Знакомство с астрономией
Обобщение опыта работы по теме "Формрование первичных астрономических представлений старших дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_astronomii.doc | 45 КБ |
prezentatsiya_k_rabote.pptx | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Как заманчиво стать астрономом,
Со Вселенною близко знакомым!
Это было бы вовсе не дурно:
Наблюдать за орбитой Сатурна,
Любоваться созвездием Лиры,
Обнаруживать черные дыры
И трактат сочинить непременно –
«Изучайте глубины Вселенной!»
Т. Собакин
Ознакомление детей с Солнечной системой – это один из критериев государственного образовательного стандарта, что способствует интеллектуальному развитию детей. Но в дошкольной педагогике в методических разработках мало внимания уделялось и уделяется этому вопросу. Нет методической литературы, которая бы оказала помощь при разработке занятий. Поэтому в практике работы встречаются трудности в отборе содержания знаний об астрономии и не выявлено, какой объем знаний об этой науке доступен детям дошкольного возраста.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.
Трудности связаны с усвоением характера понятий:
во - первых, познание любых предметов и объектов начинается с помощью сенсорных анализаторов, а астрономические тела нельзя познать чувственным путем (потрогать, понюхать и т.д.). Увидеть можем только Солнце, Луну и звезды;
во - вторых, содержание большинства понятий это причинно следственные зависимости (между температурой воздуха и наличием жизни; процессами в живой и неживой природе: наличие влаги и ее влияние на живые организмы и т.д.).
А для выявления и понимания причинно-следственных зависимостей Т. Богданец в статье «Экологические знания - первое представление о мире» (журнал «Дошкольное воспитание», №12, 2003г.) отмечает, что умение анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать недостаточно. Необходимо также, чтобы ребенок умел рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, умел видеть разные объекты в одном аспекте, совмещать их, находить общность объектов в подчиненности одной и той же зависимости. Свидетельством осмысленности усвоенных знаний будет их практическое применение и обоснованное предсказание новых фактов.
Добиться успеха в решении этих сложнейший задач только вербальными методами педагог не сможет, понадобится активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приемами.
Поэтому вопросы: чему учить и как учить - являются актуальными, так как существует противоречие между требованиями практики и отсутствием в теоретических и методических разработках специальных исследований по формированию у детей дошкольного возраста первичных астрономических представлений.
Приступая к данной работе, были проанализированы программа руководства «Радуга» и образовательный блок «Астрономия», задачи и пути работы внутри этого блока.
В результате, чего были четко сформулированы и определены задачи для детей старшего возраста:
1тип задач. Направленные на обогащение созидания детей интересными содержательно-упорядочными сведениями из области «Астрономия»
2 тип задач. На установление причинно-следственных связей, как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности мира.
3 тип задач. На формирование у детей положительного отношения к миру.
Были определены принципы отбора содержания знаний.
- Принцип наглядности, т.е. создавать условия для восприятия изучаемых предметов и объектов всеми органами чувств.
С этой целью использовать:
- реальные объекты: минералы, образцы растений;
- экспериментальную наглядность (атрибуты для опытнической деятельности);
- картины, иллюстрации, фото, рисунки, диафильмы;
- объемная наглядность: макеты, муляжи, панорамы, коллажи;
- звуковая наглядность: записи на магнитофонной ленте, чтение художественных произведений («звуковые изображения»);
- символическая наглядность (карты, схемы, планы);
- опорные сигналы, зарисовки.
- Принцип сознательности и активности.
Сознательность предполагает осмысление, а активность стремление к знаниям. Поэтому я решила подобрать такие методы и приемы, которые ставят ребенка в активную роль при получении знаний (приемы «учебного исследования»; проблемные ситуации, возможность соотносить новые знания с уже имеющимся запасом знаний).
- Принцип доступности и посильности.
Сущность принципа доступности и посильности сводится к тому, чтобы изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения, учитывал индивидуальные и возрастные особенности детей. С этой целью создавать в группе условия для самостоятельной поисковой деятельности для тех детей, кто проявляет интерес к астрономии (полочка умных книг), самостоятельная исследовательская деятельность.
- Принцип научности.
Т.е. давать детям научные знания, излишне не упрощать их, не искажать отдельные научные представления, не употреблять ненаучных терминов, с этой целью, при подготовке к занятиям я решила использовать материалы из энциклопедии, рекомендованных для детей дошкольного возраста. Поэтому при подготовке к занятиям использовала следующую литературу:
- Т.Д. Нуждина: энциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений». Ярославль, Академия развития, 2001 г.
- Т.Д. Нуждина «Мир вещей и машин». Ярославль, Академия развития, 1998 г.
- Стюарт Аткинсон «Энциклопедия окружающего мира. Астрономия». Москва, «РОСМЭН», 2003 г.
- А.В. Фастов «Астрономия в картинках», Москва «ЭКСМО», 2002 г.
- Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе», Москва, «Лист» 1999 г.
- Принцип системности и последовательности.
Этот принцип отражается в перспективном плане работы, в котором я отразила дачу знаний от простого к сложному, распределила работу по формированию астрономических представлений в течении учебного года, где идет ознакомление детей и закрепление знаний в разных видах деятельности, с использованием форм работы рекомендованные программой «Радуга»: Сообщения, познавательные вечера. Таким образом, знания даются последовательно, в системе и устанавливаются связи между отдельными темами.
- Связь с другими видами деятельности.
Т.е. закрепление представлений детей об астрономии происходит не только на занятиях, но и в сюжетно-ролевой игре, дидактической, играх экспериментах и других видах деятельности.
Работу по ознакомлению детей с астрономией проводила в разных формах:
- Занятия.
Целью занятий было: дать детям знания о планетах Солнечной системы, упорядочить и систематизировать эти знания. Научить детей делать элементарные умозаключения.
Проводила занятия следующих видов:
- занятия – путешествия
- занятия – эксперименты
- занятия – познавательные беседы
- интегрированные занятия.
На занятиях использовала, как репродуктивные, так и продуктивные методы и приемы.
Но большое место отводила продуктивным методам обучения, так как учитывала требования современности: обучение должно быть проблемным.
Продуктивные методы обучения, используемые на занятиях:
- Проблемные:
- устное слово (рассказ, сообщение, стихи, загадки);
- чтение книг;
- кино и телевидение, диафильмы;
- изобразительные средства;
- предъявление алгоритмов.
- Исследовательские; эвристические:
- конструирование;
- проектирование;
- планирование;
- проведение эксперимента;
- решение поисковых задач;
- учебное исследование.
II. Совместная деятельность взрослого и ребенка.
Цель: расширить кругозор знаний детей; закрепить и конкретизировать приобретенные знания.
- чтение энциклопедий, книг с последующей беседой;
- опытническая деятельность;
- познавательные вечера «Сейчас узнаю»;
- сообщения;
- создание альбомов;
- изготовление атрибутов для режиссерских игр.
III. Самостоятельная деятельность.
Цель: активизировать собственные познавательные интересы детей.
В результате чего организовывались:
- выставка познавательной литературы на «полочке умных книг»;
- рассматривание иллюстраций;
- детские игры «Архимедова игра», «Складушки», «Волшебная астрономия»;
- игры – эксперименты;
- создание недостающих атрибутов к игре в «Космос»;
- режиссерские игры.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как заманчиво стать астрономом, Со Вселенною близко знакомым! Это было бы вовсе не дурно: Наблюдать за орбитой Сатурна, Любоваться созвездием Лиры, Обнаруживать черные дыры И трактат сочинить непременно – «Изучайте глубины Вселенной!» Т. Собакин
1 тенденция - происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. 2 тенденция – в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей.
Задачи познавательного развития детей. Старший возраст 5 – 6 лет. Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире; готовить его к элементарному осмыслению некоторых понятий. Систематизировать накопленную получаемую информацию посредством логических операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации). Продолжать формировать бережное, созидательное отношение к миру. Подготовительный возраст 6 – 7 лет. Обогащать сознание детей интересными, содержательно - упорядоченными сведениями из разных областей наук . Познакомить детей с причинно-следственными связями, как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира. Способствовать формированию у детей положительного отношения к миру.
Принцип наглядности
Принцип сознательности и активности
Принцип доступности и посильности
Принцип научности Т.Д. Нуждина: энциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений». Ярославль, Академия развития, 2001 г. Т.Д. Нуждина «Мир вещей и машин». Ярославль, Академия развития, 1998 г. Стюарт Аткинсон «Энциклопедия окружающего мира. Астрономия». Москва, «РОСМЭН», 2003 г. А.В. Фастов «Астрономия в картинках», Москва «ЭКСМО», 2002 г. Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе», Москва, «Лист» 1999 г.
Принцип системности и последовательности
Связь с другими видами деятельности
Занятия
Продуктивные методы обучения, используемые на занятиях 1. Проблемные: устное слово (рассказ, сообщение, стихи, загадки); чтение книг; кино и телевидение, диафильмы; изобразительные средства; предъявление алгоритмов. 2. Исследовательские; эвристические: конструирование; проектирование; планирование; проведение эксперимента; решение поисковых задач; учебное исследование.
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Самостоятельная деятельность
Комментарии
Очень хороший материал,
Очень хороший материал, использую данный опыт в своей работе по познавательному развитию.