кружок по рисованию- весьма интересно!!!!
Вашему вниманию я предлагаю Программу кружка по рисованию для ст. и подг. возраста, по которой работаю достаточно давно, Результаты радуют меня, родителей и моих маленьких художников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_kazhdyy_rebenok_-_khudozhnik.docx | 50.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Принято: на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 26» протокол № | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 26» _________ Моргунова О.А. |
Рабочая программа
дополнительного образования
по обучению рисованию
детей старшего дошкольного возраста
«Каждый ребенок - художник»
Срок реализации – 2 годa.
Составитель: Барановская Любовь Викторовна,
Воспитатель ИЗО деятельности
Проверил: ст. воспитатель
Смирнова Анна Павловна
Сыктывкар, 2011 год
Пояснительная записка
Мы до сих пор мало знаем о роли и влиянии искусства на жизнь человека. Но исследования ученых, работы педагогов и психологов доказывают, что каждый ребенок по своей природе – творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются.
Данная программа создает условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, способствующие возможности разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.
Актуальность. Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения". Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности .Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.
Новизна: постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
Основная концепция:
- Обучение особому языку искусства, на котором нужно научиться говорить с помощью цвета, формы, композиции, фактуры, других средств выразительности.
- Обучение и ознакомление всевозможным техникам и способам изображения.
Результат: создание собственного мира на листе, повышение самооценки, жизненного тонуса.
Основные цели:
- Развитие творческих способностей, воображения, инициативы;
- Раскрытие индивидуальности ребенка, скрытого творческого потенциала;
- Снятие состояния страха «Я не умею»
Основные задачи:
- Обогатить представления детей о свойствах цвета, формы, его выразительности в изодеятельности;
- Научить выражать эмоции, состояния, переживания знакомыми средствами выразительности;
- Воспитывать желание наблюдать, всматриваться в окружающий мир, произведения искусства, пытаться понять «как это сделано».
Принципы построения программы:
- От простого к сложному.
- Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
- Научность.
- Доступность.
- Системность знаний.
- Воспитывающая и развивающая направленность.
- Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
- Активность и самостоятельность.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Мониторинг обученности воспитанников:
Программа предусматривает начальную и итоговую диагностику детских работ в декабре и апреле, участие в конкурсах – выставках, открытые мероприятия с родителями.
Условия реализации программы
СанПиН 2.4.1.2660-10
Общее количество занятий: 27 в год
Старшая группа | Подготовительная группа | |
Количество занятий в неделю | 1 раз в неделю | 1 раз в неделю |
Продолжительность | 25 минут | 30 минут |
Форма организации детей | занятие | занятие |
- Ожидаемые результаты
1 год обучения
- Строит свою работу в соответствии с правилами композиции,
перспективы.
- Различает холодные и тёплые цвета, умеет передавать их особенности и состояние в различное время суток, владеет
способами передачи фактуры (гладкая, пушистая), применяет информацию об эмоциональных характеристиках цвета и
его особенностях при создании образа.
- Владеет навыками построения линейной композиции, работает над выразительностью формы, умеет передавать пропорции фигур в рисунке и композиции, умеет выделять смысловой центр в композиции.
- Знаком с сюжетным многообразием жанровой живописи (сказочная, фантастическая), умеет создавать рисунки на заданные сюжеты.
- Может планировать свою работу (выделять в ней этапы, работать по рисункам и чертежам, по шаблонам и трафаретам, рационально использовать материалы.
- Может анализировать свою работу (передача характера, формы, объёма, сюжета, подбор цветовой гаммы; вся работа в целом), образцы, вносить изменения, дополнения.
- Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).
- Знает особенности изобразительных материалов.
- Создаёт изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения. Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы. Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов
- Имеет первые представления о ритмической организации
живописного и скульптурного произведения. Выделяет ритм линий, цветовых пятен, пространственных соотношений
картины, объемных форм в скульптуре.
2 год обучения
С учетом первого года обучения:
- Творчески отражает впечатления о детях, взрослых, персонажах художественных произведений в рисунке.
- Умеет организовать самостоятельную творческую деятельность при выполнении творческих заданий, может оценить результаты своей деятельности.
2.Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Разделы | Теоретические занятия | Практические занятия | Тематика занятий |
1. | «Удивительная осень» | 2 | «Осенний букет» «Печать сухими листьями» | |
2. | «Веселые пятна» | 2 | «Кляксография» «Что прячется в пятне?» | |
3. | «Подводный мир» | 3 | «Подводное царство» «Кружевные рыбки» | |
4. | «В гостях у сказки» | 1 | «Герои сказок» | |
5. | «Волшебные превращения» | 4 | «Необычное в обычном» «Кляксография» «Удивительные пейзажи» «Цветные ниточки» | |
6. | «Театр» | 1 | 2 | «Три поросенка» «Теневой театр» |
7. | «Портрет» | 4 | «Квиллинг» «Тарелки - образы» | |
8. | «Животный мир» | 3 | «Совсем нестрашные хищники» «Павлин» | |
9. | «Граттаж» | 1 | «Блестящая картина» | |
10. | «Весна» | 1 | 1 | «Весенний батик» |
11. | «Коллаж» | 2 | «Дельфины в море» «Фантастический город будущего» | |
Всего: | 2 | 25 | ||
27 |
2 год обучения
№ | Разделы | Теоретические занятия | Практические занятия | Тематика занятий |
1. | «Цветные чудеса» | 1 | 1 | «Как цветные карандаши подружились с фломастерами» |
2. | «Зверье мое» | 6 | «Древний лес и динозавры» «Кошка из кружочков» «Большая собака» «Хомячок» | |
3. | «Волшебные превращения» | 4 | «Необычное в обычном» «Декоративные тарелки» «Новогодние игрушки» | |
4. | «Книжная графика» | 1 | 2 | «Силуэт» «Замороженный натюрморт» |
5. | «Портрет» | 4 | «Портрет богатыря» «Любимая бабушка» | |
6. | «Волшебный мир искусства» | 4 | «Кролик» «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» «Блестящая картина» | |
7. | «Сине-белая сказка» | 1 | 1 | «Пир на весь мир» |
8. | «Коллаж» | 2 | «Космический пейзаж» «Что тебе нравиться» | |
Всего: | 3 | 24 | ||
27 |
3.Содержание работы с детьми
1 год обучения
Неделя, номер занятия | Тема занятия | Задачи | Методы и средства обучения | Материал, оборудование |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 неделя, занятие № 1 | «Осенний букет» | Расширить представления о композиции – секрета построения рисунка | Оттиск сухих листьев+фон | Жировая пастель, акварель, листы бумаги разного формата, кисти, палитра |
2 неделя, Занятие № 2 | Печать сухими листьями | Нанесение листом дерева и цветами, погруженными в краску на фон, дорисовывание вазы | Сухие листья деревьев, акварель, листы бумаги разного формата | |
3 неделя, Занятие № 3 | Превращение клякс (кляксография) | Нахождение в кляксе образа и доведение образа до логического конца | Бумага разного формата, гуашь, кисть | |
4 неделя, Занятие № 4 | «Что прячется в пятне?» | Монотипия | Бумага, гуашь, кисти | |
НОЯБРЬ | ||||
1,2 неделя, Занятие № 5, №6 | «Подводное царство » (рисование по-сырому) | Знакомство со свойствами акварели, пера и туши | Приготовление фона, рисование по фону | Соль, фломастеры, ладошки, листы бумаги разного формата, вода |
3 неделя, Занятие № 7 | «Кружевные рыбки» | Рисование тушью | Перо, тушь, бумага разного формата | |
4 неделя, Занятие № 8 | Герои сказок | Набрызг через трафарет | Бумага разного формата, трафареты | |
ДЕКАБРЬ | ||||
1 неделя, Занятие № 9 | «Необычное в обычном» (ТРИЗ) | Расширять представления о нетрадиционных техниках рисования | Обведение бросового материала и придание ему образа | Фломастеры, карандащи цветные, бумага разного формата |
2 неделя, Занятие № 10 | «Кляксография» трубочкой | Раздувание капли гуаши до узнаваемого образа | Гуашь, трубочки коктельные, бумага разного формата | |
3 неделя, Занятие № 11 | «Удивительные пейзажи» | Рисунок белой пастелью заливается акварелью холодных тонов | Масляная пастель, акварель, кисти, бумага разного формата | |
4 неделя Занятие № 12 | «Цветные ниточки» | Ниткография | Цветные нитки, гуашь, бумага разного формата | |
ЯНВАРЬ | ||||
2, 3 неделя Занятие № 13,14 | «Детская книжка «Три поросенка» | Познакомить с книжной графикой, ее разноообразием | Печать ладошкой, тампонирование, пальцевая живопись | Бумага разного формата, гуашь, кисти |
4 неделя Занятие № 15 | Теневой театр для малышей «Репка» | Вырезание силуэтов животных | Черная бумага, ножницы | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1, 2 неделя Занятие № 16, № 17 | Обзорная беседа, набросок. Объемный портрет («на ребро») | Расширить представления о портрете, как о жанре, и способах изображения | Квиллинг | Бумага, разного формата, нарезанные полосы белой бумаги, простой карандаш, клей |
3, 4 неделя Занятия № 18, №19 | Тарелки – образы (тарелочка-девочка, тарелочка - мальчик) | Трансформация тарелок в портреты людей или животных | Картонные тарелки, гуашь, клей, ножницы, кисти | |
МАРТ | ||||
1 неделя Занятие № 20 | «Совсем нестрашные хищники» | Расширить представление о многообразии художественных техник | Рисование животных на основе экспресс-рисования | Наждачная бумага, восковые мелки |
2, 3 неделя Занятие № 21, №22 | «Павлин» | Наложение цвета на цвет | Бумага разного формата, акварель, гуашь, фломастеры, восковые мелки, кисти, цветные карандаши | |
4 неделя, Занятие № 23 | «Блестящая картина» | Граттаж | Фольга, свеча, тушь, жидкое мыло, разные наконечники, картон «металлик» | |
АПРЕЛЬ | ||||
1, 2 неделя Занятие № 24, №25 | «Весенний батик» | Определить усвоение детьми знаний, умений, навыков на практике | Рисование на ткани | Ткань, текстильная краска, кисти |
3 неделя Занятие № 26 | «Дельфины в море» | Коллаж | Бумага разного формата, фольга, клей, гуашь, кисти | |
4 неделя Занятие № 27 | «Фантастический город будущего» | Коллаж | Сыпучие материалы, бумага разного формата, клей, гуашь, фломастеры |
2 год обучения
Неделя, номер занятия | Тема занятия | Задачи | Методы и средства обучения | Материал, оборудование |
ОКТЯБРЬ | ||||
1, 2 неделя, занятие № 1, № 2 | «Как цветные карандаши подружились с фломастерами» | Расширить представления о композиции – секрета построения рисунка | Цветовая «растяжка», рисование фломастерами | Цветные карандаши, фломастеры, листы бумаги разного формата |
3 неделя, Занятие № 3 | «Древний лес и динозавры» | Диагностическое рисование | Листы бумаги разного формата, масляная пастель, восковые мелки, карандаши | |
4 неделя, Занятие № 4 | «Кошка из кружков» | Экспресс - рисование | Бумага разного формата, карандаши цветные, восковые мелки | |
НОЯБРЬ | ||||
1,2 неделя, Занятие № 5, №6 | «Большая собака» | Расширение представлений об экспресс-рисовании | Экспресс-рисование | бумаги разного формата, восковые мелки, карандаши |
3,4 неделя, Занятие № 7, №8 | «Хомячок» | Экспресс-рисование | бумаги разного формата, восковые мелки, карандаши | |
ДЕКАБРЬ | ||||
1,2 неделя, Занятие № 9. №10 | «Необычное в обычном» (ТРИЗ) | Расширять представления о нетрадиционных техниках рисования | Обведение бросового материала и придание ему образа | Фломастеры, карандащи цветные, бумага разного формата |
3 неделя, Занятие № 11 | «Декоративные тарелки» | Эстамп «Яичница» | Пластилин, бумага разного формата | |
4 неделя, Занятие № 12 | «Новогодние игрушки» | Моделирование | Фольга | |
ЯНВАРЬ | ||||
2, 3 неделя Занятие № 13,14 | «Силуэт» | Познакомить с книжной графикой, ее разноообразием | Вырезание силуэта без наброска | Бумага разного формата, гуашь, кисти |
4 неделя Занятие № 15 | «Замороженный натюрморт» | Рисунок белой пастелью заливается акварелью черного цвета | Масляная белая пастель, акварель, воск, кисти, бумага разного формата | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1, 2 неделя Занятие № 16, № 17 | Портрет богатыря | Расширить представления о портрете, как о жанре, и способах изображения | Рисование | Бумага разного формата, сухая пастель |
3, 4 неделя Занятия № 18, №19 | «Любимая бабушка» | Трансформация тарелок в портреты людей | Картонные тарелки, гуашь, клей, ножницы, кисти | |
МАРТ | ||||
1 неделя Занятие № 20 | «Кролик» | Расширить представление о многообразии художественных техник | Рисование в стиле манго | Масляная пастель, бумага разного формата |
2, 3 неделя Занятие № 21, №22 | «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» | Пластилинография | Вощеный картон, восковой пластилин | |
4 неделя, Занятие № 23 | «Блестящая картина» | Граттаж | Фольга, свеча, тушь, жидкое мыло, разные наконечники, картон «металлик» | |
АПРЕЛЬ | ||||
1, 2 неделя Занятие № 24, №25 | «Пир на весь мир» | Определить усвоение детьми знаний, умений, навыков на практике | Декорирование посуды по мотивам гжели | Белая и синяя краска разных оттенков, палитры, шаблоны посуды, кисти |
3 неделя Занятие № 26 | «Космический пейзаж» | Коллаж | Бумага разного формата, фольга, клей, гуашь, кисти | |
4 неделя Занятие № 27 | «Что тебе нравится» | Коллаж | Сыпучие материалы, бумага разного формата, клей, гуашь, фломастеры |
4.Информационно-методическое обеспечение
- .Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М.: Просвещение. -2005. – 353 с.
- Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет.; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.
- Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие.» - М.: Карапуз – Дидактика, 2007.
- Лыкова И.А. «Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия.» - М.: КАРАПУЗ, 2009.
- .Ферс М.Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. – М.: Европейский дом. – 2000. – 382с.
5.Список рекомендуемой литературы для родителей
- Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.
2. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. №7(72).
- Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2008. №2 (43)