Самостоятельная творческая деятельность дошкольниках в ДОУ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА
Детское изобразительное творчество понимается педагогами как сознательное отражение ребёнком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании. Отражение действительности происходит через призму детского воображения. Ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и личным отношением к изображаемому.
компонентами детского творчества являются:
1.активность
2. самостоятельность
3. инициатива
4.воображение
Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, в стремлении полно и до конца реализовать свой замысел.
Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа .
Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.
Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. А как мы знаем, дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого.
Детское творчество является процессом создания субъективно нового для ребёнка продукта, в который он вложил свои знания, эмоциональное отношение к изображаемому, применив усвоенные им на занятиях под руководством педагога или найденные самостоятельно изобразительно-выразительные средства.
К организации и руководству творческой деятельностью детей можно выделить несколько подходов:
1.обучение детей определённым умениям и навыкам как основа творческих проявлений.
2.развитие самостоятельной художественной деятельности детей.
Развивающая среда образовательного учреждения является источником становления субъектного опыта ребенка. Каждый ее компонент способствует формированию у ребенка опыта освоения средств и способов познания и взаимодействия с окружающим миром, опыта возникновения мотивов новых видов деятельности, опыта общения со взрослыми и сверстниками.
Проблемность предметной среды воспитывает инициативу, воображение, побуждает к творчеству. Оснащение и оформление развивающей среды играет немаловажную роль в том, насколько дети будут самостоятельны в той или иной деятельности.
В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Действует исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, заниматься не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития.
Среда создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение ПРС определяет необходимость компетентного и творческого подхода к организации ее воспитателем.
Неоспоримо, что цент детского творчества имеет большое значение в организации самостоятельной творческой деятельности дошкольников в условиях детского сада. Поэтому важной задачей педагогов является создание в группе обстановки для творческой активности детей, способствующей возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы уголок изодеятельности действительно стал центром детского творчества необходимо обратить внимание на условия его оформления и оснащения, а именно:
- расположение зоны изобразительного творчества: доступность, эстетичность, универсальность, подвижность;
- использование детского дизайна в оформлении;
- наличие произведений искусства;
- соблюдение возрастных требований;
- изобразительный материал: разнообразие, возрастные требования, доступность;
- оборудование для рисования, лепки, аппликации;
- работа с цветом (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
- работа и линией (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
- различная техника изобразительного творчества (образцы);
- развитие композиционных умений (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
- знакомство с народно-прикладным искусством (учебно-наглядный материал, дидактические игры);
- жанры живописи - старший дошкольный возраст;
- образцы из глины (игрушки, предметы народного промысла);
- уголок художественного ручного труда (образцы тканей, швов и др. материал);
- организация работы с детьми вне зоны художественно-эстетического развития - перспективные планы;
- наличие игрового персонажа.