«Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста»
Значение лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_plastilinom_.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Возраст детей 6-7 лет
Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе, большее внимание уделено рисованию, нежели лепке. Значение же лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Техника лепки - самая развивающая – в лепке работают две руки (развитие мелкой моторики), и координируется работа двух полушарий, происходит обогащение сенсорного опыта (цвет, пластика, форма, материал, вес), у детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца, развивается воображение, эстетический вкус. Искусство это осязаемо- лепные фигурки можно трогать, рассматривать, изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть, показывать спектакли. Лепные картины или интересные поделки могут украсить группу или комнату. Все это можно отнести и к технике рисования пластилином.
Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей : Н.Б.Халезова, Б.Б.Косминская, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, А.И.Савенков, О.В.Григорьев и др. Отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы.
Цель: сформировать у детей навык рисования пластилином
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- развивать пространственное мышление, элементарные творческие способности, чувство цвета, формы, пропорции;
- формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни
Образовательные:
- продолжать знакомить с разными приемами и способами, в рисовании пластилином
- учить смешивать пластилин, находить разные оттенки
- учить принимать совместное участие в работе в соответствии с общим замыслом
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца
- воспитывать оценочное отношение детей к деятельности сверстников
Рисование пластилином - один из наиболее редко применяемых на практике видов изобразительной деятельности, так как является не обязательным в программе дошкольного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению таких мероприятий с детьми. Пластилин используется как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Руки детей подготавливаются к овладению учебными и трудовыми умениями и навыками.
Задания носят дифференцированный характер. Исходя из имеющихся возможностей детей и необходимости коррекции тех или иных недостатков, одним детям можно поручить только, скатывать шарики, делать капельки или только закрывать фон, другим детям делать основную композицию. От участия в общем деле «на равных» при неравных возможностях выигрывают все, так как все воспитанники задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу, панно можно использовать в самостоятельной и совместной деятельности детей. Если ребенок сделал что - то неудачно, то это легко исправимо, неудачное изображение просто счищается стекой. Возможность исправить ошибку придает детям уверенность, самостоятельность. Элементы, с которыми дети не справляются, выполняет воспитатель, внося свой вклад в общий творческий процесс. Эта методика очень гибкая и позволяет подобрать ребенку задание в соответствии с его возможностями.
Методы обучения детей рисованию пластилином разнообразны.
- Наглядный: экскурсии, прогулки. Диафильмы, видеофильмы. Обследование предметов. Образец. Показ способов действия: общий, частичный (воспитателя и ребенка), поэтапный. Обрисовывание жестом. Анализ детских работ.
- Словесный: Объяснение. Пояснение. Указание. Вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение.
- Практический: Индивидуальная коррекционная работа с детьми в свободной деятельности. Дидактические игры, Пальчиковые игры.
- Исследовательский: ребенок проводит исследования: какой цвет картона, пластилина выбрать; Как можно получить разнообразные цвета и оттенки пластилина. Как лучше расположить рисунок на картоне. Как интереснее изобразить тот или иной предмет.
- Информационный: экскурсии, прогулки, диафильмы, видеофильмы. Обследование предметов. Образец. Показ способов действия: общий, частичный, поэтапный. Анализ детских работ. Объяснение. Вопросы к детям. Поисковые вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение. Игровые, сюрпризные моменты.
В своей работе применяю следующие техники и приемы рисования пластилином:
1. Нанесение пластилина на картон. Можно сделать поверхность немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
2. На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, а рисунок процарапывается стеком или палочкой.
3. Рисовать пластилином “горошками”, «капельками» и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки или капельки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.
4. На картон наносится рисунок, скатываются жгутики, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками.
В рамках реализации задачи при рисовании пластилином использую приемы, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников:
- движения стеками (игровое упражнение)
- пальчиковые гимнастики
- разучивание стихов, загадок, поговорок, проговаривание их с движениями
- упражнение на дыхание
- звуковая гимнастика, музыка эмоций
- перебирание пальцами бус, природного материала
- игры на дыхание
Работа в технике «рисуем пластилином» сначала под руководством взрослого, а затем в совместной деятельности научит детей создавать своими руками интересные картинки, которые они могут повесить на стену, подарить своим близким и друзьям. Лепные картинки животных и людей дети используют в разных видах театрализованной деятельности. А самое главное дети узнают много интересного об окружающем их мире. В достаточной степени разовьют мелкую моторику пальцев рук.
Комментарии
интересное
интересное
Очень люблю пластилинографию,
Очень люблю пластилинографию, рисуем пластилином с детьми не только на картоне, но и на крышечках от разных баночек (капустных ведерок, ведерок от селедки).Недавно делали осенний и зимний пейзажи, которые потом, после нанесения пластилина, украсили крупой, паетками и блестками.
очень нравится пластинография
очень нравится пластинография. Дети с удовольствием рисуют пластилином. А какое развитие мелкой моторики, как это необходимо для будущих школьников. А делать эту красоту можно на любом материале. С детьми часто с детьми делаем поделки, это им нравится - очень...
Работа с пластилином нравится
Работа с пластилином нравится мне и детям.Они очень радуются, если результат работы получается интересным.Спасибо за советы.
пластилинография
Очень интересная техника. А Вы рисуете уже по готовым шаблонам?
очень интересное занятие.
очень интересное занятие..дети с удовольствием выполняют работу
очень интересное занятие.
очень интересное занятие..дети с удовольствием выполняют работу