятельности, в атмосфере взаимного уважения, обеспечивающей активность  в принятии решений.

   Профессиональное развитие педагогов  осуществляется с учетом актуальных профессиональных потребностей  и обеспечения комплекса мероприятий:  учеба в вузах, колледжах; профессиональная переподготовка;

участие в школе современного педагога; посещение обучающих семинаров, мастер- классов; самообразование; организация методического сопровождения на основе индивидуальной траектории развития каждого педагога. Результатом комплексного сопровождения - выход педагога на аттестацию.

         Программа индивидуального творческого развития обеспечила  индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу.

Для педагогов, находящихся на этапе становления,  организовано наставничество, индивидуальное консультирование, участие в «Школе молодого педагога».  Посещение мастер-классов опытных педагогов, открытых мероприятий НОД,  помогают на практике увидеть педагогические приёмы и применение активных методов воспитания и обучения.

Для педагогов, совершенствующих педагогическое мастерство, организуются различные семинары по возникающим проблемам, мастер – классы, презентация опыта, участие в проблемно - творческих группах.

Педагоги, обладающие высокими педагогическими способностями, являющиеся главными проводниками новых технологий, составили творческую группу. Опыт этих педагогов, обобщался на разных уровнях: публикации в СМИ, участие в конференциях, профессиональных конкурсах, разработка программ.

Система сопровождения педагогов в повышении  профессиональной компетентности заключается не только в том, чтобы мы учили педагога, но и осознание каждым  значимости роста собственного профессионализма, активное участие в решении задач и целей ДОУ,  понимание необходимости в профессиональном самосовершенствовании   через повышение  квалификации.

Не каждый педагог может подняться до вершин новаторства или педагогического изобретения, но освоить новое содержание и технологии может  любой. Для этого в ДОУ  создана особая атмосфера, обеспечивающая профессиональный рост  через участие в педсоветах, обучающих и практических семинарах, мастер- классах; ориентация педагогов на кооперацию, а не на конкуренцию, помощи друг другу,  профессиональная поддержка, отсутствие строго регламентированной деятельности, излишних указаний. Основной девиз тесного сотрудничества «Делай как Я!».

Одним из направлений в методическом сопровождении  является изучение, внедрение и распространение передового педагогического опыта, который является основой  педагогического мастерст­ва педагога, образцом педагогической деятельности, отвечающей современным запро­сам, открывающего возможность постоянного совершенствования.

Такая форма работы как «Мастер - класс», с защитой своего опыта по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов ДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего твор­ческого роста педагога.

Развитию инновационной сферы педагогической деятельности,  повышению мотивации  на участие в освоении нового передового педагогического опыта способствует:  создание  банка инновационных идей, ко­торый содержит обобщенный опыт работы педагогов нашего ДОУ и других педагогов города,  проведение практических и теоретических семинаров по актуальным проблемам,  обеспечение педагогов литературой,  посещение семинаров, освоение современных технологий.

Обеспечению активности педагогов на педсоветах, семинарах, деловых играх способствуют  методы активного мышления «Шесть шляп», отсроченная загадка, опрос по цепочке, «Тихий опрос», «Резюме», «Подвижные четверки» (объединение педагогов в четверки и решение проблемы в течение определенного времени), дискуссия, метод «Модерации», метод дидактической игры, метод «Кейсов», работа в паре.

Наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов является постоянно - действующий семинар, позволяющий: изучить нормативно – правовые документы, регламентирующие  организацию образовательного процесса;  моделировать организацию образовательного процесса; определить результаты освоения ООПДО; познакомиться с опытом освоения   современных технологий.

       Важная роль в системе профессионального роста педагогов отводится таким формам работы, в ходе которых педагоги демонстрируют продуктивные технологии, методики, новые подходы к проектированию образовательного процесса.  

     Обязательное условие    профессионального роста педагогов - обратная связь с коллегами. В ходе творческих дебатов «Работаем по - новому!»  педагоги получают информацию, связанную с  образовательными потребностями и желаниями.

Большую популярность получило конкурсное движение среди педагогов, предоставляющее  возможность стать значимым в профессиональном сообществе, материальное и моральное поощрение, реализацию своего профессионального «Я» в условиях состязания, прогнозировать профессиональное развитие и проектировать свою дальнейшую педагогическую деятельность.

Важным стимулирующим средством в профессиональном развитии  является создание информационных условий, обеспечивающих готовность педагогов к проектированию деятельности; психологическую готовность к работе в новых условиях,  организацию  обмена опытом профессиональной деятельности через создание творческих отчетов, фото и видеорепортажей, публикаций из опыта работы; размещение материалов на сайте ДОУ.

К сожалению, не все педагоги готовы к происходящим изменениям. Практика показывает, что в ряде случаев, формально декларируя переход к новым стандартам, воспитатель сохраняет прежнее содержание образовательного процесса, механически применяя технологии нового содержания, что вызывает еще большее эмоциональное отторжение нововведений частью педагогов. 

Ряду педагогов, оказалось, непросто мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений. Индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу, помогает им найти себя в самостоятельном проведении какого-либо мероприятия, подготовить наглядный и демонстрационный материалы, подобрать литературу, творчески проявить себя в деле. Система тренингов («Дружный творческий работоспособный коллектив - это мы!», «Мы не боимся перемен», «Наши сильные стороны» и др. помогают педагогам мотивировать себя к принятию и включению в реализацию происходящих изменений, развивать необходимые личностные качества, формируют уверенность в себе, умение работать в одной команде.

На сегодня, можно  отметить, что в ДОУ сложилась система непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающая  готовность к реализации ФГОС ДО,  результаты, к которым мы стремимся, соответствует следующим параметрам: осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;  субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования, повышение профессиональной компетентности; активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности.

         «Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении. Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности,  достоинства и способность направлять свою жизнь  и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста».

В.Э. Пахальян

 

Литература:

Анализ образовательной деятельности ДОУ. Справочник старшего воспитателя. - 2010. - № 4.

Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. -  М.: ТЦ, 2006.

 Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. - М: АЙРИС ПРЕСС, 2008.- 188с.

Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. -  М: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 170с.

Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ. - М.: ТЦ, 2005.

Новоселова С.Л.  Развивающая предметная среда. -М.: 2001г.

Педагогический анализ в управлении ДОУ. Управление ДОУ. -2005. - № 5. - С. 6 - 9.

Шаманская Н. Интерактивные методы.  Дошкольное воспитание.– 2008.- №8.-с.24-27