Использование элементов технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Создание образных характеристик объектов при помощи сравнений.

Бехлер Елена Владимировна

Дошкольное воспитание обеспечивает начальный этап развития человеческой личности. Одним из основных  показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому очень важно поддержать и обеспечить развитие речевых и умственных способностей дошкольников.

Формирование у детей выразительности речи является одной из проблем дошкольного воспитания. Выразительность речи – это не только эмоциональная окрашенность звучания, которая достигается междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова. Ребенок очень быстро  может научиться использовать такие части  речи, как существительное, глагол, наречие.  Но прилагательные не часто используются детьми в своей речи, а ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

И для того, чтобы дети научились воспринимать и отражать окружающий мир, я использую в своей работе базовую модель ОТСМ – ТРИЗ «Объект – имя признака – значения имени признака» Для работы по данной модели разработала методическое пособие «Бабочки на лугу». (Фото №1) Целью данного пособия является создание дидактических условий для становления коммуникативной компетентности дошкольников, через усвоение ими набора Имен признаков объектов материального мира.  Освоение данной модели позволяет ребенку 5 -6 лет легко описать любой объект при помощи 10-17 признаков.  Например: Смотря на колокольчик, человек знает, что у цветка есть признаки: форма, цвет,  части, запах и т.д. Воспринимает зрением лишь значение этих признаков: по форме - он куполообразный, по цвету – различные оттенки голубого, по частям - состоит из стебля, листьев, собственно цветка и т.д. 

Чтобы научить детей выявлять у объекта имя признака и его значение существует ряд игр и творческих заданий, вот некоторые из них:

  1. «Цепочка» (фото №2)

Цель: Учить детей выделять разные признаки у объектов

Ход игры: Ведущий показывает картинку с изображением объекта, дети называют его. Затем картинка передается другому ребенку, который должен назвать один из признаков объекта и передать ее следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться.

  1. «Какой объект?»

Цель: Учить детей выделять разные признаки в объекте

Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети перечисляют признаки названного предмета.

  1. «Угадай по описанию»

Цель: Учить детей по названным признакам определять объект

Ход игры: Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному ребенку.  Он описывает его (не называя) так, чтобы остальные играющие догадались, о каком объекте идет речь. Правило: ведущий описывает объект от общего к частному.

 

После усвоения детьми умения  выявлять у объекта имя признака и его значение, можно переходить к обучению детей составлять сравнения. В ТРИЗ разработана модель составления сравнений:

  1. Воспитатель называет какой-либо объект.
  2. Обозначает его признак.
  3. определяет значение этого признака.
  4. сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

Например:

  1. Яблоко (объект №1)
  2. по цвету (признак)
  3. желтое (значение признака)
  4. такой же желтое (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

 

Фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой. Но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.  До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Например, находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить осенние листья по цвету  с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Осенние листья  по цвету такие же желтые, как солнце".  На пятом году жизни тренинги можно усложнить: в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (Осенние листья желтые, как солнце). В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

В возрасте 5 – 6  лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (листья) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.  Например: Осенние листья по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).

Таким образом можно сделать  следующие выводы:

  • Сравнения полезны для развития наглядно-образного, ассоциативного мышления.
  • Составление сравнений  оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.
  • Составление сравнений способствует  умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение.
  • Работа по составлению сравнений  способствует постижению детьми образности, богатства и выразительности родного языка.

 

 

Комментарии

Лариса Станиславовна Фурман

Кое-что похожее тоже использую. Заинтересовала модель составления сравнений. Попробую. Можно развить дальше, составляя цепочку из объектов. Спасибо.