Обучение детей с ОВЗ творческому рассказыванию.
Целенаправленное обучение детей творческому рассказыванию имеет важное значение в общей системе логопедической работы по формированию связной речи. Творческое рассказывание приближает ребёнка к тому уровню монологической речи, который требуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание является наиболее сложным.
Современная педагогика (А.М.Бородич, Л.П.Федоренко, Е.И.Тихеева, Э.П.Короткова, Н.С.Жукова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, Т.А.Ткаченко, В.П. Глухов и др.) называет творческими такие рассказы детей, в которых ими придуманы, вымышлены определенные образы, ситуации, действия. Обучение составлению творческих рассказов осуществляется на втором году обучения в группах для детей с ТНР, при условии сформированности у детей определённых навыков связных, развернутых высказываний (пересказ, составление рассказа по картине, рассказ – описание предмета и др.) Подобные рассказы составляются на основе детского воображения, которое, по данным психологов, предполагает значительную аналитико - синтетическую деятельность мозга.
Виды творческих заданий на занятиях по связной речи.
При пересказе текста:
· Инсценировки.
· Моделирование.
· Рисование на тему пересказа, с последующим рассматриванием изображений персонажа, эпизода.
· Восстановление деформированного текста:
а) вставить пропущенные слова,
б) восстановить пропущенные предложения.
· Составление рассказов с заменой действующих лиц, места действия, времени действия, изложение событий от первого, третьего лица.
· Введение новых персонажей.
При составлении рассказов – описаний предмета:
· Узнавание предмета по деталям. «Узнай, что это?»
· Описание по собственному рисунку.
· Речевые игры «Магазин», «Пропала собачка», «Потерялась девочка».
При составлении рассказов по серии картин и по картине:
· Придумывания названия рассказа.
· Придумывание названий к каждой картинке.
· Составление предложений с данными словами с учетом содержания картины.
· Разыгрывание действий персонажей картины.
· Составление завязки к изображённому действию (с опорой а образец педагога).
· Восстановление пропущенного звена (по серии картин).
· Восстановление содержания закрытого изображения картины.
· Воспроизведение действий лица на картине (моделированием).
Виды творческого рассказывания:
1. По предложенной детям сюжетной схеме педагога.
· «Договори предложения».
· Изменение времени года.
· Изменение места действия.
2. Придумывание детьми продолжения, завершения рассказа.
· С опорой на наглядность.
· Без наглядной опоры.
3. Составление рассказов по набору из 3-4 игрушек.
· Отгадывание загадок о персонажах и предметах рассказа.
· Характеристика персонажей (внешний облик, профессиональные действия, описание предметов – атрибутов).
· Определённые темы рассказа.
· Образец рассказа педагога.
· Составление рассказов детьми с использованием плана.
4. Составление рассказов по нескольким опорным словам.
Используются предметные и пейзажные картинки, рассказы составляются с демонстрацией действий опорных слов.
· Называние предметов, их характеристика, внешний вид, детали.
· Придумывается тема рассказа «На рыбалке», «Случай в лесу» и т.п.
· Составляется план рассказа из 3 – 4 вопросов.
· При затруднениях у детей педагог даёт образец начала рассказа.
5. Составление рассказов без опоры на наглядность, на заданную тему. (Педагог обязательно дает детям образец начала рассказа)
Анализ и оценка творческого рассказа.
При анализе рассказов для ребенка очень важны такт, корректность, доброжелательность оценки взрослого. Для оценки следует использовать такие слова: «хорошо», «очень хорошо», «следует поучиться», также приветствуется оценка рассказов детьми группы и самооценка.
Дети поощряются фишками, звёздочками, смайликами, наклейками, небольшими игрушками, угощением.