Возрастные особенности развития и трудности формирования графомоторного навыка у детей дошкольного возраста. Учимся правильно штриховать.
Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Это воп-рос волнует не только родителей будущих первоклассников, но и нас педагогов. Многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма. Поэтому,
важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и лёгкость форми-рования этого навыка. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у живущих в городах.
Начинать развитие осязания и моторики рук необходимо с самого рождения малыша. Выполнение в младенческом возрасте пальчиковой гимнастики (массажа пальцев) очень хорошо активизирует работу головного мозга. В младшем и среднем дошкольном возрасте можно давать упражнения с использованием дополнительных предметов (пуговицы, бусинки, шнуровки). В старшем дошкольном возрасте нужно добавлять упражнения на подготовку руки к письму: штриховку, обводку, дорисовку и др.
Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений.
Нарушения письма создаст препятствия в овладении грамотой, и приводят к трудностям в обучении и адаптации ребёнка в школе.
Анализ письма учеников 2-х классов со зрительно-пространственной дисграфией (оптической) позволяет выделить следующие трудности:
- затруднение в ориентировке на тетрадном листе, нахождении начала
строки;
- удерживание строки;
- колебание наклона и высоты буквы;
- несоответствие их элементов по размеру, раздельное написание внутри
слова;
- замена зрительно похожих и близких по написанию букв, замена
рукописных букв печатными, необычный способ написания
букв (особенно прописных);
- устойчивая зеркальность при написании букв Е-З, С, замены букв б-д-в
и т.д.;
- пропуск и замены гласных, в том числе и ударных;
- нарушение порядка букв;
- тенденция к фонетическому письму (радсно -радостно);
- написание слов с предлогами слитно, а приставок раздельно.
Возрастные особенности развития графомоторного навыка с 1,5 лет и до семи подробно представлены в памятке (раздать памятки для логопедов и родителей). А сейчас, мне хотелось бы остановиться на сформированности мелкой моторики детей 6-7летнего возраста.
В 6-7 летнем возрасте в норме ребёнок хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. В этом возрасте ребёнок должен выполнять следующие виды штриховок:
- прямые вертикальные (сверху вниз);
- горизонтальные (слева направо);
- наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими
наматывание и разматывание нити);
- полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши);
- крупными петельками.
Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки без отрыва от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время работы с тетрадью с 10 до 15-20 минут.
Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения.
Уровень сформированности мелкой моторики ребёнка можно пронаб-людать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачи-вает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движе-ний пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточ-ный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладе-нии графическим навыком в школе будет значительным. Следует также обращать внимание на такие ошибки:
- невозможность пересчитать пальцы;
- пропуск то одного, то другого пальца;
- лишние движения на другой руке, ноге (синкенезии);
- при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски
пальцев, возвраты;
- медленное выполнение отстукивания ритмов;
- при выполнении проб повышенный мышечный тонус, резкость движений.
Нелюбовь к рисованию – тоже является одним из показателей наруше-ния развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять ими.
Для развития графического навыка следует использовать:
- графический диктант;
- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;
- рисование по точкам, контурам, клеточкам;
- штриховка с различным направлением движения руки, силуэтные
штриховки.
Очень важно обучать ребёнка правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
Регулярные занятия с детьми обеспечат правильное и красивое письмо.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возрастные особенности развития и трудности формирования
графомоторного навыка у детей дошкольного возраста.
Учимся правильно штриховать.
Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Это воп-рос волнует не только родителей будущих первоклассников, но и нас педагогов. Многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма. Поэтому,
важным параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и лёгкость форми-рования этого навыка. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у живущих в городах.
Начинать развитие осязания и моторики рук необходимо с самого рождения малыша. Выполнение в младенческом возрасте пальчиковой гимнастики (массажа пальцев) очень хорошо активизирует работу головного мозга. В младшем и среднем дошкольном возрасте можно давать упражнения с использованием дополнительных предметов (пуговицы, бусинки, шнуровки). В старшем дошкольном возрасте нужно добавлять упражнения на подготовку руки к письму: штриховку, обводку, дорисовку и др.
Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений.
Нарушения письма создаст препятствия в овладении грамотой, и приводят к трудностям в обучении и адаптации ребёнка в школе.
Анализ письма учеников 2-х классов со зрительно-пространственной дисграфией (оптической) позволяет выделить следующие трудности:
- затруднение в ориентировке на тетрадном листе, нахождении начала
строки;
- удерживание строки;
- колебание наклона и высоты буквы;
- несоответствие их элементов по размеру, раздельное написание внутри
слова;
- замена зрительно похожих и близких по написанию букв, замена
рукописных букв печатными, необычный способ написания
букв (особенно прописных);
- устойчивая зеркальность при написании букв Е-З, С, замены букв б-д-в
и т.д.;
- пропуск и замены гласных, в том числе и ударных;
- нарушение порядка букв;
- тенденция к фонетическому письму (радсно -радостно);
- написание слов с предлогами слитно, а приставок раздельно.
Возрастные особенности развития графомоторного навыка с 1,5 лет и до семи подробно представлены в памятке (раздать памятки для логопедов и родителей). А сейчас, мне хотелось бы остановиться на сформированности мелкой моторики детей 6-7летнего возраста.
В 6-7 летнем возрасте в норме ребёнок хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер и пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. В этом возрасте ребёнок должен выполнять следующие виды штриховок:
- прямые вертикальные (сверху вниз);
- горизонтальные (слева направо);
- наклонные, клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими
наматывание и разматывание нити);
- полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши);
- крупными петельками.
Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки без отрыва от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время работы с тетрадью с 10 до 15-20 минут.
Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения.
Уровень сформированности мелкой моторики ребёнка можно пронаб-людать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачи-вает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движе-ний пальцев и кисти, значит уровень развития мелкой моторики недостаточ-ный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладе-нии графическим навыком в школе будет значительным. Следует также обращать внимание на такие ошибки:
- невозможность пересчитать пальцы;
- пропуск то одного, то другого пальца;
- лишние движения на другой руке, ноге (синкенезии);
- при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски
пальцев, возвраты;
- медленное выполнение отстукивания ритмов;
- при выполнении проб повышенный мышечный тонус, резкость движений.
Нелюбовь к рисованию – тоже является одним из показателей наруше-ния развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребёнок может управлять ими.
Для развития графического навыка следует использовать:
- графический диктант;
- рисование линий: прямые и фигурные дорожки;
- рисование по точкам, контурам, клеточкам;
- штриховка с различным направлением движения руки, силуэтные
штриховки.
Очень важно обучать ребёнка правильным приёмам действий: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
Регулярные занятия с детьми обеспечат правильное и красивое письмо.
Литература:
«Логопед» ж-л №3, 2012
«Логопед» ж-л №4, 2012
«Логопед» ж-л №5, 2012