Обучение детей с ОВЗ творческому рассказыванию.

Александрова Ирина Львовна

    Целенаправленное обучение детей творческому рассказыванию имеет важное значение в общей системе логопедической работы по формированию связной речи.  Творческое рассказывание приближает ребёнка к  тому уровню монологической речи, который требуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным.

Современная педагогика  (А.М.Бородич, Л.П.Федоренко, Е.И.Тихеева, Э.П.Короткова, Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Т.А.Ткаченко, В.П. Глухов и др.)  называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы, ситуации, действия.  Обучение составлению творческих рассказов осуществляется  на втором году обучения в группах для детей с ТНР, при условии сформированности у детей определённых навыков связных, развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ – описание предмета и др.) Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико - синтетическую деятельность мозга.  

 

Виды творческих заданий на занятиях по связной речи.

При пересказе текста:

·       Инсценировки.

·       Моделирование.

·       Рисование на тему пересказа, с последующим рассматриванием изображений персонажа, эпизода.

·       Восстановление деформированного текста:

а) вставить пропущенные слова,

б) восстановить пропущенные предложения.

·       Составление рассказов с заменой действующих лиц, места действия, времени действия, изложение событий от первого, третьего лица.

·       Введение новых персонажей.

 

При составлении  рассказов – описаний предмета:

·       Узнавание предмета по деталям.  «Узнай, что это?»

·       Описание по собственному рисунку.

·       Речевые игры «Магазин», «Пропала собачка», «Потерялась девочка».

 

При составлении рассказов по серии картин и по картине:

·       Придумывания названия рассказа.

·       Придумывание названий к каждой картинке.

·       Составление предложений с данными словами с учетом содержания картины.

·       Разыгрывание действий персонажей картины.

·       Составление завязки к изображённому действию (с опорой а образец педагога).

·       Восстановление пропущенного звена (по серии картин).

·       Восстановление содержания закрытого изображения картины.

·       Воспроизведение действий лица на картине (моделированием).

 

Виды творческого рассказывания:

1.    По  предложенной детям сюжетной схеме педагога.

·       «Договори предложения».

·       Изменение времени года.

·       Изменение места действия.

 

2.    Придумывание детьми продолжения, завершения рассказа.

·       С опорой на наглядность.

·       Без наглядной опоры.

 

 

3.    Составление рассказов по набору из 3-4 игрушек.

·       Отгадывание загадок о персонажах и предметах рассказа.

·       Характеристика персонажей (внешний облик, профессиональные действия, описание предметов – атрибутов).

·       Определённые темы рассказа.

·       Образец рассказа педагога.

·       Составление рассказов детьми с использованием плана.

 

4.    Составление рассказов по нескольким опорным словам.

Используются предметные и пейзажные картинки, рассказы составляются с демонстрацией действий опорных слов.

·       Называние предметов, их характеристика, внешний вид, детали.

·       Придумывается тема рассказа «На рыбалке», «Случай в лесу» и т.п.

·       Составляется план рассказа из 3 – 4 вопросов.

·       При затруднениях у детей педагог даёт образец начала рассказа.

 

5.    Составление  рассказов без опоры на наглядность, на заданную тему. (Педагог обязательно дает детям образец начала рассказа)

  

Анализ и оценка творческого рассказа.

     При анализе рассказов для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. Для оценки следует использовать такие слова: «хорошо», «очень хорошо», «следует поучиться», также приветствуется  оценка рассказов детьми группы и самооценка.

     Дети поощряются фишками, звёздочками, смайликами, наклейками, небольшими игрушками, угощением.