«Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов дошкольного образования

 на тему: «Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

 

Труд детей в детском саду многообразен, который позволяет поддерживать у ребят интерес к данной деятельности.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

 Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен не на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, а на помощь взрослым при организации режимных процессов.

Труд в природе предусматривает участие дошкольников в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким ребятам, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело, сплоченности между детьми.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе теме: «Посадка лука»

(познавательное развитие)

Триединая цель:

1.      Вызвать у детей 6 – 7 лет познавательный интерес к выращиванию лука. Продолжить учить ребят создавать ситуацию опыта.

2.      Развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы. Закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке.

3.      Воспитывать трудолюбие и ответственность.

Предварительная работа: рассматривание луковицы, рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука.

Материал:

1.      Клеёнка для стола, салфетки.

2.      На каждого ребёнка головка луковицы.

3.      Подготовленный ящик с отсеками: земля, опилки.

4.      Пластмассовые стаканчики с водой.

5.      Лопатки, лейки.

6.      Дневник наблюдений на каждого ребёнка

7.      Коробка с цветными карандашами на каждого ребёнка.

Примерный ход

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает….. (Лук.)

 

Есть такая пословица «Лук от семи недуг»? Как Вы думаете, почему?

 

Дети: Лук полезный, помогает лечить людей от простуды.

 

Воспитатель: А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы вырастить зелёный лук осенью, зимой или ранней весной, когда в огороде ещё нельзя трудиться?

 

Дети: Можно посадить дома, на окне.

 

Воспитатель: Что необходимо для роста растения?

 

Дети: Нужна земля, вода, свет, тепло.

 

Воспитатель: А вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зеленый лук? (Да.)

Предлагаю вам посадить лук не только в землю, но и в опилки, а также в воду для того чтобы мы могли наблюдать, где быстрее растут стрелки лука. Чтобы не запачкаться и не испортить столы мы с вами наденем фартуки, застелем столы клеёнкой.

 

(надевают фартуки, накрывают столы клеёнкой)

 

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать в самом начале посадки?

 

Дети: Приготовить ящик с землёй, опилками и стакан с водой.

 

(воспитатель с детьми ставят ящик с землей, опилками на стол)

 

Воспитатель: Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать в землю?                                                                                                                                       

 

Дети: Лук надо сажать корешками вниз.

 

(воспитатель предлагает сделать углубление в земле в опилках,

дети моют руки)

 

Физкультминутка:

 

В огороде, по - утру, погляди на грядку                            (наклоны вперед-назад).

Лук зеленый по ветру делает зарядку                                (подтягивание вверх).

На зарядку встали в ряд репа и редиска                            (ходьба на месте).

Там листочки вверх глядят                                                 (поднять руки вверх, похлопать).

Здесь – пригнулись низко                                                   (присесть).

 

Воспитатель: Теперь посадим луковичку так, чтобы её верхняя часть выступала из земли. Подумайте, что еще необходимо сделать дл роста перьев лука?

 

Дети: Полить луковицы.

 

Ребята вместе с воспитателем определяют место, куда лучше поставить ящик и стаканчики дл прорастания перьев лука.

 

Постановка опыта

Дети делают зарисовки в дневнике наблюдений                     

 

В заключение воспитатель сообщает, что через неделю, в этот же день, мы будем рассматривать луковицы и зарисовать их рост (изменения).

 

 

 

Составитель: Екатерина Андреевна Семенко, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ № 22 п. Кавалерово.

 

 

 

 

Кавалерово, 2014

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_konsultatsii_inod_trud.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов дошкольного образования

 на тему: «Организация трудовой деятельности детей дошкольного возраста»

Труд детей в детском саду многообразен, который позволяет поддерживать у ребят интерес к данной деятельности.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

 Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами трудовой деятельности не столь заметны. Этот труд направлен не на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, а на помощь взрослым при организации режимных процессов.

Труд в природе предусматривает участие дошкольников в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани.

Поручения - это задания, которые воспитатель эпизодически даёт одному или нескольким ребятам, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно несложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело, сплоченности между детьми.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе теме: «Посадка лука»

(познавательное развитие)

Триединая цель: 

  1. Вызвать у детей 6 – 7 лет познавательный интерес к выращиванию лука. Продолжить учить ребят создавать ситуацию опыта.
  2. Развивать наблюдательность - умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями, в которых они находятся; учить связывать причину и следствие, правильно строить суждения и делать выводы. Закреплять умение правильно отражать наблюдения в рисунке.
  3. Воспитывать трудолюбие и ответственность.

Предварительная работа: рассматривание луковицы, рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука.

Материал:

  1. Клеёнка для стола, салфетки.
  2. На каждого ребёнка головка луковицы.
  3. Подготовленный ящик с отсеками: земля, опилки.
  4. Пластмассовые стаканчики с водой.
  5. Лопатки, лейки.
  6. Дневник наблюдений на каждого ребёнка
  7. Коробка с цветными карандашами на каждого ребёнка.

Примерный ход

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает….. (Лук.)

Есть такая пословица «Лук от семи недуг»? Как Вы думаете, почему?

Дети: Лук полезный, помогает лечить людей от простуды.

Воспитатель: А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы вырастить зелёный лук осенью, зимой или ранней весной, когда в огороде ещё нельзя трудиться?

Дети: Можно посадить дома, на окне.

Воспитатель: Что необходимо для роста растения?

Дети: Нужна земля, вода, свет, тепло.

Воспитатель: А вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зеленый лук? (Да.)

Предлагаю вам посадить лук не только в землю, но и в опилки, а также в воду для того чтобы мы могли наблюдать, где быстрее растут стрелки лука. Чтобы не запачкаться и не испортить столы мы с вами наденем фартуки, застелем столы клеёнкой.

(надевают фартуки, накрывают столы клеёнкой)

Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать в самом начале посадки?

Дети: Приготовить ящик с землёй, опилками и стакан с водой.

(воспитатель с детьми ставят ящик с землей, опилками на стол)

Воспитатель: Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать в землю?                                                                                                                                        

Дети: Лук надо сажать корешками вниз.

(воспитатель предлагает сделать углубление в земле в опилках,

дети моют руки)

Физкультминутка:

В огороде, по - утру, погляди на грядку                            (наклоны вперед-назад).

Лук зеленый по ветру делает зарядку                                (подтягивание вверх).

На зарядку встали в ряд репа и редиска                            (ходьба на месте).

Там листочки вверх глядят                                                 (поднять руки вверх, похлопать).

Здесь – пригнулись низко                                                   (присесть).

Воспитатель: Теперь посадим луковичку так, чтобы её верхняя часть выступала из земли. Подумайте, что еще необходимо сделать дл роста перьев лука?

Дети: Полить луковицы.

Ребята вместе с воспитателем определяют место, куда лучше поставить ящик и стаканчики дл прорастания перьев лука.

Постановка опыта

Дети делают зарисовки в дневнике наблюдений                      

В заключение воспитатель сообщает, что через неделю, в этот же день, мы будем рассматривать луковицы и зарисовать их рост (изменения).

Составитель: Екатерина Андреевна Семенко, воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ № 22 п. Кавалерово.

Кавалерово, 2014