Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проекта "Олимпийцами растем!"

Краева Оксана Викторовна

Взаимодействие педагогов и родителей в рамках проекта «Олимпийцами растем!»

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь проходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром: детский сад, семья, общественность». В.А.Сухомлинский.

Семья и детский сад связаны формой преемственности и это облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важен принцип взаимопроникновения, а не принцип параллельности. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов.

Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, и сейчас в том числе. Мы считаем, что этому вопросу уделяется недостаточно внимания, поэтому в своей работе   мы поставили для себя такие задачи:

 1. Установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество.

2.Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики.

3.Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.

Федеральные образовательные стандарты предъявляют требования построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников в непосредственно образовательный процесс.

 Для этого мы используем разные формы работы, такие как:

 совместные мероприятия педагогов и родителей:  

  • родительские собрания (освещаются и решаются вопросы группы);
  • конференции (освещаются актуальные проблемы воспитания и развития детей);
  • консультации (рекомендации и советы по интересующим вопросам родителей);

 

совместные мероприятии педагогов, родителей и детей:

  • дни открытых дверей
  • кружки (по выбору родителей)
  • совместное творчество (выпуски поздравительных газет, открыток, участие в выставках и фоторепортажах);
  • праздники, спортивные мероприятия;
  • встречи с интересными людьми;

 индивидуальная работа:

  • беседы (в индивидуальных беседах с родителями мы говорим о единстве и взаимодополнении семьи и ДОУ, помощи друг другу в развитии детей, предъявлении согласованных требований).
  • выполнение индивидуальных поручений;

наглядно-информационные:

  • информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
  • информационно-аналитическая (опросы, анкетирование).

 

 Одной из эффективных форм партнерства с родителями мы нашли такую форму работы, как педагогический проект. Результаты проведения  проектов «Сохраним Елочку», «Защитники Отечества», «Наш Кузбасс» показали положительные результаты в приобщении родителей к педагогическому процессу. Шагая в ногу с мировыми спортивными событиями этого года, Олимпийскими играми в Сочи, педагогами нашего детского сада был разработан проект «Олимпийцами растем», итогом которого было проведение  Олимпийских игр в нашем детском саду под названием «Белая Олимпиада». Сбор необходимого для реализации проекта информационного и иллюстративного материала осуществлялся совместными усилиями педагогов и членов семьи воспитанников. Родители были не только проинформированы о начале работы над проектом, но и активно вовлекались в обсуждение его концепции за «Круглым столом». Нашей целью являлось включение родителей в процесс олимпийского образования старших дошкольников на основе формирования интереса и повышения педагогической грамотности.  Этим мы стремились повысить компетентность родителей в вопросах формирования у детей представлений об Олимпийских играх и олимпийском движении, показать родителям значение формирования у детей интереса к спорту.

1)   Дети, как настоящие спортсмены, целенаправленно подготавливались к этому мероприятию, изучая зимние виды спорта, специфику,  историю и символику Олимпиады.

Познакомить дошкольников с олимпийскими видами спорта помогли беседы, мультимедийные презентации «История и символы Олимпиады», «Зимние олимпийские виды спорта».

 

 

2)   В ходе реализации проекта родители вместе с детьми подбирали фотоматериал по теме «Спорт в нашей семье», а затем составляли коллективный фотоколлаж «Семейные спортивные традиции», позволяющий познакомиться с этими традициями.

3)     Организовались спортивные встречи с родителями: забег под лозунгом «Хочешь быть здоровым – бегай!»

4)    Увлекательным и познавательным заданием на протяжении всего проекта для  детей и родителей было ведение дневника «Зимние Олимпийские игры в Сочи», куда заносились интересные моменты Олимпиады. Активное участие приняли родители в придумывание с детьми спортивных кричалок, которые записали в дневник Олимпиады. Дети с удовольствием прокричали их на нашей «Белой Олимпиаде». «Побеждаем мы красиво, потому что мы - Россия!»

5)   Полученные знания об олимпийских видах спорта закреплялись с помощью мультимедийных викторин и кроссвордов, которые также создавались совместными усилиями детей, педагогов и родителей.

6)   Олимпийские игры неоднократно становились темой продуктивной детской деятельности: рисовании «Зимние виды спорта», «Талисманы Олимпиады», лепки «Спортсмены». Дети вместе со взрослыми оформляли тематический альбом «Олимпийские виды спорта».

7)   В рамках детско - родительского конкурса «Спортсмены России», дети вместе с родителями, собирали информацию о выдающихся спортсменах и заполняли страницы в «Дневнике Олимпиады».

8)   Финальным этапом проекта состоялись олимпийские игры под названием «Белая Олимпиада», в которой приняли участие дети, родители и педагоги. При этом использовались олимпийские символы и ритуалы: церемония открытия   подъем олимпийского флага, зажжение олимпийского огня, проводились игры и соревнования с элементами зимних олимпийских игр.

Проектная деятельность позволяет решать следующие задачи:

1.формировать через активную деятельность  здоровый организм ребенка;

2.помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

3.осуществить взаимодействия детского сада и семьи на основе сотрудничества;

4.повысить уровень педагогической культуры родителей в вопросах оздоровления семьи;

5.реализовать девиз «От здоровой семьи к здоровому ребенку». 

Проектная деятельность как форма сотрудничества с семьей оказалась эффективной и привлекательной для всех участников проекта. С помощью него удалось не только  познакомить детей и родителей с Олимпийскими играми, укрепить их желание заниматься физической культурой и спортом, но и сплотить семьи, помочь почувствовать радость от совместного активного отдыха и занятий спортом, а так же установить между воспитателями и родителями благоприятные межличностные отношения.

 Взаимодействие родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания дошкольников позволяет реализовать принцип единства требований к воспитанию в ДОУ и семье, учитывать личностно-ориентированную направленность активно вовлекать родителей в процесс воспитания и обучения, как участников единого образовательного пространства, оптимизировать разработку и внедрение совместных видов деятельности ДОУ и родителей.