Экологический проект "Обитатели Утриша глазами дошкольника"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 «Колобок»
Экологический проект
«Обитатели Утриша глазами дошкольника»
Автор: Аведян Рузанна Ашотовна
Возраст детей: старший дошкольный возраст
2013-2014 год
Вид проекта: познавательно - творческий, краткосрочный, групповой.
Цель:
- создание условий для формирования экологического сознания детей с целью установления режима благоприятствования работе заповедника.
-становление у детей представлений о растениях, насекомых, животных и их детёнышей, как неотъемлемой части природы.
-формирование осознанно - правильного отношения к природе через непосредственное общение с природными явлениями и объектами родного края.
Задачи:
- Развитие чувственного восприятия детей.
- Развитие эмоционального отношения к природе, эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту.
- Формирование знаний об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования животных организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ.
- Формирование на основе полученных знаний понимания конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильной оценки и адекватного реагирования.
- Поддержка и поощрение самостоятельной деятельности детей, наполненной экологическим содержанием: наблюдения, проведения опытов, вопросы, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за животными и растениями).
- Развитие познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков.
· Расширять представления детей о растениях и животных (домашних, диких и об их детенышах, особенностями их поведения и питания).
· Учить отличать и называть по внешнему виду:
· Дать представления о понятии Заповедник, познакомить с Утришом.
· Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
· Знакомить с правилами поведения в природе.
Формы реализации:
- Беседа с детьми.
-Рассматривание картинок, муляжей, чучел.
-Игра (д/и, подвижная и малоподвижная).
-Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок.
-Работа с родителями:
ü совместные работы с детьми;
ü консультация для родителей;
ü беседы;
ü обогащение предметно-развивающей среды.
Ожидаемые результат:
Приблизить детей и родителей к проблеме исчезающих видов животных и растений Краснодарского края, повышения общей экологической культуры детей и родителей, а также активизировать совместную деятельность детского сада и семьи.
Срок реализации проекта: 2 месяца.
Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.
Экологический проект
«Обитатели Утриша глазами дошкольника».
Подготовительный этап |
Беседа |
«Растения и животные юга России»; «Природа и мы»; «Кто охраняет окружающую среду»; «Животный мир заповедника Утриша»; «Правила поведения в лесу».
|
Экскурсии Викторины |
«Прогулки по весеннему лесу»; «Зимняя сказка»; «Знатоки природы родного края»; «Сохрани природу»; «День птиц».
| |
Основной этап | Подготовка макета
|
Подготовка к выполнению макета. - Изучение литературы для определения обитателей Утриша. - Подготовка материала для изготовления макета. - Привлечения детей и родителей к созданию макета
|
Работа с родителями |
Родительское собрание «Задачи экологического воспитания» Беседа "Воспитание доброты к природе". "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье" "Лесные уроки вежливости"
| |
Художественная литература |
А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, Ф. Фета, Н. Некрасова, и т.д.
| |
Художественное творчество детей |
Рисование «Как себя надо вести в лесу», «Я люблю диких животных»; Аппликация «Семейный логотип»; Лепка «Полюбившееся тебе животное»
| |
Заключенный этап | Сценарий организации детей по экологии в подготовительной к школе группе.
| «Прогулка по заповеднику Утриш». Познакомить детей с обитателями Утришского заповедника; объяснять назначение заповедников; рассказать о животных и растениях Краснодарского края; формировать у детей элементы экологического сознания, понимание, что для сохранения природы ее нужно охранять; воспитывать уважительное, бережное отношение к природе; развивать любознательность, эстетическое восприятие мира. |
Сценарий организации детей по экологии в подготовительной к школе группе.
Тема: «Прогулка по заповеднику Утриш».
Цель: познакомить детей с обитателями Утришского заповедника; объяснять назначение заповедников; рассказать о животных и растениях Краснодарского края; формировать у детей элементы экологического сознания, понимание, что для сохранения природы ее нужно охранять; воспитывать уважительное, бережное отношение к природе; развивать любознательность, эстетическое восприятие мира;
Задачи: «Познание»:- закрепление умения освоения действий использования и построения: модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в природной зоне, схемы внешнего вида животных и растений, обитающих в различных условиях; - развитие экологических представлений (забота человека о растения и животных).
«Коммуникация»: - развивать свободное общение с взрослыми и детьми;
- обогащать словарный запас;
«Социализация»:- развитие игровой деятельности детей; - творческое применение усвоенных детьми средств в воображаемых ситуациях;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; - воспитание бережного отношения к природе, умение ответственно ухаживать за растениями и животными. - помогать детям видеть красоту и мощь природы, богатство её форм, красок и запахов.
«Музыка».
Материал: проектор, экран, презентация по теме НОД «Заповедник Утриш» макет, картинки, карточки с описанием каждого животного, звуки леса.
Раздаточный материал: Конверты с карточками правил поведения в лесу.
Словарная работа: объяснение слова «заповедник».
Звучит тихая музыка «Шум леса»
Воспитатель:
Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня я вас приглашаю совершить путешествие по нашему удивительному и прекрасному заповеднику Утриш, который находится на побережье Черного моря. Путешествие наше будет необычным. Мы пройдем туристическим маршрутом по всему заповеднику и познакомимся с его обитателями.
Презентация «Заповедник Утриш» с животными и загадками.
Воспитатель:
Я вам расскажу немного о значении заповедника. Заповедник — одна из категорий особо охраняемых природных территорий исключительно федерального значения, полностью изъятая из хозяйственного использования в целях сохранения природных процессов и явлений, редких и уникальных природных систем, видов растений и животных. А вы знаете, что у нас в Краснодарском крае тоже есть заповедник и называется он - Утриш. В этом заповеднике есть растения и животные которые находятся под угрозой исчезновения и они занесены в красную книгу. Давайте познакомимся поближе с его обитателями заповеднике УТРИШ. Я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, вы отвечали правильно на мои загадки. Давайте с вами отправимся в путешествие по Утришу. Но прежде чем нам отправляться в это путешествие по заповеднику я хочу узнать, а знаете ли вы, как надо вести себя на природе что бы ей не навредить. Давайте поиграем.
Игра: Что такое хорошо? Что такое плохо?
Воспитатель:
У вас на столах лежат картинки с тем как ведут себя люди на природе. Посмотрите на картинки и подумайте, как правильно себя вести в лесу, чтобы не навредить обитателям леса. Выберем картинки с теми правилами как мы будем себя вести в лесу. Теперь мы с вами действительно готовы отправиться в путешествие по заповеднику. ( заготовка картинок) А сейчас «ребята» давайте с вами немного отвлечемся, а поможет нам в этом…
Физминутка:
- У оленя дом большой. –показывают руками над головой крышу дома.
-Он глядит в свое окно.- показываем руками перед собой квадратное окно.
-Заяц по лесу бежит.- изображаем бег на месте.
- В дверь к нему стучит. - изображаем стук кулаком в дверь.
- Тук- тук! – стучит правой ногой в пол.
-Там в лесу…-показывает большим пальцем за плечо.
-Охотник злой! –изображает руками ружье.
-Быстро двери открывай,- показывает рукой приглашение в дом.
- Лапу мне давай! –выставляем руку вперед ладонью наружу.
Звучит мелодия леса
Воспитатель:
Ребята, а сейчас мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по нашем заповедным местам. Для путешествия нам понадобится специальное снаряжение: фигурка человечка, карточки с описанием каждого животного, макет Утриша. А как вести себя в лесу вы уже знаете. Условие игры пройти туристическим маршрутом и познакомиться поближе с растениями и обитателями заповедника.
Игра « Юный путешественник» с (Макетом).
Начинаем наше путешествие. (карточки заготовки с животными и их описанием)
Воспитатель:
Молодцы ребята вы справились с заданием. Но наше путешествие по заповеднику Утриш подошло к концу. Вы сегодня узнали очень много нового о нашем заповеднике. А сейчас я проверю кто из вас был самым внимательным в нашем путешествии.
Игра: «Вопрос, ответ.?»
-Понравилось вам путешествие по заповеднику Утриш? (ответ детей)
-Так что же такое заповедник? (ответ детей)
-Какие обитатели живут в заповеднике? (ответ детей)
-Какие животные и растения Утриша занесены в «Красную книгу»? (ответ детей)
-Для чего он нужен? (высказывания детей)
-С каким настроением вы вернулись из туристического путешествие? (ответ детей)
Воспитатель: На память о нашем путешествии я хочу подарить вам маленькие подарки это карточки с информацией о животных УТРИШСКОГО ЗАПОВЕДНИКА.

