ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ – РЕШАЮЩИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ

МОРЕВА НАТАЛЬЯ АНДРЕЕВНА
Речь малыша в этом возрасте стремительно развивается. Быстро растёт словарный запас, к 1,5 годам активный - которым ребёнок пользуется, т.е. говорит сам, примерно составляет 20-25 слов. Речь развивается за счёт возрастающей познавательной активности. Ребёнок начинает ходить, знакомиться с окружающими предметами, и если взрослый будет сопровождать исследовательскую деятельность крохи словесными комментариями, то и знать малыш день ото дня будет больше и больше. Активный словарь ребёнка увеличивается за счёт сокращенных слов, представляющих собой один ударный (или первый) слог от слова, которые малыш хочет сказать: КА – каша КИ – киса ТЯ – тапки Эти слова имеют обобщенный смысл и служат малышу для обозначения и самого предмета, и действий с ним, и одного из его качеств. КИ! – это может означать: Там кошка! Дай кошку! Шарфик пушистый, как кошка. Основным носителем смысла речи в это время является интонация и ритм. Понять, что хочет малыш можно, только ориентируясь на ту конкретную ситуацию, в которой происходит общение. Свои слова ребёнок подкрепляет мимикой и жестами. С 1,5 лет у ребенка начинает увеличиваться количество правильно произносимых слов, они постепенно вытесняют звукоподражания. Сначала малыш учится говорить слова из 2х слогов с одинаковыми согласными, но разными гласными звуками: тётя, Нина, Вова, затем и с неповторяющимися согласными и гласными: часы, лиса. Катя… В возрасте 1года и 9 месяцев (до 1года 11месяцев) у большинства нормально развивающихся детей происходит «лексический взрыв» - теперь активный словарь ребёнка превышает пассивный (понимаемый). Интересно, что развитие речи мальчиков и девочек отличается некоторым своеобразием: Девочки, как правило, начинают говорить раньше. У них быстро растёт предметный словарь (за счёт существительных). Мальчики – позже, и среди первых слов преобладают слова – действия (глаголы). В 2 года ребёнок произносит свои первые фразы из 2х -3х слов, а активный словарный запас составляет около 50-60 слов. Важно отметить, что для того чтоб активно развивалась фразовая речь, необходимо, чтобы в лексике малыша было достаточное количество глаголов (не менее 10). По данным научных исследований, усвоение ребёнком, именно слов-действий является «пусковым механизмом» для появления фразовой речи.