Тема: «Трудовая деятельность в младшем дошкольном возрасте как средство развития сотрудничества между взрослыми и детским коллективом».

Демянко Татьяна Вячеславовна

 

                                                    

                                                     

 

Магистр:  Демянко Татьяна Вячеславовна

                                                     

                                                    

 

Тема: «Трудовая деятельность в младшем дошкольном возрасте как средство развития сотрудничества между взрослыми и детским коллективом».

 Аннотация:  Статья посвящена роли  трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста в развитии взаимоотношений и сотрудничества между взрослыми и сверстникам.

Ключевые слова:  труд, трудовая деятельность,  средство сотрудничества,  приобщения детей младшего дошкольного возраста  к труду.

 

         Одной из главных задач в воспитании и развитии детей дошкольного возраста является задача научить их сосуществовать как друг с другом, так и в группе, в семье, в обществе, в мире; научить детей соразмерять и соизмерять свои собственные потребности, устремления и желания с потребностями, устремлениями и желаниями других. Очевидно, что это путь, который ребенку не под силу пройти одному. Рука об руку с ним должны идти не только педагоги, но и родители.

         Одним из первых шагов на этом пути является развитие и воспитание у детей дошкольного возраста трудовых навыков и, неразрывно связанных с ними, коммуникативных умений, которые, в свою очередь, формируются посредством сотрудничества детей как друг с другом, так и в группе, коллективе, в целом, так и со взрослыми – педагогами и родителями.

         С одной стороны, трудовая деятельность дошкольника просто невозможна, в силу возраста ребенка, без сотрудничества; с другой стороны, - именно сотрудничество и становится основным фактором становления и развития личности ребенка, а также его социализации.

Отношение детей к труду изучалось отечественными педагогами, психологами по таким направлениям как  содержание труда, овладение трудом как деятельностью (В. Г. Нечаева, Я. З. Неверович, И. Лаунер), виды и формы организации труда (З. Н. Борисова, Г. Н. Година, Р. С. Буре, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко, А. Д. Шатова), воспитание в труде нравственных качеств личности (Д. В. Сергеева, Г. Н. Година, Т. А. Куликова, С. А. Козлова).

 Педагоги, психологи и авторы книг отмечали в своих работах значение трудовой деятельности, которая воздействует на развитие будущей личности, и то, какую важную роль играют взрослые в трудовом воспитании ребенка.

Трудовая деятельность в дошкольной педагогике несет в себе интегративные качества, поскольку в данном виде деятельности затрагиваются такие образовательные области как «социализация» и «труд». 

Привлечение ребенка дошкольного возраста к трудовой деятельности необходимо, поскольку происходит развитие коммуникативных навыков, а также формируются навыки сотрудничества между ребенком и взрослым. Трудовая деятельность расширяет познания ребенка об окружающем мире, а через знакомство с окружающим их миром дети дошкольного возраста начинают усваивать стереотипы поведения, происходит формирование ценностей в окружающем их мире.   

            Трудовая деятельность способствует познавательной активности, поскольку трудовое действие требует от ребенка умения мыслить, наблюдательности, внимания, памяти, навыков общения и сотрудничества.

    Труд воспитывает самостоятельность, влияет на развитие инициативности, ответственности, трудолюбия, а также способствует проявлению индивидуальности ребенка. После того как ребенок выполнит трудовое действие, он начинает анализировать и оценивать продукт своего труда, но самое важное для него - это оценка окружающих его людей. Только тогда он начинает понимать значимость своего труда, и только тогда он получает удовольствие, эмоциональное вознаграждение, у него возникает ощущение собственной значимости, повышается самооценка, он осознает, что результат его деятельности полезен и нужен людям.

В своих работах отечественные педагоги С.А. Козлова, Т.А. Куликова, пишут: «Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании соб­ственных возможностей, сближает его с взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины)». [ 1. с. 177 ]

В своей педагогической практике по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков трудовой деятельности мы организуем образовательные ситуации, такие как «День чистюль», «Что напутал Незнайка», «Найди каждому свой дом», все это проводится в форме игры. На каждую образовательную ситуацию отводится 15 мин, что связано с психофизиологическими особенностями детей младшего дошкольного возраста. Дети быстро устают и теряют интерес к трудовому процессу. 

         Например, образовательная ситуация «День чистюль».

Цель:  Научить мыть игровой инвентарь, формировать навыки владения орудиями труда (тряпка, мыло, вода, полотенце)

         Развивать диалогическую речь детей младшего дошкольного возраста посредством вопросов-ответов.

         Приобщать детей к сотрудничеству с другими детьми.

 В этой игровой ситуации могут быть использованы два варианта:

 1. Педагог предлагает одному из детей переодеться в доктора Чистюлькина, который ходит по группе и рассматривает игрушки, вместе с педагогом они собирают в сумку или мешок грязные игрушки.

2. Педагог предлагает «Чистюлям» самим собрать, по их мнению, игровой материал, который бы они хотели помыть.

 После того как игрушки собраны, воспитатель предлагает ребятам их помыть. Воспитатель вместе с детьми набирают воду и начинают мыть игрушки.

 Во время трудового процесса педагог подходит к каждой подгруппе детей, задает вопросы каждому ребенку (Какую игрушку он хотел бы помыть? Почему именно эту игрушку он выбрал?), показывает действия как отжимать губку или тряпку, как можно повернуть игрушку, чтобы вода стекала, а также вместе с ребятами воспитатель приходит на помощь к тем, кто не успел помыть игрушку или нечаянно пролил воду.

Игровая ситуация «Что напутал Незнайка»

Цель:  Познакомить со свойствами материала, из которых изготовлены игрушки.  Формировать представления о выборе трудового действия с представленным игровым материалом.

В данной игре перед ребятами стоит задача выбрать игрушку, которую можно помыть, которую можно только протирать, при этом дети знакомятся со свойствами материалов, из которых сделаны игрушки, например, кукла, резиновая или пластмассовая, твердая или гладкая, ее можно мыть.

Медвежонка мыть нельзя, его можно постирать, потому что он мягкий, пушистый, плюшевый.

        Игровая ситуация «Найди каждому свой дом»

Цель: Закрепить навыки ставить предметы на место. 

            Развивать наблюдательность, память, речь.

        Все мы прекрасно знаем, как порой тяжело попросить ребенка убрать игровой материал, подчас в семьях это заканчивается скандалом или тем, что взрослый сам все убирает, так как, во-первых, это проще, чем уговаривать малыша, а, во-вторых, быстрей.

       Но можно пойти другим путем – предложить ребенку поиграть.

Распределить роли: кто-то будет управлять поездом и везти разбросанные игрушки, останавливаясь только на тех остановках, где должна находиться данная игрушка.

Например, педагог предлагает ребятам посмотреть на группу

– Посмотрите, что-то произошло с нашими игрушками, мы в них поиграли, но вот беда, почему-то они потерялись, не могут найти свои домики?

 -   Как вы думаете, нужна игрушкам наша помощь?

Дети дают свои ответы на вопросы.  Взрослый предлагает ребятам отправиться на помощь игрушкам. Дети становятся паровозом и начинают имитировать движения паровоза. Останавливаясь возле каждой игрушки, дети подбирают их. Как только игрушки все собраны, паровоз совершает путешествие по групповой комнате, дети сами останавливают паровоз тогда, когда они подходят к тем игровым зонам, где должна находиться данная игрушка.

От организации любого вида деятельности зависит и успех.  Педагог должен знать, как организовать детский коллектив, чтобы интерес с тому или иному виду деятельности не пропал. Нужно учитывать, конечно, психофизиологические особенности детей того возраста, с которым он работает, где-то дать возможность отдохнуть, где-то заинтересовать, и помочь.

 Во время каждого трудового процесса педагог уделяет внимание не только индивидуальной беседе с ребенком или подгруппой детей, но он привлекает внимание ребенка к действиям его сверстника, например:

- Катюша, давай спросим у Сережи, может, ему нужна наша помощь? 

- Посмотри, какой Сережа молодец, как он старается, он настоящий Чистюлька?

Ребенок переключается на действия сверстника, слышит и видит, что воспитатель дает положительную оценку этим действиям, у ребенка формируется эмпатия к сверстнику, создает доброжелательную атмосферу сотрудничества.

 Надо отметить еще и то, что каждый ребенок сам выбирает себе место для трудового действия, а также и группу ребят или одного ребенка, с которым он бы хотел сотрудничать, общаться, и которому он бы хотел помогать.

  Конечно, по окончанию работы мы обязательно даем положительную оценку.  Главное в этих образовательно-игровых ситуациях то, что дети чувствуют свою самостоятельность, они учатся выбирать, у них проявляются «Я сам», «Я могу». 

Наша педагогическая задача заключается в организации, показе, пояснении и поддержке маленького человека в освоении им первых трудовых навыков, а также навыков партнерства и сотрудничества.  

 Детям очень нравится трудиться, они любят выполнять поручения взрослых. Надо отметить, что новые умения и навыки практической деятельности, приобретенные в детском дошкольном образовательном учреждении, ребенок с удовольствием «приносит» домой. И это можно назвать первым положительным результатом таких занятий, поскольку дети стараются продемонстрировать свои новые умения, у них появляется желание помочь взрослым дома, проявить доброжелательность к близким людям. И, как следствие, их общение с миром взрослых переходит на качественно новый уровень – уровень сотрудничества.

         Становление личности ребенка младшего дошкольного возраста, его социализация происходит через взаимоотношения с окружающим миром взрослых и детей. Педагогам и родителям важно использовать в воспитании социальные мотивы с целью оказания положительного воздействия на ребенка. Это такие мотивы как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей с целью повышения его самооценки.

Педагогически оправданным считается организация для ребенка ситуации успеха. Ситуация успеха – это последовательность действий или заданий самостоятельно выполненная в эмоционально доброжелательной атмосфере радости и одобрения, создаваемых как вербальными (подбадривающие слова и мягкие интонации), так и невербальными средствами и приемами (мимико-пластическими: открытая поза, доброжелательная мимика, определенные жесты).

    В данном случае взрослым помогут такие технологические операции создания ситуации успеха как:

· снятие страха (выраженное в словах: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…» и др.);

· внесение мотива («Без тебя и твоей помощи мне не справиться…» и др.);

 · авансирование успешного результата («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);

· латентное (скрытое) инструктирование ребенка о способах выполнения («Наверное, лучше всего начать с …, а затем …», «Ты, конечно же, не забудешь о …» и др.);

 · персональная исключительность («Только на тебя я и могу положиться», «Только ты и сможешь предложить…» и др.);

· мобилизация активности, педагогическое внушение («Не терпится узнать, что же у тебя получится», «Ты делаешь так необычно, аккуратно…» и др.);

· высокая оценка определенной детали («Здорово придумал…», «Тебе особенно удалось…», «Самое замечательное в твоем ответе…», «Так чудно…», «Мне интересно твое предположение…», «Это выглядит здорово!», «Это что-то особенное!» и др.)».

Созданные условия дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть неуверенность, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и родителей.

[3].

Начиная с младшего дошкольного возраста, у ребенка начинает вырабатываться умение взаимодействовать со взрослыми и детским коллективом посредством игровой и трудовой деятельности. 

Изначально, для ребенка младшего дошкольного возраста трудовая деятельность является игрой, это приносит ему удовольствие и радость, а самое главное то, что через трудовые действия ребенок тесно и активно взаимодействует с взрослым миром.

       «В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом плане, она не имеет конкретного результата.  Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.

 В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятельности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре». [ 4, 105.]

  В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не понимает, что такое труд, как понимают это дети более старшего возраста, малыш еще не может понять, что значит навести порядок, убрать рабочее место, поставить игрушки на свои места, а если его об этом просят, то это очень быстро заканчивается игрой.

       Положительное отношение ребенка к трудовой деятельности зависит от педагога и родителя, которые поддерживают стремление малыша участвовать в жизни близких ему людей и позволяют ему совершать самостоятельные действия, общаться с ними на равных, то есть сотрудничать.

  В 3 и 4 года ребенок еще очень зависим от оценки взрослого, ему хочется быть рядом с взрослым наравне как партнеры, поэтому в этом возрасте происходит возрастной кризис «Я сам», когда ребенок доказывает окружающим его людям, что он вполне самостоятелен.

        Для формирования у детей младшего дошкольного возраста желания быть самостоятельным в своих проявлениях в любом виде деятельности, в том числе, и в трудовой, важную роль играет взаимосвязь ребенка с его семьей и педагогами, которые с ним работают.

         В нынешнее время, мы, к сожалению, часто сталкиваемся с проблемой, когда взрослый берет любое действие, даже то, которое ребенок может выполнить самостоятельно, на себя, не давая возможность ребенку самореализоваться, подавляя, а порой и уничтожая стремление ребенка к самостоятельности.

       В будущей жизни ребенка это приведет его к нежеланию трудиться и развиваться. Такая личность впоследствии не приносит пользу окружающим, становится инфантильной, безынициативной.    

Конечно, в младшем дошкольном возрасте ребенок не может качественно выполнять трудовые действия, например, отжать тряпку, не пролив воду, не может качественно выстирать кукольное платьице, но освоение даже элементарных навыков требует времени и некоторых тренировок. Роль же взрослого заключается в том, чтобы привить любовь к труду, а не наказывать малыша за неумелость или неловкость. И тем более, нельзя использовать трудовое действие как наказание, например, ребенок нечаянно пролил сок на одежду – взрослый говорит малышу: «в следующий раз, если такое повторится, возьмешь тряпку и вымоешь весь пол».

 Нужно понимать, что заложенное в детстве негативное отношение к труду или неправильно сформированные навыки сотрудничества ребенок «возьмет» с собой во взрослую жизнь. Поэтому очень важно для взрослых, которые окружают малыша, понимание того, что от них зависит формирование трудолюбия и навыков сотрудничества.  Для этого с ранних лет ребенок может и должен иметь свои обязанности, связанные с трудом, например, «Помыть игрушки после прогулки, следить за тем, чтобы обувь стояла на своих местах, вытирать обеденный стол после обеда, наполнять водой поилку для попугая и т.д.».

     Во время выполнения трудового действия взрослый должен находиться рядом с малышом, стараясь оказать ему помощь, посоветовать, но не выполнять всю работу за него.

     После окончания трудового действия взрослый хвалит ребенка, отмечая положительные моменты его работы. Но, если малыш не завершил свою работу, не заставлять его, а отложить на некоторое время, и обязательно вернуться к тому действию, которое не завершено. Это позволит сформировать у малыша понимание, что все нужно доводить до конца, а значит, разовьет усидчивость и ответственность за свои действия. Посредством трудовой деятельности у ребенка начинает формироваться трудолюбие, а также нравственные отношения, развивается эмпатия, доброта, взаимовыручка, начинают зарождаться товарищеские и коллективные взаимоотношения.

У ребенка 3–х, 4–х лет еще только начинают формироваться дружеские отношения со сверстниками, появляются первые зачатки симпатии друг к другу.  Посредством игр, направленных на формирование трудовых навыков и сотрудничество, в которых главную роль играет взрослый, как ведущий и организатор, развиваются и коммуникативные навыки детей, становятся более насыщенными и содержательными их взаимоотношения друг с другом.

  Поэтому главной задачей педагога дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми младшего дошкольного возраста является организация трудовой деятельности таким образом, чтобы каждый ребенок испытывал радость от этих занятий.

 Как писал отечественный педагог В.А.Сухомлинский: «Радость - могучая воспитательная сила».

С младшего дошкольного возраста формируется привычка трудиться, если это правильно организованный процесс, для этого нужна поддержка семьи. Ведь самым важным для ребенка младшего дошкольного возраста является оценка близких ему людей, через эту оценку у ребенка начинает формироваться и самооценка, что помогает ему становиться уверенным, а значит, многие проблемы будут разрешимы в его будущей жизни.

«Не менее значимо, приобщение к труду тесно связано с приобретением уникального состояния – быть успешным. Важные качества успешного человека – целеустремленность, воля, умение преодолевать трудности, учиться на ошибках, планировать – все это формируется в процессе осознанного физического и умственного труда.  А также, труд помогает понять ребенку разницу между «хочу» и «надо», и формирует чувство ответственности.». [3]

 

                                           Литература.

 

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. /Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студентов

2. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. выс. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др.; Под ред. С. А. Козловой -  М.: Издательский центр «Академия», 2002. -  с -59.

3. Сайгушева Л.И. «Заложенное в дошкольном детстве созидательное отношение к труду ребенок пронесет через всю свою жизнь…» http://www.minobr74.ru/en/deyatelnost/doshkolnoe-o...

4.      Урунтаева Г.А. /Дошкольная психология: Учеб. Пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: "Академия", 1996. - 336с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Тихонова Ольга Николаевна.

Спасибо за статью,возьму на заметку ,чтобы использовать в процессе своей работы, составлю наглядную памятку для родителей.