Выступление на родительском собрании

Хасанова Альбина Рашидовна

Инструментарий к мониторингу в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx41.45 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

(слайд) Я реализую художествнно-эстетическое направление и хочу представить вашему вниманию образовательную область «Музыка».

(слайд) Как  дети (5-6 лет) Ориентируются  в образовательной области «Музыка» В этом возрасте дети учатся узнавать музыку разных композиторов, получают элементарные представления о творчестве композиторов, музыкальных инструментах, учатся различать музыку разных жанров, средства музыкальной выразительности.

         В соответствии с годовым планом работы ДОУ, целью которой является «Организация воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС», с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и творческого потенциала ребенка были поставлены следующие

(слайд) Задачи воспитания и развития детей

Восприятие — слушание — интерпретация

  1. Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
  2. Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
  3. Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
  4. Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.

(слайд) Исполнительство — импровизация — творчество

  1. Развивать певческие умения детей.
  2. Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.
  3. Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
  4. Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.

         

Два раза в год во всех возрастных группах я провожу мониторинг по Образовательной Области «Музыка». 

         (слайд) Цель мониторинга: выявить качества знания детей и уровень их развития по всем видам музыкальной деятельности: (слайд) восприятие (слушание музыки), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, танцы), элементарное музицирование (игра на детских музыкальных инструментах), детское творчество (песенное, танцевальное, игровое).

(слайд) Чтобы  определить уровень музыкального развития ребенка я взяла за основу пятибальную систему. (слайд)

 (слайд) И сейчас на примере старшей группы я хочу показать, вам уважаемые родители, как с помощью инструментария можно объективно оценить уровень музыкального развития воспитанников, учитывая их возрастные особенности, осуществить индивидуальный подход, спланировать перспективные линии в образовании конкретного ребенка.

(слайд) Рассмотрим раздел «Восприятие музыки» (слушание).

Что изучается?

  1. Эмоциональная отзывчивость на музыку;
  2. Умение определять музыкальный жанр (песня, танец, марш);
  3. Умение воспринимать форму музыкального произведения (части, вступление, заключение, фразы);
  4. Умение определять средства музыкальной выразительности.

(слайд) Я применяю такие методы и приемы, как:

  • наглядные – дети рассматривали иллюстрации, дидактические      

пособия;

  • словесные – использовалось художественное слово, беседы о музыке, композиторах.

(слайд)Дидактические игры: «Песня, танец, марш»;(слайд) «Разноцветные кубики» (поиграть с родителями, песня «Пусть бегут неуклюже»)

(слайд) Далее, рассмотрим раздел «Пение».

         Что изучается?

  1. Умение петь естественным звуком, мягко, напевно;
  2. Умение петь выразительно, передавая характер песни;
  3. Умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него;
  4. Умение петь в ансамбле, дать оценку качеству своего исполнения и пения других детей.

(слайд) Детям я предлагаю такие диагностические задания, как:

  • индивидуальное исполнение ребенком знакомой песни;
  • исполнение знакомой песни с сопровождением;
  • исполнение ребенком любимой песни.

 (слайд) Перейдем к разделу: «Музыка и движение».

                Что изучается? 

  1. Умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки;
  2. Умение отражать особенности музыкальной речи в движении;
  3. Владение достаточным для своего возраста объемом движений.

(слайд) Я так же использую такие диагностические задания, как:

  • Выполнение движений под музыку;
  • Исполнение знакомого танца, игры.

 (слайд) Рассмотрим раздел «Элементарное музицирование» (игра на детских музыкальных инструментах).

         Что изучается?

  1. Проявление интереса к данному виду деятельности;
  2. Владение простейшими приемами игры на различных детских инструментах;
  3. Развитое чувство ансамбля;
  4. Способность сыграть мелодию с поступенным и скачкообразным движением.

        Здесь использую методы наблюдения, дидактические игры, например (слайд) «Научи Мишку играть на инструменте», индивидуальное и коллективное музицирование. (поиграть с родителями на инструментах под «Ах, вы сени»)

(слайд) В этих разделах помимо наглядных и словесных методов и приемов, еще добавились и практические, где дети учатся чисто интонировать распевки, петь различные по настроению песни, играть на музыкальных инструментах, выполнять музыкально-ритмические упражнения, водить хороводы, играть в музыкальные игры.

(слайд) Далее рассмотрим раздел «Детское творчество» (песенное, танцевальное и игровое творчество).

     Что изучается в «Песенном творчестве»?

  1. Способность к импровизации простейших мелодий на заданный текст;
  2. Умение дать музыкальный ответ на музыкальный вопрос;
  3. Умение находить тонику в предложенном варианте.

     Что изучается в «Танцевальном творчестве»?

  1. Умение творчески использовать и выразительно исполнять знакомые движения в свободной пляске;
  2. Умение придумывать свои комбинации танцев (по одному и в парах);
  3. Умение действовать с воображаемым предметом;
  4. Способность передавать эмоционально – образное содержание музыки.

     Что изучается в музыкально-игровом творчестве»?

  1. Проявление творческого воображения, фантазии в передаче игровых образов.

(слайд) В этом разделе предлагается игра: «Как лесные жители медвежонка утешали». Я расскажу вам сказку про заблудившегося медвежонка, а вы по ходу рассказа будете выполнять те действия, о которых идет повествование, изображать героев (лесных жителей), проявлять свою фантазию и творчество.

Игра: «Как лесные жители медвежонка утешали» 

(Предложить родителям примерить элементы костюмов, шапочки и «превратиться» в лесных жителей.)

М.р.: Посмотрите — к нам в гости пришел Медвежонок и рассказал историю, которая с ним когда-то произошла. Как-то раз Медвежонок отправился на прогулку в лес. Гуляя по лесу, он встречал птичек, ежиков, любовался красивыми бабочками и прекрасными цветами — колокольчиками.

М.р.: Медвежонок долго гулял в лесу и не заметил, как заблудился. Сел он на пенек и заплакал. (медвежонок сел на пенек)

Услышав плач, синие колокольчики, растущие на лесной поляне, решили утешить маленького Медвежонка. Они распрямили свои стебельки, раскрыли чашечки цветов и заиграли чудесную и красивую музыку.

(родители играют на колокольчиках)

М.р.: Бабочки услышали звон колокольчиков и решили также утешить Медвежонка и станцевать для него изящный танец.

(Звучит «Вальс» родители в костюмах бабочек исполняют музыкально-пластическую импровизацию.)

М.р.: Прибежали ежики. Они исполнили для Медвежонка веселый и задорный марш на ложках.

(Звучит «Марш» родители в шапочках ежиков оркеструют его звучание с помощью деревянных ложек.)

М.р.: И вот прилетели птички, защебетали и исполнили для Медвежонка очень веселую и озорную песенку.

(Родители  в костюмах птиц оркеструют звучание пьесы с помощью свистулек.)

М.р: Медвежонок был очень благодарен лесным жителям, что они не бросили его в трудную минуту, а утешили, подбодрили, развеселили и проводили его домой.

(слайд) В песенном творчестве я предлагаю детям диагностические задания, например  «Вопросно-ответные интонации» (Как тебя зовут? или «Как у вас дела? или «Кто у нас сердит?», «Где наша Лена?») игра: «Я – композитор» (ребенок должен самостоятельно найти певческую интонацию и закончить мелодию) и др.

         В танцевальном творчестве использую игровые задания: «Несюжетные этюды», «Забытые движения», «Волшебный магазин» (педагог приглашает детей в волшебный магазин, где все предметы заколдованы, невидимы. Под музыку дети играют с воображаемыми предметами).

(слайд) И последний раздел «Музыкально-сенсорные способности»

         Что изучается?

  1. Метро - ритмический слух;
  2. Звуковысотный слух;
  3. Тембровый слух;
  4. Динамический слух;
  5. Чувство музыкальной формы.

(слайд) В этом разделе я в основном использую такие дидактические игры для детей, как: «Веселые ладошки», (слайд) «Кот и котенок», (слайд) «Куда идет мелодия?», (слайд) гармоническая загадка «Музыкальные клоуны», (слайд) «Узнай инструмент» и др.

К концу года все дети должны усвоить программу по музыкальному воспитанию.

(слайд) И вот какие должны быть Итоги освоения содержания образовательной области «Музыка»

Что нас радует

  • У ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия.
  • Ребенок выражает желание посещать концерты, музыкальный театр.
  • Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки.
  • Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
  • Активен в театрализации.
  • Участвует в инструментальных импровизациях.

(слайд) Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок не активен в музыкальной деятельности.
  • Не распознает характер музыки.
  • Поет на одном звуке.
  • Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.
  • Не принимает участие в театрализации.
  • Музыкальные способности развиты слабо.

(слайд) И в заключении я хочу сказать, что научиться понимать, чувствовать «музыку языка» и «язык музыки» может каждый. Надо только захотеть приоткрыть таинственную дверь в удивительный мир музыкальной сказки.

Музыка может стать для вас и вашего ребенка мудрым и добрым другом, который будет с вами всегда.

(слайд)Спасибо за внимание!