легко ли поставить ребёнку правильную речь?
«Терпение и творчество, упорство и победа -
Вот главные этапы в работе логопеда…»
Узнав, что я работаю логопедом, многие, усмехаясь , вспоминают Ролана Быкова в роли чудака, исправляющего «фифекты ечи» и «фикции».
Я улыбаюсь им в ответ, так как точно знаю, что не похожу на этого киногероя, а постановка звуков – не такая уж и лёгкая задача,особенно, если перед тобой ребёнок с тяжёлым нарушением речи.
Так над чем же я ещё работаю ? И легко ли это – поставить ребёнку правильную речь? Об этом вы узнаете, прочитав отрывки из моего дневника «Победы и достижения».
История 1«Как мы с Мишей подружились».
« 1-е сентября : захожу в старшую группу. Здороваюсь с ребятами,окидывая их беглым взглядом. Внимание привлекает одиноко стоящий мальчик, настороженно смотрящий изподлобья. Пытаюсь с ним заговорить, но ребёнок прячется за спину няни. Знакомство не состоялось…»
«3 –е сентября: начала обследовать детей старшей группы. Миша Ч. Так и не согласился смотреть со мной картинки. Мальчик отказывается идти на контакт, значит надо начать с наблюдения за ним в группе, приучить к своему присутствию, войти к нему в доверие.»
«15-е сентября: контакт ещё не налажен, но Миша наблюдает за мной.
Я демонстративно играю с Ваней и Викой в лото. Мы смеёмся и шутим. Мальчик, глядя на нас, улыбается, но играть с нами не соглашается.»
«27- сентября: Миша согласился посмотреть с Ваней и со мной книжку. Пока молча, но всё - таки! Затем по моей просьбе принёс игрушки .Ура! Я вошла к нему в доверие!»
«8-го октября: Миша согласился пойти со мной и Катей в кабинет. Мальчика привлекли разноцветные колючие шарики, с помощью которых он с удовольствием делал массаж кистей рук ( «Су – Джок терапия»). Затем Миша робко и неуверенно пытался повторить за Катей «зарядку для язычка». В группе похвалила его перед всеми за старание. Мальчик был очень доволен.»
20-октября: Миша смело один пошёл на занятие, самостоятельно стал выполнять массаж кистей рук используя пружинки. Затем старательно выполнил все мои указания! Теперь мы с Мишей друзья, а значит все у нас получится! ».
История 2 «Ещё одна победа!»
« 5декабря: Маша пришла на занятие обиженная. Интересуюсь:
- Что случилось?
-Опять не дали стишок,чтобы на празднике выступать!
- А ты очень хочешь на празднике выступать?
- Да. Ведь там будет Дед Мороз!
- А давай я тебе дам стишок, но только ты должна будешь рассказать его очень-очень хорошо! Тебе надо будет проговорить все звуки и все слова правильно. Ты согласна? Будешь стараться?
-Буду!
Сразу после занятия беседую с воспитательницей. Она обещает включить девочку в список выступающих, если та хорошо выучит стих и расскажет его громко и с выражением. Маша радостная уходит играть».
«7декабря: подбираю Маше стишок без звука «р» и к нему мнемосхему – для быстрого запоминания. Приглашаю для беседы маму. Объясняю ей ситуацию, знакомлю с работой по мнемосхеме.
Наши задачи: выработать чёткое произношение каждого слова,
Выучить с Машей стишок,
Научить рассказывать его громко и с выражением.
Маша и мама ушли, настроенные на победу.»
«20декабря - Маша демонстрирует стишок воспитательнице. Немного сбивается, но зато рассказывает громко и с выражением. Девочку записывают в число выступающих.».
«26декабря - долгожданный утренник. Мы с Машиной мамой с волнением ждём её выступления. И девочка нас не подводит: рассказывает громко, чётко, с выражением. Молодец, Маша! Это ещё одна твоя маленькая победа!»
История 3. «Бассейн» для пальчиков».
«20октября - уже почти месяц бьёмся над звуком «ш», но результат нулевой. У Димы очень «непослушный» язычок, поэтому все упражнения даются мальчику с трудом и он выполняет их неохотно.
Срочно надо менять тактику!»
«22октября - приготовила «сухой бассейн» с сюрпризом .Сообщила об этом Диме, он заинтересовался. Поставила условие: справишься со всеми заданиями, которые тебе приготовил «Лесовичок», путь к «бассейну» будет открыт! Мальчик с желанием выполнил все задания. Сюрприз был найден! Договорились, что на следующем занятии наши пальчики опять будут
« плавать в бассейне».
« 9ноября - шипящие звуки поставлены и свободно проговариваются в словах и предложениях. Теперь будем вводить их в речь. Ура «Сухому бассейну!»
Как приятно вместе радоваться таким маленьким победам, из которых в итоге складывается успех всей работы! Приятно слышать слова благодарности от родителей!
Профессия учителя-логопеда замечательна тем, что на твоих глазах меняется маленький человек, расширяется круг его возможностей, становится богаче речь - средство выражения мыслей и чувств.
Не страшно, что порою процесс работы над речью бывает длительным и непростым, зато впереди всегда ждет успех, и наши усилия не бывают напрасными!
Моя профессия многогранна и интересна. Её выбирают люди творческие, бесконечно влюбленные в свое дело.
Я горжусь своей профессией!
Комментарии
Ирина Минихатовна, приятно
Ирина Минихатовна, приятно видеть специалиста, увлечённого своим делом. А вот у нас в школе нет логопеда, к сожалению. Проблем много.