Приобщение детей к народному искусству, как одно из направлений поликультурного образовния.
Приобщение детей к народному искусству как одно из направлений поликультурного образования
Фёдорова Ольга Александровна
Воспитатель 1 кв. кат.
МДОУ ЦРР Д \ с №11 «Росинка»
г. Саяногорск
Рисование, лепка являются важным средством для развития творчества, ознакомления с разными видами искусства. Оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знания. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; …самое главное – открывать глаза на дорогое и родное».В современных условиях активного внедрения в жизнь, быт, мировоззрение детей образцов массовой культуры других стран, я предоставляю детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства. Значение народного искусства в его традиционности, которая имеет корни, уходящие в глубину веков.На занятиях и на кружке я знакомлю детей с декоративно-прикладным искусством, искусством разных ремёсел, с творчеством художников, музеями стран ближнего и дальнего зарубежья. Это более доступно для понимания ребенка, яркое и образное, идущее от души народа. Моя задача: создать условия для эмоционального восприятия искусства ребенком при знакомстве с изделиями народных мастеров, для творческой деятельности, для закрепления полученных знаний.Мировую ценность получили и чудесное искусство вологодских кружевниц, и роспись Хохломы, и мастерство дымковской, городецкой игрушки – во всем этом проявление одаренности русского народа, его творческих сил и талантов. Каждое изделие народного искусства - это своеобразный памятник духовной жизни народа на протяжении столетий, национальная гордость, это наше начало, которое питает и сегодняшнюю культуру, искусство, образование. Дети с интересом ждут занятий лепки из глины; сами придумывают детали украшения, после высыхания раскрашивают, используя элементы узора данной росписи: «Дымковская игрушка», «Гжель», «Городецкая роспись», «Филимоновская игрушка», «Загорска Матрешка». В младшем возрасте дети раскрашивают готовые трафареты игрушек: знакомлю детей с элементами росписи: мазки и точки.Моя задача заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него. С 2007 года одним из приоритетных направлений образовательно-воспитательного процесса нашего ДОУ является поликультурное развитие дошкольников. Разработав рабочую программу по изобразительной деятельности, я включила это направление в планирование тематического плана работы с детьми.Этническое воспитание в ДОУ осуществляю в процессе включения детей в активный творческий труд, формирования бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине-Хакасии, к своим родным местам.Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом детей дошкольного возраста к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. Мы предоставляем возможность участвовать детям в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду. Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков. Была организована выставка «Умелые руки, не знают скуки», на тему «Искусство нашей малой Родины».
Мы подбираем литературу о талантливых умельцах края, показываем детям мужскую и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности, в доступной форме разъясняем детям технологии художественной ремесленной деятельности. Мы знакомим детей с образцами хакасского народного изобразительного творчества, характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта. У детей возникает интерес к искусству хакасского народа, учатся понимать и оценивать красоту национальных предметов, разнообразие их форм, красочность орнаментального оформления. Воспитываем чувство дружбы между народами, живущими на территории России, ближнего и дальнего зарубежья. Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств. Дошкольники узнают, что мастер сохраняет наследие, дошедшее до нашего времени ремесла: он вносит свое личное, индивидуальное, с учетом созданного ранее; сознает, что его труд является продолжением традиции отцов; он - творческая личность, связанная духовно со своим краем; он – образец уважения к художественным традициям.
Я знакомлю детей с историей разных видов искусства, показываю его национальность и одновременную поликультурность. Рисуем отгадки к народным загадкам, иллюстрации к пословицам и поговоркам. Дети отображают в своих рисунках сказочных героев и передают характер через цвет, выражение глаз, позы героя. Создают яркие характеристики каждого персонажа. Систематической становится работа по ознакомлению детей с произведениями искусства, музыки, архитектуры, а также социальным окружением и родной природой. Это посещения детьми музеев, экскурсий, выставок народного творчества. Воспитанники хорошо знакомы с кукольным театром Абакана, Минусинска, которые не один раз посещали с воспитателями и родителями. Систематически в дошкольном учреждении организуются встречи с артистами музыкального театра г. Абакана. Артисты театров с детьми проводят развлечения, праздничные представления, веселые игры и забавы. После просмотренных мероприятий с детьми проводятся беседы, составляются альбомы с рассказами и рисунками. Дети с желанием делятся впечатлениями с родителями и педагогами, с интересом отражают их в различной деятельности изобразительной искусства.
Знакомлю детей с творчеством художников, рассматриваем колорит природы, выделяем главную мысль художника в картине, характер героев через цвет, позу, движение. Я предоставляю детям возможность узнать историю музеев, хранение картин, выставки. Знакомлю детей с такими понятиями как: натюрморт, портрет, пейзаж, реставрация. Я предлагаю на занятиях детям для рассматривания картины разных жанров, в которых художники передают красоту родной природы, жизнь людей, сказочные образы. Наиболее ярко проявляется эмоциональное отношение к природе. Картины о природе пробуждают у детей добрые чувства ко всему живому, желание проявлять заботу к природе. Колорит и многообразие красок, бескрайние просторы. Мы каждый год проводим праздник «День Земли», изготавливаем с детьми поделки из бросового материала, устраиваем карнавал «Красная книга», выставка рисунков «Планета Земля». Сегодня, как никогда, актуальны слова академика Д.С.Лихачева: «Забота о народном искусстве всех народов нашей страны – это долг, счастливая и радостная обязанность каждого гражданина нашей великой многонациональной Родины».
Первые годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. « Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребенок, в его песнях, музыке, в играх, игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет». Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности.В народном творчестве отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой. Творчество о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: организую выставки родителей и детей: «Портрет моей мамы», «Медальон для мамы», «Подарок маме», «Цветы для мамы». Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах, формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной. Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Рисунки о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле.Процесс формирования личности ребенка в изодеятельности – я даю возможность овладеть им этой деятельностью, что предполагает развитие творческих способностей, формирование технических навыков и умений в изображении рисунков, использование разнообразных материалов, освоение традиционных и нетрадиционных техник и способов. Значение использования нетрадиционных техник в развитии творческой личности особенно велико.А рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри» формирует у детей представление о героизме, общих чертах характера защитников, смелость, силу, выносливость; воспитывает в детях желание подражать богатырям, их подвигам, гордость за свою Родину.
Изобразительная деятельность- это деятельность, позволяющая детям передавать свои впечатления от окружающего их мира и выражать свое отношение к изображаемому предмету.