Презентация "Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с ОВЗ"
Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ОВЗ является в наши дни актуальной в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребенка в общество. Эффективными средствами формипрования навыков самоопределения чвляются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т.д. , которую называют Индивидуальный Образовательный Маршрут
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ИОМ ребенка с ОВЗ | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети ОВЗ – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие им вести полноценную жизнь. Такие дети нуждаются в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
АКТУАЛЬНОСТЬ Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ОВЗ является в наши дни актуальной в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребенка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Эффективными средствами формирования навыков самоопределения являются педагогические ситуации совместного с детьми и родителями планирования программы собственного развития ребенка в процессе игры, общения, учения и т.д., которую называют Индивидуальный образовательный маршрут
К основным категориям аномальных детей относятся: Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети, с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с умственной отсталостью; Дети с задержкой психического развития; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью.
Цель ИОМ - Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально-личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
Принципы ИОМ Принцип опоры на обучаемость ребенка; Принцип соблюдения интересов ребенка («на стороне ребенка»); Принцип отказа от усредненного нормирования(избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании); Принцип тесного взаимодействия и согласованности специалистов в процессе реализации ИОМ; Принцип непрерывности
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ I этап – подготовительный (сбор первичной информации, обозначение проблемы и способы ее решения); II этап -комплексная диагностика; III этап – разработка ИОМ; IV этап – коррекционно - развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с психологом); V этап – промежуточная диагностика (выявление динамики в развитии); VI этап - коррекционно - развивающая работа (закрепление ЗУН); VII этап – итоговая диагностика (перспективы).
ИОМ ребенка с ОВЗ старшей группы
Общие данные Ф.И. ребенка С.А. Возраст 6 лет 3 мес. Сведения о семье неполная Режим пребывания в группе Диагноз ЗПР с проблемой недоразвития моторики, неловкости, неуклюжести движений; несформированности процессов восприятия звуков речи; с проблемами эмоционально – волевой сферы.
Программа маршрута Направление Задачи Содержание Коррекционно-развивающей работы Развитие внимания 1) развивать способность к переключению внимания; 2) развивать концентрацию внимания; 3) развивать произвольное внимание; 4) развивать объём внимания; 5) развивать произвольное внимание. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.); - «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.); - «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение». - «Найди отличия», - «Что неправильно?», - «Что задумал художник?», - «Что недорисовано?» - «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д. - «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел», - «Найди пару», «Найди такой же». - «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается), - «Копирование образца», - «Найди такой же предмет», - «Рисую палочки», - «Расставь значки»
Направление Задачи Содержание Коррекционно-развивающей работы Развитие мышления 1) развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков 2) развивать гибкость ума и словарный запас 3) развивать сообразительность - «Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)», - «Четвёртый лишний», - «Найди отличия». - «Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.» - «Как это можно использовать?», - «Говори наоборот», - «Бывает – не бывает», - Загадывание загадок.
Направление Задачи Содержание Коррекционно-развивающей работы Развитие воображения и творческих способностей 1) развивать воображение и творческие способности - «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет), - «Дорисуй», - «Рисование по точкам», - «Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур), - «Что будет, если …»
Направление Задачи Содержание Коррекционно-развивающей работы Развитие тонкой моторики рук развивать тонкую моторику рук Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение пальцев друг к другу и т. д. - Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д. - Комплекс № 3 (развитие тонкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» . Занятия проводятся раза в неделю Продолжительность занятия – 20 мин
Кружок «Мир эмоций» Цель: научить детей осознанно относится к своим эмоциям, внутреннему миру; развивать у него умения управлять своими чувствами, организовывать своё поведение. Психологический кружок «Мир эмоций» решает ряд важных задач: Формирование у детей знаний об эмоциональном мире человека и способах управления им; Обучение видеть эмоциональное состояние другого и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией; Развивает эмоциональную произвольность; Обучение конструктивным способам управления собственным поведением (снятие напряжения, избавление от злости, раздражительности, разрешение конфликтных ситуаций и т.д.)
Главная роль в воспитании ребенка отводится, естественно, семье. Дать отцам и матерям педагогические знания, повернуть их лицом к ребенку, защитить детство последнего от неоправданных наказаний, грубости и несправедливости — вот в чем мы видим свою наипервейшую задачу. Ведь любая профессиональная деятельность педагога может быть результативной, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Чтобы сделать родителей таковыми, приходится зачастую работать с ними не меньше, чем с их детьми. Главная задача педагога-психолога в работе с родителями детей, имеющих отклонения в психическом развитии, состоит в том , чтобы заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей. Родителей нужно постоянно держать в курсе всех дел, а поэтому заранее выбрать наиболее удачные формы взаимодействия с ними. Тогда мы сможем обеспечить одно из важнейших условий развития личности ребенка — согласованную совместную работу окружающих его взрослых. Это дает ребенку возможность перейти на следующую, более высокую стадию развития.
Спасибо за внимание!!!!!!