"Проектная деятельность как средство формирования целостной картины мира" ( социальные проекты)
Опубликовано 05.08.2014 - 19:22 - Фоменко Татьяна Львовна
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Проектная деятельность является хорошим средством формирования целостной картины мира у дошкольников, она активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
Большая доля проектов в нашем д/с - это проекты социально - личностного развития детей: "Я и другие", "Давайте, друзья потолкуем о маме", "Игрушки", "Моя семья", "Балашов - город детства. Микрорайон Козловка", "Наша Родина - Россия", "Город счастья", "Детям знать положено правила дорожные", "Красный, желтый, зеленый", "Светофорик", "Чтобы не было пожара, чтобы не было беды", "Будь здоров!", "Неизведанный космос", "Волшебный цветок под именем Конвенция" и т.д.
Проект "Самая лучшая мама на свете" в этом учебном году занял I место в областном конкурсе методических разработок "Педагогический Олимп. Дошкольное образование".
Большую роль в успешном осуществлении проектов играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
В ходе проектов в целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи уделяем большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми составляем план работы с родителями по теме проекта, проводим родительские собрания, консультации, открытые НОД, совместные праздники, оформления консультаций в уголке "Для Вас, родители!" и др.
Расскажу о проекте "Права ребенка", который проходил в нашей группе в ноябре - декабре 2013г.
Слайд 2.
Актуальность проблемы обусловлена тем, пренебрежение и презрение к правам человека всегда ведет к варварским актам, возмущая совесть человека.
Права человека – это то, что защитит от произвола и несправедливости. Современное общество предъявляет человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей.
А права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества.
Дети не имеют достаточного, полного представления о своих правах, оттого мы считаем, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст.
Поэтому наш проект посвящен этой проблеме, и он отвечает возрастным особенностям наших воспитанников.
Основу любого проекта составляет замысел, т.к. именно замысел определяет направленность проекта и ту социальную реальность, в которой он может найти практическое применение.
Замыслом нашего проекта послужили:
• необходимость познакомить детей с адаптированным содержанием декларации о правах ребенка,
• подводить детей к пониманию того, что каждый ребенок имеет свои права,
• воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека,
• разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Работу по проекту начали с составления паспорта, который имеет определенную структуру:
• тема проекта,
• участники,
• руководители проекта,
• проблема проекта,
• цель проектной деятельности,
• задачи,
• ожидаемые результаты.
При составлении паспорта проекта мы сформулировали проблему и определили задачи, спрогнозировали результаты будущего проекта.
Слайд 3
Цель проекта: создание условий для формирования у детей представлений о том, что каждый человек уже с рождения наделен правами.
Слайд 4
Задачи проекта:
• знакомить детей в доступной форме с основными документами по защите прав ребенка;
• формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;
• воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека, формировать основы толерантности;
• сохранять и укреплять здоровье воспитанников, способствовать осознанию понятия "Здоровый образ жизни" и его влияния на состояние здоровья.
Слайд 5
Участники проекта:
• дети 4- 5 лет,
• воспитатели,
• музыкальный руководитель,
• инструктор по физвоспитанию,
• родители
Слайд 6
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный
По количеству участников - групповой
По продолжительности - среднесрочный(2 месяца)
Слайд 7
Подобрали наглядно-иллюстративный материал, настольно-печатные игры правового содержания.
Материально - техническое обеспечение: аудио, видео системы, фотоаппаратура, ИКТ
Учебно - методическое обеспечение: материал для продуктивной деятельности, детская художественная литература, картинки - подбор иллюстраций по правам ребенка.
Слайд 8
Предполагаемый результат
Дети овладевают знаниями о своих правах, у них формируется умение сопоставлять права и обязанности, учатся рассуждать, анализировать и делать выводы, самостоятельно определять свои возможности в выборе заданий. Результатами работы станут позитивные сдвиги в социальной компетентности детей. Дети приобретут устойчивые представления о своих правах(на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.).Они научатся относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоят оценки поступков, которые дают взрослые и сами начнут правильно оценивать их и правильно поступать.
Слайд 9
Продукт проектной деятельности:
• изготовление символики;
• создание альбома "Наши права";
• пополнение в группе уголка "Я и моя семья";
• создание картотеки стихотворений о правах , пословиц и поговорок о семье, Родине, образовании;
• выставка рисунков "Рисуем маму вместе с папой";
• домашнее задание: коллаж "Дом, в котором я живу", составление творческих рассказов "Моя семья"
Слайд 10
Презентация проекта:
• Родительское собрание "Права детей"
• Итоговое развлечение "Маленьким детям - большие права"
Слайд 11
I этап. Подготовительный
• Изучение нормативно - правовых документов по соблюдению прав ребенка в РФ
• В группе была создана соответствующая среда в группе, которая стала "фоном" для самостоятельной эвристической и поисковой деятельности.
• Беседы с детьми по выявлению представлений о собственных правах
• Планирование работы по правовому воспитанию ( составление системы занятий
• Подбор детской литературы
• Подбор мультимедийных слайдов
Слайд 12
В ходе реализации проекта детям читали познавательную, художественную литературу, русские народные сказки (старались выбирать сказки вдумчиво, чтобы не искажать детского восприятия мира сказок), проводили тематические беседы, составили картотеки пословиц и поговорок на правовую тематику, организовывали и проводили сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры и игры-драматизации.
II этап. Выполнение проекта
• Беседы:"Мама, папа, я - дружная семья", "Я люблю свою мамочку", "Страна, где я живу","Мой город", "Каким я хочу быть","Как заботиться о своем здоровье", "Какие обязанности ты выполняешь дома?"
• Цикл занятий - размышлений, предлагающих ребенку проиграть возможные ситуации по правам человека
• Спортивный праздник"Если хочешь быть здоров!" с активным участием родителей
• Д/и: "Охота за сокровищами" ("Найди право"), "Я имею право", "Назови одним словом","Четвертый лишний", "Я не должен", "Назови полное имя"("Шляпа знакомств"), "Назови по - другому", "Я знаю", "Я знаю", "Кто кому кем приходится", "Что такое хорошо и что такое плохо", "Передай настроение"
• Организация выставки рисунков "Рисуем маму вместе с папой"и др.
• Сюжетно- ролевые игры: "Семья", "Путешествие по Волге", "Поход", "Больница", "Детский сад"
• Коллаж "Дом, в котором я живу"
• Аппликация"Подарок другу"
• Оформление альбома "Наши права"
• Викторина "Права литературных героев"
• Чтение и обсуждение сказок: "Волк и семеро козлят", "Заячья избушка", "Золушка", "Красная шапочка", "Лиса и заяц", "Три медведя", "Три поросенка", "Айболит"
• Разучивание стихотворений о правах ребенка
• Игра - инсценировка "Семья"
• Разучивание пословиц и поговорок о семье, об образовании
• Разучивание песен "Мы рисуем голубя", "Детский сад"
• Разучивание танцев "Большой хоровод", "Радуга желаний"
Слайд 13
Используя метод проектов в работе с дошкольниками, мы помнили, что проект – продукт сотрудничества, сотворчества педагогов, детей и родителей. Поэтому в реализации проекта принимали участие и родители наших воспитанников.
Взаимодействие с родителями
• Оформление уголка "Я -человек и имею право!"
• Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания
• Беседы, консультации:"Ребенок и его права","Семь правил для всех", "Права ребенка. Соблюдение их в семье", "Мое отношение к наказаниям", анкетирование
• Вместе с родителями дети знакомились со своей семьей. В этом им помогла работа над созданием генеалогического древа. Дети хорошо уяснили, что семья – это и мама, папа, дети, бабушки, дедушки, и даже прабабушки, прадедушки…
• Сотворчество детей и родителей (создание коллажа "Дом, в котором я живу", выставка рисунков "Рисуем маму вместе с папой", подбор стихотворений, открыток, фотографий, пополнение символов по данной теме, составление рассказов "Моя семья", пополнение в группе уголка"Я и моя семья"
• Активное участие родителей в спортивном празднике "Если хочешь быть здоров!", в родительском собрании "Права детей"
Слайд 14
III этап. Результаты проекта
• Праздник "Экологическое дефиле" совместно с МОУ СОШ №9)
• Родительское собрание "Права детей"
• Развлечение "Маленьким детям - большие права"
Слайд 15
Знакомство с правами ребенка у нас проходило через разные виды детской деятельности.
Виды детской деятельности
• Игровая
• Продуктивная
• Коммуникативная
• Театрализованная
• Познавательно - исследовательская
• Чтение художественной литературы
Слайды 16 - 48
Предлагаем вам посмотреть слайды презентации проекта по ознакомлению детей с Конвенцией о правах ребёнка.
Результатами работы по проекту стали позитивные сдвиги в социальной компетентности детей. В ходе обучения дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.). Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать.
Итогом работы над проектом стало родительское собрание с одноименным названием "Права ребенка" и праздник "Маленьким детям - большие права" , которые были подготовлены при активном участии родителей воспитанников. Родителям в конце собрания подарили буклеты по правам ребенка. Таким образом, была реализована и модель информационно-просветительской направленности среди родителей по проблеме реализации прав детей.
Работа над проектом послужила, на наш взгляд, толчком к пополнению своих собственных знаний о правах человека, развитию творчества, появлению новых идей, задумок, планов, которые хотелось бы реализовать с помощью метода проектов.