Проблемы психического развития детей-сирот с ВИЧ-инфекцией, воспитывающихся в домах ребенка
Детство — это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность.
В наши дни всё большую часть среди детей-сирот составляют так называемые «социальные сироты». Вопрос о том, какова перспектива развития здоровья ребёнка, рождённого от социально-неблагополучной матери, крайне важен не только для персонала специальных детских учреждений (родильные дома, больницы, дома ребёнка и др.), но и для потенциальных усыновителей, а также работников служб опеки.
В большинстве случаев приходится сталкиваться с недостатком данных о биологических родителях таких детей. Их матери не наблюдаются в женских консультациях в период беременности и поступают в родильные дома без каких-либо документов, а после родов исчезают из жизни своих детей. Прогнозировать развитие новорожденного, не имея данных медицинского наблюдения о его матери, очень и очень сложно.
Прерывание контактов с родителями, особенно в раннем возрасте, кардинально меняет жизнь ребенка. Он получает необходимое материальное обеспечение, но не создаются или рвутся эмоциональные и социальные связи, качественно изменяется ситуация развития, все более обретая черты психической депривации.
Причины, определяющие неблагоприятные в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как:
-неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребенка и дошкольных детских домах;
-в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей;
-в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах;
-в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной сужености окружающей среды;
-в недостаточно психолого-педагогической подготовленности воспитателей детских домов, для ребенка и интересов, их безучастном отношении к детям;
-в недостатках программ воспитания и обучения, не компенсирующих дефектов развития, вызванных отсутствием семьи;
-в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу.
Проблема психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната и т. д.
Процесс социальной реабилитации детей с ВИЧ можно условно разделить на 4 основных этапа:
1 этап. Определение уровня дезадаптации ребенка:
диагностика; ближайшее окружение; места, где ребенок бывает; возможности ребенка (компенсаторные и коррекционные); его реабилитационный потенциал в плане дальнейшего развития; социальный запрос семьи и ожидаемый результат.
2 этап. Конкретные шаги и оказание помощи:
включение ребенка в реабилитационные мероприятия; работа с ближайшим окружением; оказание (актуализация) ситуации; коррекция семейных отношений; совместная работа специалистов и семьи над программой социальной адаптации ребенка.
3 этап. Интеграция:
расширение круга общения (создание интегративной среды) ребенка; повышение уровня социально-психологической адаптивности ребенка и семьи к негативным тенденциям и воздействиям общества — подготовка семьи и ребенка к интеграции в детские учреждения; профориентационные мероприятия.
4 этап. Поддержка:
взаимодействие с органами минздравсоцзащиты; взаимодействие с органами образования; посещение специалистов психолого-медико-социальных центров.
На сегодняшний день вероятность рождения инфицированного ребёнка от ВИЧ-инфицированной женщины составляет около 30%.
При условии проведения беременной назначенных врачом профилактических мероприятий, риск рождения у нее ВИЧ-инфицированного ребёнка снижается до 5-10%. Это означает, что из 100 детей, рождённых ВИЧ-инфицированными матерями, 90 будут здоровы.
В большинстве случаев практически невозможно сразу после рождения ребёнка от ВИЧ-инфицированной матери достоверно оценить вероятность его заражения. Для окончательного подтверждения или опровержения диагноза необходимо определённое время.
Часто в крови новорожденных обнаруживаются антитела к ВИЧ, переданные пассивно матерью, которые в дальнейшем исчезают из организма ребенка с его ростом. Это означает, что ребёнок не будет инфицирован.
Возможна другая ситуация, в которой у новорожденного антитела к ВИЧ появляются только через несколько (в среднем 6-12) недель после заражения.
Статистические данные показывают, что у 90% инфицированных антитела обнаруживаются в течение 3-х месяцев после заражения, у около 9% - через 6 месяцев, а у 1% – и в более отдаленном периоде.
Следовательно, существует вероятность проявления ВИЧ-инфицирования у младенца в поздние сроки, а не сразу после рождения.
Дети, ВИЧ-инфицированные матери которых пассивно передали им антитела к ВИЧ, считаются условно больными. Такое состояние, согласно Международному классификатору болезней (МКБ-10), обозначается как неокончательный тест на ВИЧ. Эти дети составляют большинство от числа детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.
С ростом ребёнка происходит разрушение материнских антител и, обычно после 2-х летнего возраста, практически все лабораторные тесты на ВИЧ-инфекцию у них отрицательные. В Москве такие дети по достижению 3-х летнего возраста снимаются с учета. Известны случаи рождения здоровых детей от обоих ВИЧ-инфицированных родителей.
Дальнейший путь ребёнка, оставшегося без попечения родителей, лежит через детское отделение больницы в Дом ребёнка. Усыновление таких детей возможно из любых перечисленных выше учреждений.
Внимательно изучив все медицинские выписки (порой очень скупые), можно составить представление о состоянии здоровья ребёнка. На основании таких данных в большей мере основывается «Медицинское заключение на ребёнка, оформляемого на усыновление».
Все дети, находящиеся в домах ребёнка, должны два раза в год проходить диспансеризацию, к проведению которой привлекаются врачи-специалисты.
Целью диспансеризации является как можно более раннее выявление отклонений в здоровье ребёнка, которые могут привести к возникновению заболеваний. При обнаружении признаков заболевания принимаются меры для установления правильного диагноза.
При необходимости ребёнок переводится в специализированные отделения больницы, диспансера или клинику научных институтов, где он проходит полное обследование и начинает получать необходимое лечение или рекомендации по дальнейшему обследованию.
В случае обнаружения ВИЧ - инфекции, в Москве ребёнок становится на учет в Московском городском центре по борьбе и профилактике СПИДа.
Основным местом пребывания ребенка с ВИЧ - инфекцией остаются детские дома. Чаще всего это детские дома и школы-интернаты общего типа. В учреждениях общего типа еще не сформировалось должное отношение к детям с ВИЧ - инфекцией. Эти дети изолируются от основного детского коллектива, педагогический персонал нередко отказывается идти работать в группу, где есть такие дети.
Исследования показали малую осведомленность участников воспитательно-образовательного процесса в вопросах работы с ВИЧ - инфицированными детьми.
Отсутствие методических разработок и дидактического материала для обеспечения грамотной работы персонала учреждений, где есть такие дети, только ухудшают ситуацию, связанную с необходимостью проведения социально-психологической поддержки ВИЧ - инфицированных детей.
Всего в Москве три специализированных учреждения для ВИЧ-инфицированных детей–сирот. Один из них находится в Сокольниках.
Дети как дети. Голубоглазые, игривые, забавные и очень трогательные. У них есть только одна особенность: все они рождены от ВИЧ-инфицированных матерей. Смотрят сосредоточенно и в отличие от ровесников все больше молчат, ибо поднимать крик по пустякам не привыкли. Такое спокойствие, впрочем, свойственно всем сиротам.
Кому-то диагноз уже поставлен, у других ВИЧ-статус еще не определен. Этим детям даже больше, чем другим нужны материнское тепло и родительская забота.
И сегодня Москва достигла того, что более 60% ВИЧ-инфицированных детей обретают семьи. Это действительно высокий результат, которого пока, к сожалению, не достиг ни один регион страны. И самое главное — ребенку гораздо легче справляться с возникающими проблемами, если он будет ощущать поддержку любящих родителей.