"Защита прав и достоинств маленького ребенка"
Сегодня, когда я защищаю
27 миллионов детей, я вижу,
как мало среди них счастливых.
П.А. Астахов.
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т. д. - это необходимые условия гармоничного существования современного человека. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети - самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем генофонд нации?
Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению.
С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне дети приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.
Как показывают психолого-педагогические исследования, многие родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей - дошкольников, вызывают отчаяние слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие результаты на занятиях.
Установлено, что родители нередко, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, используют телесные наказания, угрожают, запугивают детей и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.
Реальность такова, что зачастую физическое наказание становится не столько «воспитательной мерой», сколько проявлением жестокости по отношению к детям. Увы, нередки случаи, когда поведение родителей решительно противоречит их роли, когда матери и отцы подвергают своих детей насилию, оскорбляют их или совершенно пренебрегают ими.
Некоторые исследователи полагают, что избиение ребенка проистекает из конфликта между мужем и женой, когда озлобленность против одного из супругов переносится на относительно беззащитного ребенка. К тому же братья и сестры в таких семьях нередко конфликтуют между собой.
Если проанализировать ситуации, в которых родители прибегают к физическому наказанию, то в большинстве случаев за благовидной целью «воспитания» обнаружится неумение взрослого управлять своими эмоциями, справляться с раздражением, гневом, жестокостью.
Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают и ведут себя.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, отмечаю, что проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения, как со стороны педагогов, со стороны родителей, так и со стороны системы образования в целом.