Воспитание детей сказкой
«Сказка будит и пленяет мечту.
Она дает ребенку первое чувство героического, она учит мужеству и верности;
она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды.»
И. А. Ильин.
Для начала представим тот механизм (пока что назвать это мышлением трудно), согласно которому живет ваш ребенок.
В возрасте до года ребенок находится на пути развития своих сенсорно-моторных навыков. Он изучает свои сенсорные и моторные способности, познает маму, папу, окружающий мир через органы чувств, свои движения и общение с предметами.
Самое важное в его жизни — это доползти до намеченной цели, достать, долезть, попробовать на ощупь, вкус, постучать об пол, потрясти, разобрать, сломать и так далее. Удерживать в уме ребенок может только то, что находится сейчас или совсем недавно находилось в поле его непосредственного восприятия. Сложный взрослый мир, правила и запреты пока недоступны детскому пониманию.
В этот период наибольшее влияние на ребенка оказывает мама, те слова и действия, которые она оказывает по отношению к ребенку. Это могут быть колыбельные, слова, в которых чувствуется желанность ребенка, стишки, призывающие ребенка поиграть с различными предметами, любые предложение, подталкивающие ребенка к движению, осознанию им собственного тела и его положения в пространстве.
В возрасте до 2-х лет ребенок уже способен удерживать в голове некоторые бытовые действия — подержать, взять, съесть, достать и т.д. Он также осознает простейшие действия сказочных персонажей. Поэтому в этом возрасте ему нравятся сказки о животных, т.к. они близки ребенку эмоционально, он сравнивает себя с героями сказки и в виде образов усваивает жизненно важную информацию. При этом такое «впитывание» происходит без давления со стороны родителей. Ребенок не любит наставлений, а сказка не учит напрямую. Повторяя за взрослыми или персонажами дети с удовольствием подражают движениям и звукам, учат цвета, счет, изобретают новые способы взаимоотношения с окружающими предметами и людьми.
В возрасте от 2-х до 5-ти у ребенка развивается способность к мышлению, он учится образно представлять персонажи и ситуации в уме, фантазировать, ваш малыш готов к восприятию волшебных сказок. Ребенок сможет воспринять образ, отделенный от его действий. Тут стоит заметить, что новый уровень интеллектуального развития бывает причиной возникновения страхов, которые ассоциируются с персонажами волшебных сказок. Например, что баба Яга заберет не Ивасика-Телесика, а его самого.
Фантазия в этом возрасте несформированная полностью, родители имеют возможность корректировать ее. Поэтому начинайте со сказок с простым сюжетом и малым числом героев и всегда заканчивающихся хеппи-эндом. Сказка должна повышать уверенность ребенка в себе и своем будущем, а не пугать его. Пример такого страха — это дремучий лес, Кощей и прочие негативные персонажи. Итак, в 2-5 лет ребенок должен находить свой смысл в сказке, она должна разнообразить его жизнь, а не испугать его и ограничить его развитие. Например, ребенок может узнавать, что существуют другие страны, народы, говорящие на других языках и т.п.
В 5-7 лет нужно выбирать такие сказки, которые интересны ребенку, стимулируют его любознательность, активизирую фантазию, развивают интеллект. Сказка должна задевать все аспекты жизни ребенка: поведение, эмоции, семью, мышление, воображение. В сказочных историях и персонажах ребенок ищет пути решения своих насущных проблем, девочки начинают мечтать о принце на белом коне, замке и личном драконе. Ребенок легко уноситься в в своих фантазиях в собственную вселенную, в желаемую реальность.
Воспитание детей сказкой
Сказку можно использовать не только в воспитательных целях, благодаря сказкам у детей развивается образное и логическое мышление у ребенка, стимулируется развитие его творческих способностей, а его знакомство с миром природы становится более осмысленным. Педагоги разрабатывают специальные методики воспитания сказкой, конспекты и материалы для занятий с детьми. Кроме родителей, такие методики будут полезны воспитателям детских садов и учителям начальных классов школы. Есть таже целый раздел — сказкотерапия, которая помогает воспитать положительные качества и эффективно борется с детскими капризами.
Сказка как средство воспитания — дело ответственное. Для любого ребенка сказку нужно подбирать тщательно, с особым вниманием. Помните, что в этот период у ребенка формируется характер, а истории и персонажи, с которыми вы знакомите кроху, оказывают на его характер не последне влияние, роль сказки в воспитании детей трудно переоценить.
Интересные истории, которые вы облекаете в сказку, лучше — персонализированную, — хороший способ культивировать в ребенке нужные черты характера и при этом избежать нотаций и поучительного тона, который всегда воспринимается отрицательно. А вот интересная историю будет к месту всегда!
Выбирайте сказки, в которых добро побеждает зло, а доброта всегда награждается. Эти хорошие качества ребенок спроецирует на себя. Он увидит, что именно доброта, любовь, смекалка, отвага важны в жизни.
Поэтому важно, чтобы при выборе сказки родители обращали внимание на следущие аспекты:
- соответствует ли сказка уровню развития ребенка?
- сможете ли ребенок воспринять сказочную вселенную, которую вы ему предлагаете?
- может ли сказка испугать ребенка и нанести вред его психическому развитию?
- поможет ли сказка в вопросе формирования положительных качеств в характере ребенка и поможет ли в решении психологических проблем ребенка (если таковые имеют место)?