УТРЕННИК – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ПРАЗДНИК.
Утренники в детском саду посвящены знаменательным событиям: новому году, 8 марта, выпуску в школу, проводам зимы, празднику урожая, поэтическим вечерам и т.д. Но утренник – это не только праздник, где родители могут полюбоваться на своих детей, утренник – это важное звено педагогического процесса. Выразительное чтение, песни, танцы, игра на музыкальных инструментах, театрализация сказок, игры-эстафеты, соревнования – обязательные составляющие праздника, где каждый ребёнок по мере своих способностей и наклонностей должен участвовать в праздничном представлении.
Для детей младшего и среднего возраста, а иногда, реже, в старших группах включаются выступления взрослых. Цель таких включений порадовать детей, усилить интерес, снять усталость. Сценарий утренников составляет музыкальный руководитель, который руководствуется следующими методическими требованиями:
Утренник состоит из трёх частей:
Первая - торжественный вход нарядных детей, перестроения, чтение перекличек и стихотворений, исполнение одной, двух песен.
Вторая – состоит из коллективных и индивидуальных выступлений детей.
Третья – завершает утренник. Здесь нужны зрелищные моменты, сюрпризы по ходу утренника, угощение детей.
Длительность утренников: 35 – 40 минут в старших группах; 25 – 30 минут в младших группах. Воспитатели группы стараются и обязаны сделать, так чтобы были задействованы все дети на утреннике. Это достигается, прежде всего, тем, что часть песен, плясок, хороводов исполняются коллективно. Помимо этого каждый ребёнок должен выступать индивидуально или с небольшой группой детей.
В индивидуальных выступлениях очень важно учесть возможности и склонности ребёнка: одни дети могут и любят читать стихи, другие петь, третьи участвовать в драматизациях и т.д. насилие здесь недопустимо. Недопустимо здесь и превалирование одного вида деятельности, например чтение стихов, которое может порадовать каждую маму в отдельности, но утомить зрителей в целом. Очень значима роль родителей на утреннике. Не надо метаться перед всеми с камерой или фотоаппаратом, стараясь запечатлеть своего ребёнка и мешать всем, это, мягко говоря, не красиво. Не надо огорчаться, если обнаружите, что у некоторых детей явная и яркая склонность к пению, чтению стихотворений, умению вести утренник. Публичность присуща далеко не всем детям, да и не всем людям. Главное, чтобы ребёнок получил радость, удовольствие и обязательно вашу похвалу. Не огорчайте его сравнениями с другими детьми. Мера участия каждого ребёнка определяется долго и вдумчиво музыкальным руководителем и воспитателем. Они знают, что для некоторых детей публичное выступление – это личный подвиг, преодоление своей природной застенчивости. А подвиги возможны не каждый день. Воспитатели и музыкальный руководитель радуются таким маленьким, но поступательным шагам ребёнка. Преодоление застенчивости, робости осуществляется в повседневной жизни детей в сюжетно – ролевых играх, например, гораздо больше возможностей, чем в чтении стихотворений.
Уверенность в себе даётся некоторым детям в первую очередь вместе с физическим здоровьем, природной памятью, быстрым мышлением. Развивать эти качества у ребёнка надо совместно не только в то время, когда ребёнок находится в детском саду. Форм здесь множество.
Приглашайте чаще в гости других детей, где вы сможете понаблюдать за взаимоотношениями детей в неформальной обстановке. Чаще бывайте с ребёнком на зрелищных мероприятиях, найдите возможность поучаствовать и т.д. И в конце привожу вам заповеди выдающегося грузинского педагога с мировым именем
Ш. Амонашвили:
1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь.
Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не относись к его проблемам свысока. Тяжесть жизни дана каждому по силам – у него она своя.
3. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы чужие люди сделали твоему.
4. Люби своего ребёнка любым: неталантливым, неудачным. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который пока с тобой.
5. Наблюдайте за свои ребенком, посовещайтесь с музыкальным руководителем, чтобы не просмотреть музыкальное дарование именного Вашего ребенка, его слуховые данные, певческие, двигательные способности.