Конспект открытого логопедического занятия "Путешествие в осенний лес" с детьми подготовительной к школе группы
Цель: Закрепить и расширить представления об осени.
Задачи:
Закрепить и активизировать словарь по теме;
Согласование существительных с прилагательными;
Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных;
Развитие логического мышления;
Релаксация;
Развитие связной речи и координации речи с движением;
Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Организационный момент.
Логопед предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие – экскурсию в лес. (Дети змейкой идут по залу, перепрыгивают “овраг”, перешагивают “валежник”, ходьба по “дорожкам здоровья” - камушкам, палочкам, лужам - коврикам).
По тропинке мы идем
Да по узенькой идем,
Перепрыгнем мы овраг,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!
Вот деревья здесь стоят.
И листвою шелестят
Птицы громко здесь поют
Звери дикие живут…
Лес осенний не молчит
Он сегодня зазвучит!
(Аудиозапись “Звуки леса” или “Звуки природы”. Пение птиц, шум листвы, голоса зверей).
Л: Вот и пришли мы. Ребята! Покажите:
Наши глазки – … внимательно смотрят.
Наши ушки – … внимательно слушают.
Наши ноги – … не мешают.
Наши руки – … помогают.
Л: Молодцы! Отгадайте загадку.
Пришла без красок и без кисти,
И перекрасила все листья. (Осень)
Л: Ребята, давайте вспомним признаки осени.
Д: Осень всегда приходит на смену лету. Становится холоднее. День становится короче.
Птицы улетают на юг. Часто идут дожди. Осыпается листва. Созревает урожай.
После осени приходит зима.
- Что вы можете сказать про солнце? (греет плохо, солнечных дней стало меньше) .
- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное) .
- Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые) .
- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)
- Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.) .
- С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает.) .
- Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края) .
- Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные) .
- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев.) .
- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук, другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса, третьи (белка, еж) делают запасы на зиму) .
- Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая.
Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай? (Делают запасы на зиму) .
- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег) .
- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад) .
Л: Ребята! Осенью очень красивые листья!
Л: Ребята, как называется природное явление осенью, когда с деревьев опадают листья?
Д: Листопад.
Физкультминутка «Листопад»
Листопад, листопад (шагают)
Осыпается наш сад.(руки опустить сверху вниз)
Листья желтые летят,(взмахи руками)
Под ногами шелестят (руки встряхнуть внизу)
Л: Верно! Но на наши листья налетел ветер-озорник и всех их перепутал. Давайте их назовем и посчитаем.
Д/и «1-2-5» По воздуху полетели листочки:
1 дубовый лист 1 березовый лист 1 рябиновый лист 1 кленовый лист
2 дубовых листа 2 березовых листа 2 рябиновых листа 2 кленовых листа
5 дубовых листьев 5 березовых листьев 5 рябиновых листьев 5 кленовых листьев.
Л: Осень подарила нам богатый урожай – фруктов, овощей, ягод и грибов.
Д/и «Назови ласково»
Картофель – картошечка
Горох – горошек
Огурец – огурчик
Морковь – морковка
Перец – перчик
Кукуруза – кукурузка
Помидор – помидорчик
Подберезовик – подберезовичек
Боровик – боровичок
Арбуз – арбузик
Виноград – виноградик
Смородина – смородинка
Черника – черничка
Персик – персик
Л: А сейчас давайте поиграем!
Игра "Спрячь слоги в ладошки".
Логопед начинает игру:
Буду я сейчас водить,
Вслух слова произносить.
Слово нужно повторить,
И на части разделить.
Логопед произносит слова, а дети хлопками делят их на слоги:
Осень, грибы, дождь, тучи, листопад и т.д.
Берёза Рябина Репа Морковь Редис Картошка Помидор Перец.
Л: Много слов об осени мы знаем, а теперь угадайте, что лишнее.
Д/и «Что лишнее?»
Кукуруза – яблоко – лимон – груша (овощ)
Лук – чеснок – перец – морковь (сладкая)
Смородина – виноград – слива – гранат (красный)
Картошка – кукуруза – морковка – персик (фрукт)
Кедр – сосна – ель – береза (лиственное дерево)
Черника – черная смородина – крыжовник – персик (фрукт)
Боровик – лисички – подосиновик – мухомор (ядовитый)
Кукуруза – морковь – огурец – помидор (круглый)
Пальто, куртка, сапоги, брюки;
Ботинки, платье, кроссовки, сапоги;
Босоножки, шлепки, тапки, резиновые сапоги.
Л: Молодцы! Очень много знаете про осень, но нам пора заканчивать наше путешествие.
Упражнение “Отдых в лесу” (под музыку Звуки леса)
(Релаксация проводится с целью комплексного воздействия на психику ребенка, частью которого являются особые упражнения на релаксацию позволяющие успокоить, снять мышечное и эмоциональное напряжение и одновременно развивать воображение.
Мы на миг закроем глазки –
Отдохнуть пришла пора
В лесу, осеннем так прекрасно!
Воздух чист и свеж с утра!
Здесь нам дышится легко,
Очень ровно, глубоко!
Пахнет влажная земля,
Слышен шелест листьев….
Пахнут сосны, пахнут ели…
Нам удобно, мы присели…
На пенечках отдыхаем лесу,
Расслабленье получаем!
Вот кустарники – деревья,
Ветерок ласкает нас,
Так приятны ощущенья,
Их запомните сейчас!
Глазки все свои открыли.
Расскажите, где вы были?
Рефлексия.
Логопед: Ребята! Что вы сегодня узнали? Что было трудно? Что теперь вы можете делать? Как вы считаете мы справились со всеми загадками леса?
Молодцы, у вас возникли замечательные ощущения, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день!
Наше путешествие подошло к концу.
Собирайтесь детвора.
В группу всем идти пора!