Развитие моторных и речевых функций через потешки и сказки

Белай Оксана Алексеевна

     Интуитивно, без всяких научных исследований, лишь доверяя традиции, наши предки занимались ранним развитием детей - сами того не зная. Они закаляли их, не создавая тепличных условий. Создавали адекватную картину мира, напевая колыбельные.

Рифмованные слова потешек быстрее запоминаются ребенком: их легче слушать, они лучше привлекают внимание.  Многие педагоги, начиная с К. Д. Ушинского, считают, что повторение потешек способствует раннему развитию речи: ребенок вычленяет часто повторяемые звуки, запоминает их  и начинает повторять.

     Кроме того, сказки и потешки рисуют перед ребенком картину огромного и интересного мира, насыщенного приключениями: так дети получают энциклопедические знания. Они учат малыша правилам поведения, нравственности и морали, формируют понятие «хорошо-плохо». А всевозможные игры с пальчиками и ручками («Ладушки»,  «Сорока-ворона» и т. д.) - это и хороший массаж, и средство развития мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие мозга.

ПОТЕШКИ

       Потешки проговариваются в обычных бытовых ситуациях общения с ребенком, приучая его к звуку ритмизованной речи и отвлекая его внимание:

                          Водичка-водиченька,

                          Умой мое личико!

                          Чтобы щечки алели,

                          Чтобы глазки блестели,

                          Чтоб смеялся роток,

                          Чтоб кусался зубок!

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

         Игра «Сорока-ворона»: взрослый массирует ладошку ребенка, загибает поочередно пальцы, начиная с мизинца, и приговаривает.

До нашего времени  игра дошла в «урезанном» виде. Еще в XVIII-XIX веках после загибания пальчиков взрослый, игравший в «Сороку-ворону», переходил к запястью ребенка, затем к локтю и заканчивал присказку щекоткой под мышкой:

                        Сорока-ворона кашу варила,

                        Деток кормила.

                        Этому дала, этому дала,

                        Этому дала, этому дала,

                        А этому не дала!

                        Ты кашу не варил, деток не кормил,

                        Воды не носил - учись наперед!

                        Здесь холодная, здесь теплая,

                        А здесь кипяток - кипяток!

 

ИГРЫ НА КОЛЕНЯХ

   Посадив ребенка на колени и слегка подбрасывая его, взрослый приговаривает стих, а в конце слегка раздвигает колени, чтобы ребенок слегка «провалился»:

                         Еду-еду к бабе, к деду,

                         На лошадке в красной шапке.

                         По ровной дорожке на одной ножке,

                         В старом лапоточке по рытвинам, по кочкам,

                         Все прямо и прямо, а потом вдруг - бух в яму!

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

     Есть люди, которые и в старости помнят колыбельные, которые им пели в детстве, - для многих из них мамина колыбельная остается самым дорогим и теплым воспоминанием жизни:

                        Баю-баю-баю-баю,

                         Не ложись, дитя, на краю:

                         С краю свалишься,

                         Мамы схватишься.

                         Придет серенький волчок,

                         Схватит детку за бочок

                         И потащит во лесок.

                         И потащит во лесок.

                         За малиновый кусток.

                         Кустик затрясется,

                         Детка засмеется.

С К А З К И

        Русские народные сказки - настоящий кладезь информации.

      Не только классические «Курочка Ряба» и «Репка», но и сотни других сказок могут научить вашего ребенка думать, сравнивать, переживать за других. Сказки можно не только читать, но и обсуждать.

   Для формирования моральных оценок:

     1. Обсудите с ребенком, кто из героев поступил хорошо, а кто - плохо,  и почему так произошло.

     2. Помогите отрицательному герою «исправиться» - пусть ребенок придумает, как он должен  был поступить в сложившейся ситуации (волк мог не есть семерых козлят, а вместе с ними приготовить ужин).

 Для развития речи:

     1. Обсудите с ребенком все незнакомые слова в сказке, придумайте предложения с этими словами.

     2. Попросите ребенка задать героям сказки любые вопросы.

     3. Придумайте вместе с ребенком другое название сказки.

     4. Вместе с малышом сочините письмо одному из героев.

     5. Предложите ребенку придумать новую сказку, используя традиционное начало, но с частицей «не»  ("Не Маша пошла с подружками в лес, а...»,  «Жили-были не дед и баба, а...»).

   Для развития аналитических навыков:

     1. Попросите ребенка рассказать, как он бы поступил на месте того или иного героя.

     2. Сформулируйте несколько вопросов по сказке, требующих сопоставления фактов. (Почему волка считают злым? Почему колобок лисы не испугался?)

    Для развития воображения:

     1. Попросите ребенка придумать сказку о себе.

     2. Попросите малыша придумать новый конец для старой сказки. (Даже мышка не помогла вытащить репку. Что дальше?)

     3. Сформулируйте вопросы «А если бы...», предполагающие иное развитие действия сказки. (А если бы Машенька не заметила печку в лесу, как бы она братца нашла?)

  Для  формирования энциклопедических знаний:

     1. Проанализируйте сказку и выделите, какие ценные практические сведения может из нее получить малыш.

     2. Сформулируйте соответствующие вопросы малышу и помогите найти на них ответы  (например: "Зачем журавлю длинный клюв?", "Какие овощи, кроме репки, растут на грядках?", "Из чего можно построить избушку?").

  Для  развития творческих способностей:

     1. Как можно чаще просите ребенка рисовать сцены из сказок, создавать иллюстрации к ним.

     2. С помощью аппликации и природных материалов (шишки, яичная скорлупа, ракушки, пух и перья и т. д.) создавайте разнообразные поделки по мотивам сказок: золотое яичко, теремок, Колобка.

     3. Предложите ребенку рисовать необычных персонажей: добрую Бабу-Ягу, честную Лису и др.