Повышение родительско-правовой компетенции посредством внедрения инклюзивного образования в практику ДОУ
В данной статье отражена психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими грубые нарушения коммуникативного поведения. Описаны методы и формы работы с семьей на повышение родительско-правовой компетенции в вопросах инклюзивного образования детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shchetinina_statya_po_inklyuzii_2014.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение родительско-правовой компетенции посредством внедрения инклюзивного образования в практику ДОУ
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями.
Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в ФЗ – Законе РФ "Об образовании " от 29 декабря 2012 года.
Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.
В МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 7» есть «особые» дети, имеющие грубое нарушение коммуникативного поведения. Эта категория детей в нашем детском саду составляют небольшой процент, однако доставляет большие трудности во взаимодействии в системе «педагог – ребенок – родитель». Нарушение поведения – причина многих трудностей в развитии ребенка. Перед такими детьми встает проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками, ребенок не принят, изолирован, отвергнут. В соответствии ФГОС ДО программа ДОУ должна формироваться как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста. Но как показала практика, значительное число таких детей в группах являются «пренебрегаемыми» и «отверженными», их социальный статус на протяжении дошкольного детства не меняется. А между тем успешное становление отношений со сверстниками – основное условие развития дошкольника.
Дошкольное учреждение – это ступень, на которой ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти свое место среди них. У них формируется определенный поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «любимые» поведенческие реакции и поступки. Поведение детей – именно то, на что чаще всего жалуются родители и педагоги.
Актуальной острой проблемой становится негативное отношение, со стороны родителей, отчуждение, не понимание и не принятие такого ребенка – дошкольника. Родители нормально развивающихся детей часто выражают резкий протест по поводу совместного обучения их детей и детей с грубым нарушением коммуникативного поведения в одной группе. Они обеспокоены рядом вопросов: «Как мой ребенок будет развиваться с таким ребенком? Чему хорошему он научит его?» и т.д. Естественно, что эти волнения отражаются и на самом ребенке. Это объясняется тем, что в настоящее время родительски-правовая компетентность находится не на высоком уровне, хотя существует много информационных источников (интернет, видео и т.д.), доступные для родителей.
Пути решения вышеобозначенных проблем в современном дошкольном образовании определяются, прежде всего, путем оказания комплексной помощи и поддержки, со стороны всех участников педагогического процесса. Очень важно вовремя оказать родителям квалифицированную педагогическую помощь.
В практике своей работы с детьми в поведенческом нарушении я применяю следующее:
- Профилактика и коррекция нарушений поведения: игры и упражнения, направленные:
- на тренировку (напряжения и расслабление) отдельных групп мышц рук, ног, туловища и т.д.).
- на повышение самооценки («Волшебные очки», «Живой портрет» и т.д.);
- на отреагирование негативных эмоциональных состояний: страха («Пятнашки», «Пчелка в темноте», «По кочкам»); агрессии («Злюка», «Жужа») и др.;
- на привлечения внимания к сверстнику («Качели», «Почесать спинку»);
- телесно-ориентированные, призванные научить детей правильно воспринимать сверстников: их движения, действия, эмоциональное состояние.
- Традиционные – дидактические игры по развитию сенсомоторной сферы (пальчиковые игры, развивающие коврики и т.д.).
- Средства музыкальной педагогики: релаксации с элементами самомассажа, дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения, слушание музыки, пение и др.;
- На занятиях: фототерапия, сказкотерапия, импровизация; аутотренинги с использованием записей релаксационной музыки.
Очень важно для педагога в инклюзивном обучении признание индивидуальности, ценности, уникальности ребенка; уважительное, доброжелательное отношение к детям; недопустимость упреков и порицаний; обязательная положительная эмоциональная оценка малейших достижений ребенка; постепенность коррекционного процесса.
Для успешного взаимодействия с родителями детей, с грубым нарушением коммуникативного поведения и родителями нормально развивающихся детей выбраны следующие направления работы:
1. Формирование у родителей установки на сотрудничество.
2. Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка.
3. Повышение педагогической компетентности родителей:
- подробное изучение родителей нормативно-правовой базы защиты прав ребенка
- обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком дома;
За основу своей деятельности взяли следующие виды организации работы с семьей: консультационно-рекомендательная, организационно-просветительная, практические занятия для родителей, индивидуальные занятия с родителями и детьми, с грубым нарушением коммуникативного поведения.
Формы работы с родителями:
1. Информационно-просветительная работа начинается с изучения родителями информации, размещенной в родительском уголке. Здесь в занимательной форме воспитатели выставляют всю полезную информацию о том, как решать детские проблемы, воспитывать положительные качества у ребенка. Рубрики обновляем ежемесячно: «Право на защиту и помощь», «Правам ребенка посвящается» и др.
2. Участие родителей в тематических родительских собраниях с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей, имеющих грубое нарушение коммуникативного поведения по темам: «Познай себя как родителя», «Воспитание эмоционально-волевых качеств у ребенка»; в семинарах – практикумах: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Искусство быть родителем, где родители выступают активными участниками.
Работа с семьей дошкольника, имеющего грубые нарушения коммуникативного поведения, должна быть многоплановой и регулярно организованной.
В результате второго года проведения психолого-педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, можно говорить о положительных промежуточных результатах: дети стали более уравновешенными, спокойными, уступчивыми, понимающими других, активно участвуют в играх.
Литература:
- Бойчук, И. А. В содружестве с семьей [Текст] / И.А. Бойчук // Дошкольная педагогика. – 2009. – №5 – С. 60-61.
- Верещагина, Н.В. Особенности работы с семьей и консультирования родителей детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика. – 2009. - №5 – С. 29-33.
- Севастьянова, Т. Избавляемся от агрессии с помощью игры [Текст] / Т. Севастьянова // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 12. – С. 77–80.
- Шиян, Л.И. Профилактика коррекция нарушений поведения детей 4-5 лет [Текст] / Л.И. Шиян // Воспитатель ДОУ. – 2008. – №9 – С. 106-110.