Каприз - это прихоть, необоснованное сопротивление требованиям взрослых и стремление настоять на своем. Т.е. то, что требует ребенок, мало того, что не является необходимым, так может быть и опасным для его жизни. Например желание включать газовую плиту. Когда мама запрещает, это делать, малыш может разрыдаться, упасть на пол, топать ногами и махать руками - это он, каприз. Как себя вести с ребенком при капризах?
Показать полностью..
Я думаю, что в Интернете советов на эту тему великое множество и каждый может найти наиболее подходящие для своего случая. Для себя уже давно взяла на вооружения четыре правила (которые доводилось успешно использовать, не только на чужих детях, но и на своем ребенке).
Как себя вести с ребенком при капризах?
1. Разговаривать cпокойно, без эмоции. Обычно это происходило так. Малыш упал на пол стучит, кулаками и ногами. Присаживаюсь рядом, обращаюсь по имени, спрашиваю в чем дело. Уточняю, что его огорчило. Проговариваю вслух все возможные варианты. Иногда этого достаточно, чтобы ребенок начал успокаиваться (проверено на детях от года до четырех лет).
2. Если это не помогло, то прошу его встать, подойти ко мне или пойти со мной. Чаще всего слезы прекращались после того, как я вставала и говорила: "Я иду на кухню, буду ждать тебя там". Малыш, практически сразу вставал и шел со мной.
3. Еще можно ребенка просто отвлечь, сказав: "Ой, смотри, что это?" И дать игрушку или книжку. Если Вы на улице, то показать птичку или собачку. Да всё, что угодно! Главное переключить внимание!
4. Никогда не отступать от принятого решения. Говорят "нет", нельзя говорить "да" (почти все капризы и истерики - это следствие запрета). Будьте последовательны. Если вы меняете свое решение, то скорее всего капризы и истерики будут сопровождать вас и вашего ребенка ещё долгое время... Ведь, если после нет было да, значит на самом деле это можно! А вы из каких-то своих непонятных взрослых причуд запрещаете малышу, то что можно.
Пять правил для слова "нет":
1. Помните, вы не можете всегда говорить "нет". Нельзя совершенно на всё отвечать ребенку простым и лаконичным запретом.
2. Как уже было написано, говоря "нет", нельзя говорить "да".
3. Говорить "нет" - это тяжелая работа.
4. Объясняйте слово "нет", только если уверенны, что ваши объяснения будут понятны ребенку.
5. "Нет" - это слово, которое всегда произносится нейтрально!
Игнорировать истерику. Это как?
Часто встречаю такую рекомендацию при капризах и истериках ребенка: игнорируйте истерику.
Мне бы очень хотелось отметить немаловажный факт: истерика и ребенок - это разные вещи. Почему я это пишу? Читая комментарии к статьям с подобными рекомендациями понимаю, что для многих мам непонятно, что значит игнорировать истерику. Почему-то истерика и ребенок оказываются одним и тем же.
Моё личное мнение: если вы приняли позицию игнорирования истерики, с ребенком нужно продолжать разговаривать. Потому, что вы игнорируете его поведенческую реакцию, а не его самого. Т.е. вы можете всё так же вести с ним беседу, просить, что-то сделать, продолжать заниматься своим делом. Главное делать это так, как будто ничего не происходит. Ребенок не должен получить на свою истерику эмоционального отклика. Т.е. вы не сюсюкаете с ним и не говорите раздраженно, не повышаете голос. Только в этом случае можно сказать, что вы игнорируете истерику.
Если же, вы перестаете на время криков говорить с ребенком, делаете вид, что его нет - игнорируется не истерика, а чадо. Такое игнорирование может только усугубить ситуацию. И потом выходом из неё может оказаться только какое-то экстремальное действие - холодный душ, например (шучу).
Самое важно, различать каприз и истерику от детского горя, испуга, огорчения. Дело ещё в том, что часто мы взрослые не понимаем неожиданных слез и криков ребенка, принимая их за банальный каприз. Остановитесь на минуточку. Оглянитесь вокруг. Спросите своего ребенка (если он уже говорит) в чем дело? Прислушайтесь, к себе... Может он испугался чего-то, чего вы не поняли, не заметили.
Например, тень на асфальте или проходящего дядю, который широко улыбнулся вашему малышу и тем самым привел его в ужас (так бывает, до сих пор помню такого дядю). Тут нужно устранить причину и тогда не будет слез. Нет повода, нет огорчения. Всё до банальности просто.
Комментарии
Елена Григорьевна, ну очень
Елена Григорьевна, ну очень мне понравилась ваша статейка...беру себе, как вариант консультации для родителей на тему капризов детей.