Самоанализ педагогической деятельности воспитателя Кузнецовой О.В.
С 2001 года работаю воспитателем в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 69 «Мальвина». В 2001 году окончила педагогическое училище. В 2007 году окончила Мичуринский педагогический институт по специальности: «Дошкольная педагогика и психология». Теперь имею высшее педагогическое образование. С 2003 года имею вторую квалификационную категорию, сейчас иду на первую квалификационную категорию.
Провожу педагогическую деятельность по комплексной программе «Детство», цель которой развитие полноценной развитой личности в процессе воспитания и обучения. В своей работе использую ряд порционных программ: «Математические ступеньки» Колесниковой Е.И.. «Основы безопасности жизнедеятельности» Князевой А.М., Авдеевой Г.А.
Здоровье одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка. Оно зависит от таких факторов, как здоровье родителей – наследственность, от экологии, условий жизни, воспитания ребенка в семье. В неблагоприятных условиях эти факторы оказывают негативное влияние на здоровье ребенка. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей сейчас очень актуальна. Для разрешения данной проблемы приоритетная цель образовательного учреждения, где я работаю, является: укрепление физического и психического здоровья, формирование основ двигательной культуры, воспитание убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе вале логических знаний.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
1. использование профилактических методов в системе комплексных мероприятий
по оздоровлению в детском учреждении;
2. оптимизация двигательной активности детей, направленная на укрепление
здоровья, достижения хорошего уровня физической подготовленности;
3. совершенствование форм работы с родителями в рамках сотрудничества по воспитанию здорового ребенка.
Осуществление этих задач происходит в сотрудничестве со всем коллективом.
В своей группе профилактическую работу веду в следующем направлении: учитываю рост ребенка и подбираю мебель; учитываю группу здоровья в подборе гибкого режима в течение всего дня.
С целью очищения воздуха, обогащения озоном использую растения – фильтры.
Во время питания использую фитонциды увлажнители воздуха (чеснок, лук).
В результате проведенной работе по профилактике заболеваний дети стали меньше болеть, с удовольствием посещают детский сад.
Для эффективной результативности образовательного учреждения, где я работаю, учитываю на только приоритетные цели и задачи образовательного учреждения, но и основную цель программы развития, которая заключается в следующем: повышение качества образования через грамотное построение целостного педагогического процесса, создание условий для развития ребенка дошкольника как субъекта детской деятельности.
Для решения поставленной цели и реализации программы развития я создаю условия для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей ребенка; сохраняю и укрепляю физическое и психическое здоровье детей через валеологизацию педагогического процесса; способствую развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познавательному познанию и развитому мышлению, развитию умственных способностей и речи; обеспечиваю единый процесс социализации, индивидуализации личности дошкольника через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей; оперативно реагирую на запросы детей.
Реализую данную цель в процессе обучения детей с помощью различных технологий.
Основной потребностью ребенка в дошкольном учреждении является обеспечение оптимальных условий для жизнедеятельности и укрепления здоровья. Я учитываю эту потребность и использую в своей работе комплекс здоровье сберегающих технологий. Например, во время занятий в качестве паузы, я использую элементы технологии Э.С. Аветисова (упражнения на разработку мышц глазного яблока); элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой (упражнения для укрепления дыхательного тракта); релаксационные упражнения, снимающие нагрузку, стресс.
С целью обеспечения психологического комфорта я люблю использовать такую форму оздоровления, как музыкотерапию. Я уверена, что музыка позволяет определить характер той или иной деятельности, настраивает ребенка на результат.
Здоровье детей зависит от того, как эффективно я использую время, отведенное на обучение. Стараюсь не утомлять детей и преподнести учебный материал в интересной и доступной для них форме.
Для осуществления этой цели я использую игровые технологии, так как они обеспечивают основную потребность детей на протяжении всего дошкольного детства. Игровые технологии направлены на поиск, обработку, усвоение учебной информации, содержащий в себе компонент условности. В состав таких технологий входят различные виды игр: дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, эпизодические игровые приемы.
Зная специфику каждого возраста, используются различные игры в определенных режимных моментах. Например, на занятиях во второй младшей группе я использую дидактическую игру как основную часть занятия, которая сопровождается рассматриванием предметов и вопросам к детям. В остальных возрастных группах дидактическая игра является одной из частей занятия. Я провожу ее с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения.
В работе по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи я использую разные виды игр-драматизаций.
В повседневной деятельности без игровых технологий не обойтись: на прогулке – подвижные игры, сюжетные игры; в группе – все виды игр.
Таким образом, в процессе комплексной оздоровительной работы уровень здоровья остается на прежнем уровне и есть перспектива на дальнейшее его повышение.
Кроме, выше указанных технологий, использую технологию проблемно-деятельностного обучения. Она проводится с целью постановки перед воспитанниками проблемы, разрешая которую они усваивают не только знания, но и навыки ее осуществления. Это технология позволяет детям становиться активными участниками процесса обучения, они могут высказывать свое мнение и со всеми детьми обсуждать проблему. Проходит технология проблемно-деятельностного обучения поэтапно: постановка проблемы; выдвижение детьми способов разрешения проблемы; обоснование этих предположений; проверка; анализ действия.
Таким образом, учитывается потребность ребенка в признании себя как отдельно взятую активную личность.
Гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать ребенка целью всего процесса организованного взаимодействия с ним. На сегодняшний момент происходит смена репродуктивной функции воспитания на создание креативной творческой личности. В общении я придерживаюсь личностно-ориентированной модели, которая позволяет мне наладить контакт с ребенком, войти в мир его интересов. Главной целью, принятой модели общения является: обеспечение чувства психологической защищенности, радость существования, развитие индивидуальности каждого. Личностно-ориентированная модель реализуется через демократический стиль общения с детьми. Предоставляю возможность каждому ребенку проявить свои способности в процессе коллективной деятельности (учебная, игровая деятельность), уметь доказывать свою точку зрения. Во время проведения занятий формирование знаний, умений, навыков не является целью моей работы, а лишь средством развития полноценной личности ребенка. На протяжении всего занятия, я и дети становимся полноценными партнерами в достижении намеченных учебных задач: мы анализируем вместе и приходим к выводам. Но не все задачи мы выполняем совместно, есть те, которые ребенок в силу своего возраста, психологических особенностей и способностей может решить самостоятельно. А существует те задачи, которые детям пока не доступны. И в этом случаи мы работаем над проблемой вместе. Я стараюсь учитывать «зону ближайшего развития» детей (это то, что сегодня ребенок делает с взрослым, а завтра самостоятельно). При оценивании результата использую самооценку ребенка с целью осознания своих ошибок. Даю возможность ему почувствовать себя как личность, подвожу к самоанализу. Часто использую предвосхищающую оценку в результате чего, ребенок сам верит в свои силы и выполняет учебную задачу. Использую напоминание, указание, совет, просьбу, могу сделать замечание, но это относится не к личности ребенка, а допущенной им ошибке. Залогом эффективного взаимодействия в учебной деятельности я вижу в создании психологического комфорта с целью установления взаимопонимания, проникая в детский духовный мир. Ведь если у ребенка плохое настроение или он не выспался, затруднительно вызвать его на контакт. Следовательно, результативность будет низкая. Я решаю эту проблему с помощью муз терапии, релаксационных пауз, аутотренинга. Они позволяют детям отвлечься от негативных мыслей и сосредоточиться на главном – решении учебной задачи.
Анализируя итоговую таблицу усвоения программы и развития детей своей группы на 2004-2007 учебные годы видно, что результативность на протяжении трех последовательных лет имеет разные доли. Следовательно, характер взаимодействия, влияющий на результативность, повышался с каждым годом. Значит, выбранное мной направление на педагогику сотрудничества оправдывает себя и требует дальнейшего совершенствования в 2007-2008гг.
В настоящее время весьма актуальным становится исследования, направленные на изучение познавательных интересов детей в процессе учебной и повседневной деятельности. Они являются основой построения эффективного взаимодействия между педагогом и ребенком. Это зависит от разных факторов: деятельности педагога и возрастных и психологических особенностей детей.
На протяжении 2004-2007 гг. я работала в разных возрастных группах и познавательный интерес на занятиях зависит от качества проведения и особенностей детей (возрастных, индивидуальных).
В средней возрастной группе по всем разделам программы с целью развития познавательного интереса я использую игровую мотивацию (приход сказочного персонажа, который просит помочь); художественное слово (чтение потешки, стихотворения, загадки). Игровой мотив прослеживается на протяжении всего занятия с целью поддержание интереса к результатам деятельности. У детей преобладают наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, поэтому я использую на занятиях красочный наглядный материал и демонстрационный на каждого ребенка. Внимание детей неустойчивое, дети быстро устают. Я провожу паузы, физкультурные минутки, упражнения-имитации животных в музыкальном сопровождении.
В старшей и подготовительной в возрастных группах интерес поддерживается экспериментально-поисковой деятельностью, в процессе которой они самостоятельно или при помощи взрослого разрешают проблему. В начале занятия, я использую игровой мотив (приходят персонажи такие как, Незнайка, Буратино и т.д.), который прослеживается во время всего занятия. Наглядно-образное мышление также опирается на наглядность, но оно носит схематический характер. Словесно-логическое мышление в этом возрасте определяет их интерес к решению задач-головоломок, задач шуток, составлению фигуры из частей, отгадыванию кроссвордов. Интерес на занятиях поддерживается у детей в том случаи, если они работают с алгоритмами, моделями. Воспроизводят дети учебный материал в процессе игр-соревнований и закрепляют в повседневной деятельности в играх, продуктивных видах деятельности.
Во всех возрастных группах я использую дифференцированный подход. Детям интересно то, что им доступно, в силу своих возможностей и способностей. На занятиях каждый получает задание, на которое может ответить самостоятельно.
Характер познавательной активности определяется с помощью результатов усвоения материала. Остановимся подробно на диагностике развития детей группы № 7 в течение трех лет по всем разделам программы (это дети средней, старшей и подготовительной группы). В качестве примера я приведу раздел программы: «Социальный мир». Этот раздел меня заинтересовал три года назад. С тех пор я углубленно работаю по этой проблеме с целью повышения уровня знаний у детей. По диаграмме видно, что кривая результативности по данному разделу растет. Следовательно, хорошо развита познавательная активность в разных видах деятельности; дети умеют обобщать, анализировать, устанавливать закономерные связи. Задавать вопросы по интересующим им проблемам.
По результатам диагностического обследования по всем разделам программы на начало учебного года я выявляю одаренных детей (высокий, выше среднего, средний уровни развития) и детей, которые требуют особого внимания (ниже среднего, низкий уровни развития).
Следующий этап – я подбираю учебный материал согласно, поставленным задачам, таким образом, чтобы и одаренные дети и требующие особого внимания получали знания в равном объеме в доступной и интересной форме. Я стараюсь создать такую атмосферу, чтобы дети не испытывали неудобств от совместного пребывания на занятиях (не списывали, не разговаривали).
Если я использую занятие по подгруппам, то одну подгруппу подбираю детей одаренных, а в другую детей, требующих особого внимания. Учебный материал в двух группах использую таким образом, чтобы реализовать их образовательные потребности. Например, одаренные дети хорошо усваивают материал, поэтому я даю им усложненные задания на анализ, синтез, классификацию явлений, событий, процессов, на умение стройно излагать свои мысли. К ответам предъявляю требовательность. Предлагаю формулировать понятия, высказывать собственные суждения с целью развития мыслительной активности.
С детьми низкого и ниже среднего уровней я провожу, легкие для усвоения, задания, которые им по силам. Возникшие в ходе занятия пробелы знаний я дорабатываю в процессе индивидуальной работы и с помощью рекомендаций с родителями. В процессе индивидуальной деятельности я делаю акцент в развитии психических процессов.
Если я провожу занятие со всей группой, то я использую дифференцированный подход следующим образом: предлагаю учебный материал всем детям, но задания варьирую в зависимости от уровня детей.
Дети с разным уровнем развития могут обладать различными склонностями и способностями. Их я определяю в процессе повседневной деятельности детей и по диагностическому обследованию. Если задатки к развитию способностей не развивать, то они угасают.
На период 2004-2007 учебные годы я проводила кружковую работу: по художественной литературе («Встречи у камина»), по конструированию и ручному труду («Природа и фантазия), по лепке («Юный скульптор»). По каждому кружку я разрабатывала календарно-тематическое планирование, вела табель посещаемости детей.
В качестве примера подробно рассмотрим изобразительную деятельность (лепка). В процессе проведения диагностики воспитателя эстетического цикла на 2007 учебный год выявлены уровни: высокий, выше среднего, средний. Значит, в состав кружка войдут все дети из группы, и будут посещать кружок.
Таким образом, осуществляется удовлетворение потребностей детей с отличающимися возможностями и склонностями.
Для обеспечения учебной деятельности детей необходимо выявить не только уровни развития детей, но и те проблемы, которые вызывают у них затруднения.
По результатам диагностического обследования детей на 2004-2007 гг. выявился проблемный раздел «Социальный мир».
Раздел «Социальный мир» требует особого внимания, поэтому в течение трех последних лет я работала над этой проблемой. Подраздел «Пожарная безопасность» составил тему моего аттестационного проекта.
В течение этого времени я работала над составлением календарно-тематического плана по данной теме; участвовала в разработке системы занятий, игр и упражнений; подобрала библиотеку учебно-методической литературы по программе «Детство»; создала развивающую зону, где дети могут закреплять полученные знания, например, играя в подвижные или дидактические игры.
По диаграмме видно, как растет кривая успеваемости по разделу «Социальный мир», отсюда можно сделать вывод: работа в этом направлении дает положительные результаты.
Успеваемость обучаемых детей подвергается оцениванию.
Оценивание может быть качественным (характеристики, рекомендации), так и количественным (в баллах).
На протяжении всего учебного года я провожу диагностическое обследование два раза в год (в сентябре, в апреле) с целью выявления уровня знаний по определенному разделу программы. В результате проведения обследования, выделяю важные проблемы, над которыми в учебном году буду продолжать работу. Выявляю детей, с которыми предстоит работать индивидуально и на занятиях.
Оценивание провожу по вопросам раздела на начало и конец года. Все результаты фиксирую в таблице, где указываю список детей, количество вопросов, уровень усвоения. Использую критерии оценивания по пятибалльной системе. Результаты подсчитываю таким образом, чтобы определить средний балл, процентное содержание каждого вопроса, подраздела, раздела. Далее я помещаю на графике кривую, где намечена успеваемость по каждому вопросу с целью выявления пробела в знаниях. Под графиком делаю пояснения (количество уровней развития, перечисление детей с низким уровнем, причины неуспеваемости, прогнозирование с целью разрешения проблемы в индивидуальной работе и на занятиях).
Диагностическое обследование провожу в игровой форме с целью получения наиболее точных результатов деятельности, ведь игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Использую задания, хорошо иллюстриванные. Предлагаю детям вопросы в форме тестов, где им необходимо выбрать правильный вариант ответа или в форме беседы. Я предлагаю им объяснить свой выбор.
В результате такого метода оценивания я получаю достоверные результаты детей и определяю проблемную зону обучения.
Важным методом оценивания является психолого-медико-педагогический обследование детей с проблемами. В консилиум входят: педагог-психолог, логопед, врач, заведующий, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатели групп. Комплексное обследование детей дает возможность определить проблемы и найти эффективные пути их решения.
Я решаю эти проблемы в рамках своей группы: определяю методы и приемы, разрабатываю предметно-развивающую среду, подбираю методическую литературу.
Результат такого метода оценивания выделяет проблему и помогает ее охватить с разных сторон, усилиями всего коллектива.
Сегодня перед педагогами в области детства стоит первостепенная задача по охране психического здоровья, как основы социального генофонда страны. Проблемы: неврозы, детские страхи, низкая самооценка, к сожалению, встречаются в детских садах. Для сохранения и укрепления психического здоровья создаю оптимальные условия. В группе имеется уголок настроения. Уголок находится в доступной для детей комнате – раздевалке. Сразу по приходу, дети определяют свое настроение с помощью цвета. За каждым цветом закреплены определенные психические свойства. Уголок оформлен в виде Карлсона с банкой, в которой есть кармашки с фотографиями. Дети кладут в свой кармашек вишенку определенного цвета. Я записываю результаты выбора в течение месяца. Отдаю результаты педагогу-психологу для дальнейшего анализа. Дети, у которых постоянно плохое настроение, создают опасение для коррекционной работы.
Благоприятно на психическое здоровье влияет светотерапия и цветотерапия, поэтому в оформлении группы придерживаюсь единого цветового решения. Для обеспечения спокойствия и равновесия в группе предпочитаю светло зеленый цвет. В процессе учебной деятельности использую цвета, эффективно влияющие на психику детей (использование цветовой шкалы В.С. Лобзина, Решетникова М.М.).
Предметно – развивающая среда эстетично оформлена. В ней организовала зоны, которые сохраняют психическое здоровье ребенка:
1. зона отдыха, позволяет ребенку расслабиться и избавиться от психического напряжения;
2. зона уединения, где ребенок может остаться наедине со своими мыслями;
3. спортивная зона, обеспечивает снятие психического напряжения посредству физической активности;
4. зона живой уголок, где располагается большой аквариум с аксессуарами, которые радуют ребенка положительными эмоциями.
В течение всего дня снимаю психологическую напряженность у детей с помощью психической гимнастики, релаксационных пауз, физкультурных пауз. С этой же целью применяю музтерапию на занятиях и в режимных видах деятельности. Во время детского сна использую фитотерапию. Использую подушечки с травами для ионизации воздуха.
На создание психологической атмосферы влияет установление доверительных отношений, уважения в процессе общения. Для установления взаимного контакта с детьми, использую демократический стиль общения с детьми, в центре которого любовь и уважение к личности ребенка.
Комплексная работа в этом направлении дает положительные результаты: адаптация к детскому саду проходит легкой: дети чувствую себя расковано, не замыкаются в себе.
Работа с родителями – это одна из самых сложных проблем на сегодняшний момент. Воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию. Основная цель работы с родителями: взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного ребенка.
Для решения этой проблемы провожу формы работы с родителями как: родительское собрание, анкетирование, беседа, рекомендация, консультации. Использую как традиционные и нетрадиционные формы работы: «Читательская конференция», «Педагогическая лаборатория», «Аукцион», « Лекция-семинар», «Душевный разговор», «Мастер – класс».
Информацию об итогах диагностического обследования детей сообщаю родителям в индивидуальной форме. Провожу беседу об успеваемости поэтапно: на первом этапе устанавливаю контакт с родителями, рассказываю о положительном образе ребенка; на втором этапе – рассказываю о тех знаниях, которыми ребенок владеет хорошо; на третьем этапе – рассказываю о проблемах в учебной деятельности; на четвертом устанавливаю план совместной деятельности с родителями по устранению пробелов знания, давая рекомендации, консультации, советы.
В том случаи, если родители изъявили желание приобщиться к процессу обучения, могу дать домашнее задание с упражнениями по данной теме.
Наглядная информация об учебных достижениях сообщается родителям в форме уголка успеха, где отличившиеся дети кладут в кармашки разные отличительные значки (звездочки, треугольники определенного цвета) на каждый день.
В результате установления взаимодействия с родителями успеваемость детей достигла хороших результатов: дети лучше ориентируются в учебном материале, воспроизводят и оперируют полученными знаниями.
Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально – личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. Однако работа в рамках детского сада осуществляется
не одним педагогом, но в тесном взаимодействии с коллегами. Осуществляю профессиональное взаимодействие на основе обмена педагогическим опытом; в процессе совместного решения коллектива педагогических проблем.
Участвую в коллективных формах педагогической деятельности: производственные совещания, педагогические советы, психоло–медико-педагогические консилиумы, консультации, открытые занятия для воспитателей.
На педагогических советах проводила выступления на темы: «Игры с песком», «Программные требования по математическому развитию по программе «Детство» (старший дошкольный возраст), «Составление описательных рассказов дошкольников по схемам», «Ознакомление детей с книжной графикой», «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста».
Провела открытые занятия по разделу: «Социальный мир» для воспитателей на темы: «Знакомство с гербом Тамбова» (старшая группа), «Пейте, дети, молоко - будите, здоровы» (подготовительная), «Знакомство с историей появлением профессии пекарь» (подготовительная группа). Это занятие показывала для коллег своего сада, и для коллег из Тамбовской области в рамках курсов.
Участвовала в рамках своего образовательного учреждения в конкурсе: «Лучший конспект занятия ознакомления детей с гербом города Тамбова».
Оказывала помощь в составлении и обсуждении календарно – тематического планирования по разделу: «Социальный мир» (подраздел «Пожарная безопасность»).
Успех и результативность в процессе обучения и воспитания детей в работе с родителями и коллегами зависит от педагогического мастерства педагога.
Под педагогическим мастерством я понимаю комплекс свойств личности педагога, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.
В своей педагогической работе использую коммуникативность, оптимистическое прогнозирование, креативность в процессе развития всесторонней развитой личности ребенка.
Я организую свою деятельность так, чтобы прослеживалось взаимопонимание, доверительные отношения. В связи с этим направленность своей личности определяю как гуманистическую, ориентированную на любви и доброжелательном отношении к ребенку.
Уровень профессионального мастерства повышаю на курсах повышения квалификации, в процессе обучения в педагогическом институте, анализируя учебно-методическую литературу; участвуя в коллективных формах работы с коллективом.
В своей работе испытываю трудности в работе с родителями, так как сложное экономическое время затрудняет установить контакт с ними. Небольшая материальная база образовательного учреждения не позволяет внедрить в работу компьютерные технологии, что облегчило бы процесс обучения. В связи с этим нет возможности использовать красочный демонстрационный и наглядный индивидуальный материал на каждого ребенка.
Таким образом, я осуществляю свой педагогический процесс в муниципальном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида детского сада № 69 «Мальвина», работая по программе «Детство».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогическая оценка своей деятельности в детском саду за последние 5 лет | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С 2001 года работаю воспитателем в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 69 «Мальвина». В 2001 году окончила педагогическое училище. В 2007 году окончила Мичуринский педагогический институт по специальности: «Дошкольная педагогика и психология». Теперь имею высшее педагогическое образование. С 2003 года имею вторую квалификационную категорию, сейчас иду на первую квалификационную категорию.
Провожу педагогическую деятельность по комплексной программе «Детство», цель которой развитие полноценной развитой личности в процессе воспитания и обучения. В своей работе использую ряд порционных программ: «Математические ступеньки» Колесниковой Е.И.. «Основы безопасности жизнедеятельности» Князевой А.М., Авдеевой Г.А.
Здоровье одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребенка. Оно зависит от таких факторов, как здоровье родителей – наследственность, от экологии, условий жизни, воспитания ребенка в семье. В неблагоприятных условиях эти факторы оказывают негативное влияние на здоровье ребенка. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей сейчас очень актуальна. Для разрешения данной проблемы приоритетная цель образовательного учреждения, где я работаю, является: укрепление физического и психического здоровья, формирование основ двигательной культуры, воспитание убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе вале логических знаний.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
1. использование профилактических методов в системе комплексных мероприятий
по оздоровлению в детском учреждении;
2. оптимизация двигательной активности детей, направленная на укрепление
здоровья, достижения хорошего уровня физической подготовленности;
3. совершенствование форм работы с родителями в рамках сотрудничества по воспитанию здорового ребенка.
Осуществление этих задач происходит в сотрудничестве со всем коллективом.
В своей группе профилактическую работу веду в следующем направлении: учитываю рост ребенка и подбираю мебель; учитываю группу здоровья в подборе гибкого режима в течение всего дня.
С целью очищения воздуха, обогащения озоном использую растения – фильтры.
Во время питания использую фитонциды увлажнители воздуха (чеснок, лук).
В результате проведенной работе по профилактике заболеваний дети стали меньше болеть, с удовольствием посещают детский сад.
Для эффективной результативности образовательного учреждения, где я работаю, учитываю на только приоритетные цели и задачи образовательного учреждения, но и основную цель программы развития, которая заключается в следующем: повышение качества образования через грамотное построение целостного педагогического процесса, создание условий для развития ребенка дошкольника как субъекта детской деятельности.
Для решения поставленной цели и реализации программы развития я создаю условия для наиболее полного раскрытия возможностей и способностей ребенка; сохраняю и укрепляю физическое и психическое здоровье детей через валеологизацию педагогического процесса; способствую развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познавательному познанию и развитому мышлению, развитию умственных способностей и речи; обеспечиваю единый процесс социализации, индивидуализации личности дошкольника через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей; оперативно реагирую на запросы детей.
Реализую данную цель в процессе обучения детей с помощью различных технологий.
Основной потребностью ребенка в дошкольном учреждении является обеспечение оптимальных условий для жизнедеятельности и укрепления здоровья. Я учитываю эту потребность и использую в своей работе комплекс здоровье сберегающих технологий. Например, во время занятий в качестве паузы, я использую элементы технологии Э.С. Аветисова (упражнения на разработку мышц глазного яблока); элементы дыхательной гимнастики Стрельниковой (упражнения для укрепления дыхательного тракта); релаксационные упражнения, снимающие нагрузку, стресс.
С целью обеспечения психологического комфорта я люблю использовать такую форму оздоровления, как музыкотерапию. Я уверена, что музыка позволяет определить характер той или иной деятельности, настраивает ребенка на результат.
Здоровье детей зависит от того, как эффективно я использую время, отведенное на обучение. Стараюсь не утомлять детей и преподнести учебный материал в интересной и доступной для них форме.
Для осуществления этой цели я использую игровые технологии, так как они обеспечивают основную потребность детей на протяжении всего дошкольного детства. Игровые технологии направлены на поиск, обработку, усвоение учебной информации, содержащий в себе компонент условности. В состав таких технологий входят различные виды игр: дидактические игры, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, эпизодические игровые приемы.
Зная специфику каждого возраста, используются различные игры в определенных режимных моментах. Например, на занятиях во второй младшей группе я использую дидактическую игру как основную часть занятия, которая сопровождается рассматриванием предметов и вопросам к детям. В остальных возрастных группах дидактическая игра является одной из частей занятия. Я провожу ее с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения.
В работе по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи я использую разные виды игр-драматизаций.
В повседневной деятельности без игровых технологий не обойтись: на прогулке – подвижные игры, сюжетные игры; в группе – все виды игр.
Таким образом, в процессе комплексной оздоровительной работы уровень здоровья остается на прежнем уровне и есть перспектива на дальнейшее его повышение.
Кроме, выше указанных технологий, использую технологию проблемно-деятельностного обучения. Она проводится с целью постановки перед воспитанниками проблемы, разрешая которую они усваивают не только знания, но и навыки ее осуществления. Это технология позволяет детям становиться активными участниками процесса обучения, они могут высказывать свое мнение и со всеми детьми обсуждать проблему. Проходит технология проблемно-деятельностного обучения поэтапно: постановка проблемы; выдвижение детьми способов разрешения проблемы; обоснование этих предположений; проверка; анализ действия.
Таким образом, учитывается потребность ребенка в признании себя как отдельно взятую активную личность.
Гуманистическая, личностно-ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать ребенка целью всего процесса организованного взаимодействия с ним. На сегодняшний момент происходит смена репродуктивной функции воспитания на создание креативной творческой личности. В общении я придерживаюсь личностно-ориентированной модели, которая позволяет мне наладить контакт с ребенком, войти в мир его интересов. Главной целью, принятой модели общения является: обеспечение чувства психологической защищенности, радость существования, развитие индивидуальности каждого. Личностно-ориентированная модель реализуется через демократический стиль общения с детьми. Предоставляю возможность каждому ребенку проявить свои способности в процессе коллективной деятельности (учебная, игровая деятельность), уметь доказывать свою точку зрения. Во время проведения занятий формирование знаний, умений, навыков не является целью моей работы, а лишь средством развития полноценной личности ребенка. На протяжении всего занятия, я и дети становимся полноценными партнерами в достижении намеченных учебных задач: мы анализируем вместе и приходим к выводам. Но не все задачи мы выполняем совместно, есть те, которые ребенок в силу своего возраста, психологических особенностей и способностей может решить самостоятельно. А существует те задачи, которые детям пока не доступны. И в этом случаи мы работаем над проблемой вместе. Я стараюсь учитывать «зону ближайшего развития» детей (это то, что сегодня ребенок делает с взрослым, а завтра самостоятельно). При оценивании результата использую самооценку ребенка с целью осознания своих ошибок. Даю возможность ему почувствовать себя как личность, подвожу к самоанализу. Часто использую предвосхищающую оценку в результате чего, ребенок сам верит в свои силы и выполняет учебную задачу. Использую напоминание, указание, совет, просьбу, могу сделать замечание, но это относится не к личности ребенка, а допущенной им ошибке. Залогом эффективного взаимодействия в учебной деятельности я вижу в создании психологического комфорта с целью установления взаимопонимания, проникая в детский духовный мир. Ведь если у ребенка плохое настроение или он не выспался, затруднительно вызвать его на контакт. Следовательно, результативность будет низкая. Я решаю эту проблему с помощью муз терапии, релаксационных пауз, аутотренинга. Они позволяют детям отвлечься от негативных мыслей и сосредоточиться на главном – решении учебной задачи.
Анализируя итоговую таблицу усвоения программы и развития детей своей группы на 2004-2007 учебные годы видно, что результативность на протяжении трех последовательных лет имеет разные доли. Следовательно, характер взаимодействия, влияющий на результативность, повышался с каждым годом. Значит, выбранное мной направление на педагогику сотрудничества оправдывает себя и требует дальнейшего совершенствования в 2007-2008гг.
В настоящее время весьма актуальным становится исследования, направленные на изучение познавательных интересов детей в процессе учебной и повседневной деятельности. Они являются основой построения эффективного взаимодействия между педагогом и ребенком. Это зависит от разных факторов: деятельности педагога и возрастных и психологических особенностей детей.
На протяжении 2004-2007 гг. я работала в разных возрастных группах и познавательный интерес на занятиях зависит от качества проведения и особенностей детей (возрастных, индивидуальных).
В средней возрастной группе по всем разделам программы с целью развития познавательного интереса я использую игровую мотивацию (приход сказочного персонажа, который просит помочь); художественное слово (чтение потешки, стихотворения, загадки). Игровой мотив прослеживается на протяжении всего занятия с целью поддержание интереса к результатам деятельности. У детей преобладают наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, поэтому я использую на занятиях красочный наглядный материал и демонстрационный на каждого ребенка. Внимание детей неустойчивое, дети быстро устают. Я провожу паузы, физкультурные минутки, упражнения-имитации животных в музыкальном сопровождении.
В старшей и подготовительной в возрастных группах интерес поддерживается экспериментально-поисковой деятельностью, в процессе которой они самостоятельно или при помощи взрослого разрешают проблему. В начале занятия, я использую игровой мотив (приходят персонажи такие как, Незнайка, Буратино и т.д.), который прослеживается во время всего занятия. Наглядно-образное мышление также опирается на наглядность, но оно носит схематический характер. Словесно-логическое мышление в этом возрасте определяет их интерес к решению задач-головоломок, задач шуток, составлению фигуры из частей, отгадыванию кроссвордов. Интерес на занятиях поддерживается у детей в том случаи, если они работают с алгоритмами, моделями. Воспроизводят дети учебный материал в процессе игр-соревнований и закрепляют в повседневной деятельности в играх, продуктивных видах деятельности.
Во всех возрастных группах я использую дифференцированный подход. Детям интересно то, что им доступно, в силу своих возможностей и способностей. На занятиях каждый получает задание, на которое может ответить самостоятельно.
Характер познавательной активности определяется с помощью результатов усвоения материала. Остановимся подробно на диагностике развития детей группы № 7 в течение трех лет по всем разделам программы (это дети средней, старшей и подготовительной группы). В качестве примера я приведу раздел программы: «Социальный мир». Этот раздел меня заинтересовал три года назад. С тех пор я углубленно работаю по этой проблеме с целью повышения уровня знаний у детей. По диаграмме видно, что кривая результативности по данному разделу растет. Следовательно, хорошо развита познавательная активность в разных видах деятельности; дети умеют обобщать, анализировать, устанавливать закономерные связи. Задавать вопросы по интересующим им проблемам.
По результатам диагностического обследования по всем разделам программы на начало учебного года я выявляю одаренных детей (высокий, выше среднего, средний уровни развития) и детей, которые требуют особого внимания (ниже среднего, низкий уровни развития).
Следующий этап – я подбираю учебный материал согласно, поставленным задачам, таким образом, чтобы и одаренные дети и требующие особого внимания получали знания в равном объеме в доступной и интересной форме. Я стараюсь создать такую атмосферу, чтобы дети не испытывали неудобств от совместного пребывания на занятиях (не списывали, не разговаривали).
Если я использую занятие по подгруппам, то одну подгруппу подбираю детей одаренных, а в другую детей, требующих особого внимания. Учебный материал в двух группах использую таким образом, чтобы реализовать их образовательные потребности. Например, одаренные дети хорошо усваивают материал, поэтому я даю им усложненные задания на анализ, синтез, классификацию явлений, событий, процессов, на умение стройно излагать свои мысли. К ответам предъявляю требовательность. Предлагаю формулировать понятия, высказывать собственные суждения с целью развития мыслительной активности.
С детьми низкого и ниже среднего уровней я провожу, легкие для усвоения, задания, которые им по силам. Возникшие в ходе занятия пробелы знаний я дорабатываю в процессе индивидуальной работы и с помощью рекомендаций с родителями. В процессе индивидуальной деятельности я делаю акцент в развитии психических процессов.
Если я провожу занятие со всей группой, то я использую дифференцированный подход следующим образом: предлагаю учебный материал всем детям, но задания варьирую в зависимости от уровня детей.
Дети с разным уровнем развития могут обладать различными склонностями и способностями. Их я определяю в процессе повседневной деятельности детей и по диагностическому обследованию. Если задатки к развитию способностей не развивать, то они угасают.
На период 2004-2007 учебные годы я проводила кружковую работу: по художественной литературе («Встречи у камина»), по конструированию и ручному труду («Природа и фантазия), по лепке («Юный скульптор»). По каждому кружку я разрабатывала календарно-тематическое планирование, вела табель посещаемости детей.
В качестве примера подробно рассмотрим изобразительную деятельность (лепка). В процессе проведения диагностики воспитателя эстетического цикла на 2007 учебный год выявлены уровни: высокий, выше среднего, средний. Значит, в состав кружка войдут все дети из группы, и будут посещать кружок.
Таким образом, осуществляется удовлетворение потребностей детей с отличающимися возможностями и склонностями.
Для обеспечения учебной деятельности детей необходимо выявить не только уровни развития детей, но и те проблемы, которые вызывают у них затруднения.
По результатам диагностического обследования детей на 2004-2007 гг. выявился проблемный раздел «Социальный мир».
Раздел «Социальный мир» требует особого внимания, поэтому в течение трех последних лет я работала над этой проблемой. Подраздел «Пожарная безопасность» составил тему моего аттестационного проекта.
В течение этого времени я работала над составлением календарно-тематического плана по данной теме; участвовала в разработке системы занятий, игр и упражнений; подобрала библиотеку учебно-методической литературы по программе «Детство»; создала развивающую зону, где дети могут закреплять полученные знания, например, играя в подвижные или дидактические игры.
По диаграмме видно, как растет кривая успеваемости по разделу «Социальный мир», отсюда можно сделать вывод: работа в этом направлении дает положительные результаты.
Успеваемость обучаемых детей подвергается оцениванию.
Оценивание может быть качественным (характеристики, рекомендации), так и количественным (в баллах).
На протяжении всего учебного года я провожу диагностическое обследование два раза в год (в сентябре, в апреле) с целью выявления уровня знаний по определенному разделу программы. В результате проведения обследования, выделяю важные проблемы, над которыми в учебном году буду продолжать работу. Выявляю детей, с которыми предстоит работать индивидуально и на занятиях.
Оценивание провожу по вопросам раздела на начало и конец года. Все результаты фиксирую в таблице, где указываю список детей, количество вопросов, уровень усвоения. Использую критерии оценивания по пятибалльной системе. Результаты подсчитываю таким образом, чтобы определить средний балл, процентное содержание каждого вопроса, подраздела, раздела. Далее я помещаю на графике кривую, где намечена успеваемость по каждому вопросу с целью выявления пробела в знаниях. Под графиком делаю пояснения (количество уровней развития, перечисление детей с низким уровнем, причины неуспеваемости, прогнозирование с целью разрешения проблемы в индивидуальной работе и на занятиях).
Диагностическое обследование провожу в игровой форме с целью получения наиболее точных результатов деятельности, ведь игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Использую задания, хорошо иллюстриванные. Предлагаю детям вопросы в форме тестов, где им необходимо выбрать правильный вариант ответа или в форме беседы. Я предлагаю им объяснить свой выбор.
В результате такого метода оценивания я получаю достоверные результаты детей и определяю проблемную зону обучения.
Важным методом оценивания является психолого-медико-педагогический обследование детей с проблемами. В консилиум входят: педагог-психолог, логопед, врач, заведующий, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе, воспитатели групп. Комплексное обследование детей дает возможность определить проблемы и найти эффективные пути их решения.
Я решаю эти проблемы в рамках своей группы: определяю методы и приемы, разрабатываю предметно-развивающую среду, подбираю методическую литературу.
Результат такого метода оценивания выделяет проблему и помогает ее охватить с разных сторон, усилиями всего коллектива.
Сегодня перед педагогами в области детства стоит первостепенная задача по охране психического здоровья, как основы социального генофонда страны. Проблемы: неврозы, детские страхи, низкая самооценка, к сожалению, встречаются в детских садах. Для сохранения и укрепления психического здоровья создаю оптимальные условия. В группе имеется уголок настроения. Уголок находится в доступной для детей комнате – раздевалке. Сразу по приходу, дети определяют свое настроение с помощью цвета. За каждым цветом закреплены определенные психические свойства. Уголок оформлен в виде Карлсона с банкой, в которой есть кармашки с фотографиями. Дети кладут в свой кармашек вишенку определенного цвета. Я записываю результаты выбора в течение месяца. Отдаю результаты педагогу-психологу для дальнейшего анализа. Дети, у которых постоянно плохое настроение, создают опасение для коррекционной работы.
Благоприятно на психическое здоровье влияет светотерапия и цветотерапия, поэтому в оформлении группы придерживаюсь единого цветового решения. Для обеспечения спокойствия и равновесия в группе предпочитаю светло зеленый цвет. В процессе учебной деятельности использую цвета, эффективно влияющие на психику детей (использование цветовой шкалы В.С. Лобзина, Решетникова М.М.).
Предметно – развивающая среда эстетично оформлена. В ней организовала зоны, которые сохраняют психическое здоровье ребенка:
- зона отдыха, позволяет ребенку расслабиться и избавиться от психического напряжения;
- зона уединения, где ребенок может остаться наедине со своими мыслями;
- спортивная зона, обеспечивает снятие психического напряжения посредству физической активности;
- зона живой уголок, где располагается большой аквариум с аксессуарами, которые радуют ребенка положительными эмоциями.
В течение всего дня снимаю психологическую напряженность у детей с помощью психической гимнастики, релаксационных пауз, физкультурных пауз. С этой же целью применяю музтерапию на занятиях и в режимных видах деятельности. Во время детского сна использую фитотерапию. Использую подушечки с травами для ионизации воздуха.
На создание психологической атмосферы влияет установление доверительных отношений, уважения в процессе общения. Для установления взаимного контакта с детьми, использую демократический стиль общения с детьми, в центре которого любовь и уважение к личности ребенка.
Комплексная работа в этом направлении дает положительные результаты: адаптация к детскому саду проходит легкой: дети чувствую себя расковано, не замыкаются в себе.
Работа с родителями – это одна из самых сложных проблем на сегодняшний момент. Воспитание детей в семье и в детском саду преследует единые цели и задачи, стремление реализовать в совместной деятельности комплексный подход к воспитанию. Основная цель работы с родителями: взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного ребенка.
Для решения этой проблемы провожу формы работы с родителями как: родительское собрание, анкетирование, беседа, рекомендация, консультации. Использую как традиционные и нетрадиционные формы работы: «Читательская конференция», «Педагогическая лаборатория», «Аукцион», « Лекция-семинар», «Душевный разговор», «Мастер – класс».
Информацию об итогах диагностического обследования детей сообщаю родителям в индивидуальной форме. Провожу беседу об успеваемости поэтапно: на первом этапе устанавливаю контакт с родителями, рассказываю о положительном образе ребенка; на втором этапе – рассказываю о тех знаниях, которыми ребенок владеет хорошо; на третьем этапе – рассказываю о проблемах в учебной деятельности; на четвертом устанавливаю план совместной деятельности с родителями по устранению пробелов знания, давая рекомендации, консультации, советы.
В том случаи, если родители изъявили желание приобщиться к процессу обучения, могу дать домашнее задание с упражнениями по данной теме.
Наглядная информация об учебных достижениях сообщается родителям в форме уголка успеха, где отличившиеся дети кладут в кармашки разные отличительные значки (звездочки, треугольники определенного цвета) на каждый день.
В результате установления взаимодействия с родителями успеваемость детей достигла хороших результатов: дети лучше ориентируются в учебном материале, воспроизводят и оперируют полученными знаниями.
Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально – личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. Однако работа в рамках детского сада осуществляется
не одним педагогом, но в тесном взаимодействии с коллегами. Осуществляю профессиональное взаимодействие на основе обмена педагогическим опытом; в процессе совместного решения коллектива педагогических проблем.
Участвую в коллективных формах педагогической деятельности: производственные совещания, педагогические советы, психоло–медико-педагогические консилиумы, консультации, открытые занятия для воспитателей.
На педагогических советах проводила выступления на темы: «Игры с песком», «Программные требования по математическому развитию по программе «Детство» (старший дошкольный возраст), «Составление описательных рассказов дошкольников по схемам», «Ознакомление детей с книжной графикой», «Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста».
Провела открытые занятия по разделу: «Социальный мир» для воспитателей на темы: «Знакомство с гербом Тамбова» (старшая группа), «Пейте, дети, молоко - будите, здоровы» (подготовительная), «Знакомство с историей появлением профессии пекарь» (подготовительная группа). Это занятие показывала для коллег своего сада, и для коллег из Тамбовской области в рамках курсов.
Участвовала в рамках своего образовательного учреждения в конкурсе: «Лучший конспект занятия ознакомления детей с гербом города Тамбова».
Оказывала помощь в составлении и обсуждении календарно – тематического планирования по разделу: «Социальный мир» (подраздел «Пожарная безопасность»).
Успех и результативность в процессе обучения и воспитания детей в работе с родителями и коллегами зависит от педагогического мастерства педагога.
Под педагогическим мастерством я понимаю комплекс свойств личности педагога, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.
В своей педагогической работе использую коммуникативность, оптимистическое прогнозирование, креативность в процессе развития всесторонней развитой личности ребенка.
Я организую свою деятельность так, чтобы прослеживалось взаимопонимание, доверительные отношения. В связи с этим направленность своей личности определяю как гуманистическую, ориентированную на любви и доброжелательном отношении к ребенку.
Уровень профессионального мастерства повышаю на курсах повышения квалификации, в процессе обучения в педагогическом институте, анализируя учебно-методическую литературу; участвуя в коллективных формах работы с коллективом.
В своей работе испытываю трудности в работе с родителями, так как сложное экономическое время затрудняет установить контакт с ними. Небольшая материальная база образовательного учреждения не позволяет внедрить в работу компьютерные технологии, что облегчило бы процесс обучения. В связи с этим нет возможности использовать красочный демонстрационный и наглядный индивидуальный материал на каждого ребенка.
Таким образом, я осуществляю свой педагогический процесс в муниципальном дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида детского сада № 69 «Мальвина», работая по программе «Детство».
Самоанализ
деятельности воспитателя
муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада
комбинированного вида №69 «Мальвина»
Кузнецовой Ольги Владимировны