Выступление на родительском собрании
Инструментарий к мониторингу в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.docx | 41.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
(слайд) Я реализую художествнно-эстетическое направление и хочу представить вашему вниманию образовательную область «Музыка».
(слайд) Как дети (5-6 лет) Ориентируются в образовательной области «Музыка» В этом возрасте дети учатся узнавать музыку разных композиторов, получают элементарные представления о творчестве композиторов, музыкальных инструментах, учатся различать музыку разных жанров, средства музыкальной выразительности.
В соответствии с годовым планом работы ДОУ, целью которой является «Организация воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС», с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и творческого потенциала ребенка были поставлены следующие
(слайд) Задачи воспитания и развития детей
Восприятие — слушание — интерпретация
- Обогащать слуховой опыт детей при знакомстве с основными жанрами музыки.
- Накапливать представления о жизни и творчестве некоторых композиторов.
- Обучать детей анализу средств музыкальной выразительности.
- Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
(слайд) Исполнительство — импровизация — творчество
- Развивать певческие умения детей.
- Способствовать освоению детьми умений игрового музицирования.
- Стимулировать самостоятельную деятельность детей по импровизации танцев, игр, оркестровок.
- Развивать умение сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности.
Два раза в год во всех возрастных группах я провожу мониторинг по Образовательной Области «Музыка».
(слайд) Цель мониторинга: выявить качества знания детей и уровень их развития по всем видам музыкальной деятельности: (слайд) восприятие (слушание музыки), исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, танцы), элементарное музицирование (игра на детских музыкальных инструментах), детское творчество (песенное, танцевальное, игровое).
(слайд) Чтобы определить уровень музыкального развития ребенка я взяла за основу пятибальную систему. (слайд)
(слайд) И сейчас на примере старшей группы я хочу показать, вам уважаемые родители, как с помощью инструментария можно объективно оценить уровень музыкального развития воспитанников, учитывая их возрастные особенности, осуществить индивидуальный подход, спланировать перспективные линии в образовании конкретного ребенка.
(слайд) Рассмотрим раздел «Восприятие музыки» (слушание).
Что изучается?
- Эмоциональная отзывчивость на музыку;
- Умение определять музыкальный жанр (песня, танец, марш);
- Умение воспринимать форму музыкального произведения (части, вступление, заключение, фразы);
- Умение определять средства музыкальной выразительности.
(слайд) Я применяю такие методы и приемы, как:
- наглядные – дети рассматривали иллюстрации, дидактические
пособия;
- словесные – использовалось художественное слово, беседы о музыке, композиторах.
(слайд)Дидактические игры: «Песня, танец, марш»;(слайд) «Разноцветные кубики» (поиграть с родителями, песня «Пусть бегут неуклюже»)
(слайд) Далее, рассмотрим раздел «Пение».
Что изучается?
- Умение петь естественным звуком, мягко, напевно;
- Умение петь выразительно, передавая характер песни;
- Умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него;
- Умение петь в ансамбле, дать оценку качеству своего исполнения и пения других детей.
(слайд) Детям я предлагаю такие диагностические задания, как:
- индивидуальное исполнение ребенком знакомой песни;
- исполнение знакомой песни с сопровождением;
- исполнение ребенком любимой песни.
(слайд) Перейдем к разделу: «Музыка и движение».
Что изучается?
- Умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с характером музыки;
- Умение отражать особенности музыкальной речи в движении;
- Владение достаточным для своего возраста объемом движений.
(слайд) Я так же использую такие диагностические задания, как:
- Выполнение движений под музыку;
- Исполнение знакомого танца, игры.
(слайд) Рассмотрим раздел «Элементарное музицирование» (игра на детских музыкальных инструментах).
Что изучается?
- Проявление интереса к данному виду деятельности;
- Владение простейшими приемами игры на различных детских инструментах;
- Развитое чувство ансамбля;
- Способность сыграть мелодию с поступенным и скачкообразным движением.
Здесь использую методы наблюдения, дидактические игры, например (слайд) «Научи Мишку играть на инструменте», индивидуальное и коллективное музицирование. (поиграть с родителями на инструментах под «Ах, вы сени»)
(слайд) В этих разделах помимо наглядных и словесных методов и приемов, еще добавились и практические, где дети учатся чисто интонировать распевки, петь различные по настроению песни, играть на музыкальных инструментах, выполнять музыкально-ритмические упражнения, водить хороводы, играть в музыкальные игры.
(слайд) Далее рассмотрим раздел «Детское творчество» (песенное, танцевальное и игровое творчество).
Что изучается в «Песенном творчестве»?
- Способность к импровизации простейших мелодий на заданный текст;
- Умение дать музыкальный ответ на музыкальный вопрос;
- Умение находить тонику в предложенном варианте.
Что изучается в «Танцевальном творчестве»?
- Умение творчески использовать и выразительно исполнять знакомые движения в свободной пляске;
- Умение придумывать свои комбинации танцев (по одному и в парах);
- Умение действовать с воображаемым предметом;
- Способность передавать эмоционально – образное содержание музыки.
Что изучается в музыкально-игровом творчестве»?
- Проявление творческого воображения, фантазии в передаче игровых образов.
(слайд) В этом разделе предлагается игра: «Как лесные жители медвежонка утешали». Я расскажу вам сказку про заблудившегося медвежонка, а вы по ходу рассказа будете выполнять те действия, о которых идет повествование, изображать героев (лесных жителей), проявлять свою фантазию и творчество.
Игра: «Как лесные жители медвежонка утешали»
(Предложить родителям примерить элементы костюмов, шапочки и «превратиться» в лесных жителей.)
М.р.: Посмотрите — к нам в гости пришел Медвежонок и рассказал историю, которая с ним когда-то произошла. Как-то раз Медвежонок отправился на прогулку в лес. Гуляя по лесу, он встречал птичек, ежиков, любовался красивыми бабочками и прекрасными цветами — колокольчиками.
М.р.: Медвежонок долго гулял в лесу и не заметил, как заблудился. Сел он на пенек и заплакал. (медвежонок сел на пенек)
Услышав плач, синие колокольчики, растущие на лесной поляне, решили утешить маленького Медвежонка. Они распрямили свои стебельки, раскрыли чашечки цветов и заиграли чудесную и красивую музыку.
(родители играют на колокольчиках)
М.р.: Бабочки услышали звон колокольчиков и решили также утешить Медвежонка и станцевать для него изящный танец.
(Звучит «Вальс» родители в костюмах бабочек исполняют музыкально-пластическую импровизацию.)
М.р.: Прибежали ежики. Они исполнили для Медвежонка веселый и задорный марш на ложках.
(Звучит «Марш» родители в шапочках ежиков оркеструют его звучание с помощью деревянных ложек.)
М.р.: И вот прилетели птички, защебетали и исполнили для Медвежонка очень веселую и озорную песенку.
(Родители в костюмах птиц оркеструют звучание пьесы с помощью свистулек.)
М.р: Медвежонок был очень благодарен лесным жителям, что они не бросили его в трудную минуту, а утешили, подбодрили, развеселили и проводили его домой.
(слайд) В песенном творчестве я предлагаю детям диагностические задания, например «Вопросно-ответные интонации» (Как тебя зовут? или «Как у вас дела? или «Кто у нас сердит?», «Где наша Лена?») игра: «Я – композитор» (ребенок должен самостоятельно найти певческую интонацию и закончить мелодию) и др.
В танцевальном творчестве использую игровые задания: «Несюжетные этюды», «Забытые движения», «Волшебный магазин» (педагог приглашает детей в волшебный магазин, где все предметы заколдованы, невидимы. Под музыку дети играют с воображаемыми предметами).
(слайд) И последний раздел «Музыкально-сенсорные способности»
Что изучается?
- Метро - ритмический слух;
- Звуковысотный слух;
- Тембровый слух;
- Динамический слух;
- Чувство музыкальной формы.
(слайд) В этом разделе я в основном использую такие дидактические игры для детей, как: «Веселые ладошки», (слайд) «Кот и котенок», (слайд) «Куда идет мелодия?», (слайд) гармоническая загадка «Музыкальные клоуны», (слайд) «Узнай инструмент» и др.
К концу года все дети должны усвоить программу по музыкальному воспитанию.
(слайд) И вот какие должны быть Итоги освоения содержания образовательной области «Музыка»
Что нас радует
- У ребенка развиты элементы культуры слушательского восприятия.
- Ребенок выражает желание посещать концерты, музыкальный театр.
- Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки.
- Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности.
- Активен в театрализации.
- Участвует в инструментальных импровизациях.
(слайд) Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей
- Ребенок не активен в музыкальной деятельности.
- Не распознает характер музыки.
- Поет на одном звуке.
- Плохо ориентируется в пространстве при исполнении танцев и перестроении с музыкой.
- Не принимает участие в театрализации.
- Музыкальные способности развиты слабо.
(слайд) И в заключении я хочу сказать, что научиться понимать, чувствовать «музыку языка» и «язык музыки» может каждый. Надо только захотеть приоткрыть таинственную дверь в удивительный мир музыкальной сказки.
Музыка может стать для вас и вашего ребенка мудрым и добрым другом, который будет с вами всегда.
(слайд)Спасибо за внимание!