Размышления по концепции дошкольного воспитания
«… Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса. Профессиональные требования к нему в современных условиях очень высоки. Прежде всего, нужно чтобы он любил детей и получал удовольствие от работы с ними, чтобы ему было интересно повседневное общение со своими воспитанниками.» взаимоотношения взрослых и детей в группе детского сада должны быть личностно важными для них, основанными на взаимном доверии и уважении. Если воспитатель устает от детей, раздражается, если ему часто приходится сдерживать отрицательные эмоции, то он профнепригоден, независимо от уровня образования и стажа работы.
Воспитателю необходимы основательные знания детской психологии и педагогики, а также начал детской гигиены и педиатрии. Он должен уметь разбираться в детских проблемах и конфликтах, тактично регулировать взаимоотношения в группе, спокойно и уверенно управлять ее жизнью. Общение со взрослыми – родителями, коллегами, представителями общественности – тоже существенная часть функций воспитателя. Воспитатель должен ориентироваться в физическом и психическом здоровье и состоянии своих «питомцев», знать особенности развития каждого из них. Он должен чувствовать грань, за которой стоит необходимость обратиться по поводу кого-то из детей к специалистам-психологам или врачам. Воспитателю необходимо ориентироваться и действовать не только в ситуации своей группы, но и, по мере необходимости, в семейных ситуациях своих детей. Воспитатель, конечно, должен владеть и конкретными методиками работы с детьми.
Воспитатель детского сада – один из тех взрослых, кто вводит детей в мир человеческой культуры. Поэтому и сам он должен обладать достаточно высоким общекультурным уровнем, жить содержательной духовной жизнью, читать, заниматься искусством (хотя бы как заинтересованный зритель и слушатель). Только при этом условии он сможет увлечь детей познанием мира и творчеством.
Необходимо существенное улучшение подготовки и переподготовки воспитателей. В первую очередь оно должно идти по линии углубления и расширения их знаний по возрастной психологии и педагогике, а также основам психогигиены, дифектологии, педиатрии.
Специалиста дошкольного воспитания окончательно формирует педагогический коллектив, где он трудится. Именно там происходит передача живого опыта, традиций. Для молодых воспитателей очень важны педагоги-наставники – опытные, готовые помочь, пользующие всеобщим уважением.
Стремление к самообразованию – одно из условий личностного самосовершенствования педагога.