Знакомство с астрономией

Жиглова Марина Львовна

Обобщение опыта работы по теме "Формрование первичных астрономических представлений старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_astronomii.doc45 КБ
Файл prezentatsiya_k_rabote.pptx1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Как заманчиво стать астрономом,

Со Вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры

И трактат сочинить непременно –

«Изучайте глубины Вселенной!»

Т. Собакин

Ознакомление детей с Солнечной системой – это один из критериев  государственного образовательного стандарта, что способствует интеллектуальному развитию детей. Но в дошкольной педагогике в методических разработках мало внимания уделялось и уделяется этому вопросу. Нет методической литературы, которая бы оказала помощь при разработке занятий. Поэтому в практике работы встречаются трудности в отборе содержания знаний об астрономии и не выявлено, какой объем знаний об этой науке доступен детям дошкольного возраста.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

        Трудности связаны с усвоением характера понятий:

во - первых, познание любых предметов и объектов начинается с помощью сенсорных анализаторов, а астрономические тела нельзя познать чувственным путем (потрогать, понюхать и т.д.). Увидеть можем только Солнце, Луну и звезды;

во - вторых, содержание большинства понятий это причинно следственные зависимости (между температурой воздуха и наличием жизни; процессами в живой и неживой природе: наличие влаги и ее влияние на живые организмы и т.д.).

А для выявления и понимания причинно-следственных зависимостей Т. Богданец в статье «Экологические знания - первое представление о мире» (журнал «Дошкольное воспитание», №12, 2003г.) отмечает, что умение анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать недостаточно. Необходимо также, чтобы ребенок умел рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, умел видеть разные объекты в одном аспекте, совмещать их, находить общность объектов в подчиненности одной и той же зависимости. Свидетельством осмысленности усвоенных знаний будет их практическое применение и обоснованное предсказание новых фактов.

Добиться успеха в решении этих сложнейший задач только вербальными методами педагог не сможет, понадобится активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приемами.

Поэтому вопросы: чему учить и как учить - являются актуальными, так как существует противоречие между требованиями практики и отсутствием в теоретических и методических разработках специальных исследований по формированию у детей дошкольного возраста первичных астрономических представлений.

Приступая к данной работе, были проанализированы программа руководства «Радуга» и образовательный блок «Астрономия», задачи и пути работы внутри этого блока.

В результате, чего были четко сформулированы и определены задачи для детей старшего возраста:

1тип задач. Направленные на обогащение созидания детей интересными содержательно-упорядочными сведениями из области «Астрономия»

2 тип задач. На установление причинно-следственных связей, как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности мира.

3 тип задач. На формирование у детей положительного отношения к миру.

Были определены принципы отбора содержания знаний.

  1. Принцип наглядности, т.е. создавать условия для восприятия изучаемых предметов и объектов всеми органами чувств.

С этой целью использовать:

  • реальные объекты: минералы, образцы растений;
  • экспериментальную наглядность (атрибуты для опытнической деятельности);
  • картины, иллюстрации, фото, рисунки, диафильмы;
  • объемная наглядность: макеты, муляжи, панорамы, коллажи;
  • звуковая наглядность: записи на магнитофонной ленте, чтение художественных произведений («звуковые изображения»);
  • символическая наглядность (карты, схемы, планы);
  • опорные сигналы, зарисовки.

  1. Принцип сознательности и активности.

Сознательность предполагает осмысление, а активность стремление к знаниям. Поэтому я решила подобрать такие методы и приемы, которые ставят ребенка в активную роль при получении знаний (приемы «учебного исследования»; проблемные ситуации, возможность соотносить новые знания с уже имеющимся запасом знаний).

  1. Принцип доступности и посильности.

Сущность принципа доступности и посильности сводится к тому, чтобы изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения, учитывал индивидуальные и возрастные особенности детей. С этой целью создавать  в группе условия для самостоятельной поисковой деятельности для тех детей, кто проявляет интерес к астрономии (полочка умных книг), самостоятельная исследовательская деятельность.

  1. Принцип научности.

Т.е. давать детям научные знания, излишне не упрощать их, не искажать отдельные научные представления, не употреблять ненаучных терминов, с этой целью, при подготовке к занятиям я решила использовать материалы из энциклопедии, рекомендованных для детей дошкольного возраста. Поэтому при подготовке к занятиям использовала следующую литературу:

  1. Т.Д. Нуждина: энциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений». Ярославль, Академия развития, 2001 г.
  2. Т.Д. Нуждина «Мир вещей и машин». Ярославль, Академия развития, 1998 г.
  3. Стюарт Аткинсон «Энциклопедия окружающего мира. Астрономия». Москва, «РОСМЭН», 2003 г.
  4. А.В. Фастов «Астрономия в картинках», Москва «ЭКСМО», 2002 г.
  5. Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе», Москва, «Лист» 1999 г.

  1. Принцип системности и последовательности.

Этот принцип отражается в перспективном плане работы, в котором я отразила дачу знаний от простого к сложному, распределила работу по формированию астрономических представлений в течении учебного года, где идет ознакомление детей и закрепление знаний в разных видах деятельности, с использованием форм работы рекомендованные  программой  «Радуга»: Сообщения, познавательные вечера. Таким образом, знания даются последовательно, в системе и  устанавливаются связи между отдельными темами.

  1. Связь с другими видами деятельности.

Т.е. закрепление представлений детей об астрономии происходит не только на занятиях, но и в сюжетно-ролевой игре, дидактической, играх экспериментах и других видах деятельности.

Работу по ознакомлению детей с астрономией проводила в разных формах:

  1. Занятия.

 Целью занятий было: дать детям знания о планетах Солнечной системы, упорядочить и систематизировать эти знания. Научить детей делать элементарные умозаключения.

        Проводила занятия следующих видов:

  • занятия – путешествия
  • занятия – эксперименты
  • занятия – познавательные беседы
  • интегрированные занятия.

        На занятиях использовала, как репродуктивные, так и продуктивные методы и приемы.

         Но большое место отводила продуктивным методам обучения, так как учитывала требования современности: обучение должно быть проблемным.

        Продуктивные методы обучения, используемые на занятиях:

  1. Проблемные:
  • устное слово (рассказ, сообщение, стихи, загадки);
  • чтение книг;
  • кино и телевидение, диафильмы;
  • изобразительные средства;
  • предъявление алгоритмов.
  1. Исследовательские; эвристические:
  • конструирование;
  • проектирование;
  • планирование;
  • проведение эксперимента;
  • решение поисковых задач;
  • учебное исследование.

II. Совместная деятельность взрослого и ребенка.

Цель: расширить кругозор знаний детей; закрепить и конкретизировать приобретенные знания.

  • чтение энциклопедий, книг с последующей беседой;
  • опытническая деятельность;
  • познавательные вечера «Сейчас узнаю»;
  • сообщения;
  • создание альбомов;
  • изготовление атрибутов для режиссерских игр.

III. Самостоятельная деятельность.

Цель: активизировать собственные познавательные интересы детей.

В результате чего организовывались:

  • выставка познавательной литературы на «полочке умных книг»;
  • рассматривание иллюстраций;
  • детские игры «Архимедова игра», «Складушки», «Волшебная астрономия»;
  • игры – эксперименты;
  • создание недостающих атрибутов к игре в «Космос»;
  • режиссерские игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование первичных астрономических представлений старших дошкольников»

Слайд 2

Как заманчиво стать астрономом, Со Вселенною близко знакомым! Это было бы вовсе не дурно: Наблюдать за орбитой Сатурна, Любоваться созвездием Лиры, Обнаруживать черные дыры И трактат сочинить непременно – «Изучайте глубины Вселенной!» Т. Собакин

Слайд 4

1 тенденция - происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. 2 тенденция – в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей.

Слайд 5

Задачи познавательного развития детей. Старший возраст 5 – 6 лет. Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире; готовить его к элементарному осмыслению некоторых понятий. Систематизировать накопленную получаемую информацию посредством логических операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации). Продолжать формировать бережное, созидательное отношение к миру. Подготовительный возраст 6 – 7 лет. Обогащать сознание детей интересными, содержательно - упорядоченными сведениями из разных областей наук . Познакомить детей с причинно-следственными связями, как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира. Способствовать формированию у детей положительного отношения к миру.

Слайд 6

Принцип наглядности

Слайд 7

Принцип сознательности и активности

Слайд 8

Принцип доступности и посильности

Слайд 9

Принцип научности Т.Д. Нуждина: энциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений». Ярославль, Академия развития, 2001 г. Т.Д. Нуждина «Мир вещей и машин». Ярославль, Академия развития, 1998 г. Стюарт Аткинсон «Энциклопедия окружающего мира. Астрономия». Москва, «РОСМЭН», 2003 г. А.В. Фастов «Астрономия в картинках», Москва «ЭКСМО», 2002 г. Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе», Москва, «Лист» 1999 г.

Слайд 10

Принцип системности и последовательности

Слайд 11

Связь с другими видами деятельности

Слайд 12

Занятия

Слайд 13

Продуктивные методы обучения, используемые на занятиях 1. Проблемные: устное слово (рассказ, сообщение, стихи, загадки); чтение книг; кино и телевидение, диафильмы; изобразительные средства; предъявление алгоритмов. 2. Исследовательские; эвристические: конструирование; проектирование; планирование; проведение эксперимента; решение поисковых задач; учебное исследование.

Слайд 14

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Слайд 15

Самостоятельная деятельность


 

Комментарии

Оленина Светлана Владимировна

Очень хороший материал, использую данный опыт в своей работе по познавательному развитию.