rere vfre
Предварительный просмотр:
Образовательная программа художественно – эстетической направленности
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского и юношеского творчества
Кировского района
Принято:
на Педагогическом совете
протокол №______ от ____________
Утверждаю:
директор _______________________
Шумова М.В.
Образовательная программа
Лепка для самых маленьких.
возраст учащихся: 3-6 лет
срок реализации: 2 года
Автор: Кушкова Анна Витальевна
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
Год разработки - 2008
Структура программы.
Учебно-тематический план программы 1 год обучения.
Учебно-тематический план программы 2 года обучения.
Содержание программы 1 года обучения.
Содержание программы 2 года обучения.
Методическое обеспечение программы.
Направленность образовательной программы - художественно-эстетическая.
Программа направлена на развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству.
Новизна программы заключается в ее построении. В программе учтены специфика данного вида искусства и постепенность усложнения приемов и техники лепки. Принцип последовательности положен в основу изложения материала и в основу процесса работы с глиной. В начале данной программы дети познают азы работы с материалом, знакомятся с простейшими геометрическими фигурами. В процессе обучения задания усложняются, что позволяет развивать фантазию и образное мышление ребенка, а уже к концу 1-го года обучения дети начинают работать с профессиональными инструментами (стек). Программа составлена таким образом, чтобы поддерживать у учащихся постоянный и естественный интерес к изучаемому виду искусства через чередование различных приемов и техники.
Актуальность программы в современности их звучания, новизне многих из них. Программа в интересной и доступной форме повествует об устройстве вселенной, Мира, об уникальности и неповторимости планеты Земля (задания «Животные Европы и Азии»), некоторые темы посвящены природе родного края (задание «Осенние дары»). В процессе обучения ребята получают начальные представления не только об изобразительном искусстве, но и об истории театра, истории религии, многое узнают об обычаях и культуре народов разных стран. Учащиеся знакомятся с художественными коллекциями крупнейших музеев мира, с музейными коллекциями нашей страны.
Педагогическая целесообразность программы в развитии образного мышления, творческой индивидуальности детей через овладение простейшими приемами лепки.
Цель программы – создание условий для развития творческих способностей учащихся посредством занятий лепкой.
Задачи:
Обучающие:
- научить приемам создания художественного образа,
- учить самостоятельности замысла, передачи своего отношения к происходящему.
- Обучить навыкам работы с глиной.
- Помочь овладеть техническими приемами, необходимыми для занятия скульптурой
- Обучить приемам декоративности в лепке.
- научить воспринимать информацию искусствоведческого характера.
Развивающие:
- развить фантазию, творческое воображение, наблюдательность, зрительскую культуру, обострение зрительного восприятия и памяти.
- развить мелкую моторику
- развить способность точно чувствовать и понимать природу, видеть красоту окружающего мира (людей, животных, птиц).
Воспитывающие:
- воспитать аккуратность, волевые качества
- воспитать умение работать индивидуально и в коллективе
- воспитать уважительное отношение друг к другу
Отличительная особенность программы в том, что она рассчитана на детей младшего дошкольного возраста и составлена с учетом требований современной педагогики, на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей этого возраста. Небольшой по объему учебный материал несет в себе достаточно информации для овладения знаниями, позже применяемыми на практике, а органично вплетенные в процесс обучения элементы игры позволяют не перегружать детей и создают условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности ребят. В связи с травмоопасными видами деятельности на каждом занятии проводится инструктаж по охране труда 2 – 3 минуты. На каждом занятии детям читаются сказки.
Программа реализуется в течение двух лет.
Программа осваивается детьми в возрасте от 3 до 6 лет.
Форма проведения занятий – групповые с сочетанием индивидуальных методов обучения с каждым ребенком, с учетом его способностей и возможностей.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (72 часа в год).
Ожидаемые результаты и способы их проверки. Освоив эту программу, дети:
- будут владеть основами работы с глиной
- научатся самостоятельно творить, от идеи до готового изделия
- будут знать правила работы с глиной и профессиональными инструментами
- смогут оценить собственную работу и работу товарища
- будут стремиться проявлять творческую активность, фантазию
Результаты проделанной работы учитываются, прежде всего, применительно к отдельной личности ребенка. Проводятся открытые занятия для родителей, самостоятельные работы, самоанализ и коллективный анализ работ.
Формы подведения итогов реализации программы. Итоги мастерства учащихся подводятся на выставках: районных, городских, всероссийских, на всех фестивалях прикладного творчества, в которых дети принимают участие. А также проходят зачетные контрольные занятия, защита собственных изделий. Выставки коллектива по итогам полугодия, года.
Программа ежегодно корректируется в рамках учебно-тематического плана и содержания и утверждается на Педагогическом совете ДДЮТ.
Учебно-тематический план программы 1 год обучения.
№ | Темы занятий | Всего (час) | Теория (час) | Практика (час) |
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Осенние листья | 2 | 1 | 1 |
3 | «Дерево» | 3 | 1 | 2 |
4 | Лепка овощей и фруктов | 2 | 1 | 1 |
5 | Лепка грибов и ягод | 2 | 1 | 1 |
6 | Лепка корзиночки | 2 | 1 | 1 |
7 | Лепка домика для сказочного героя | 4 | 1 | 3 |
Русские сказки («Теремок») Европейские сказки («Карлсон, который живет на крыше») | 4 | 1 | 3 | |
8 | Лепка фантастической рыбы | 4 | 1 | 3 |
9 | Лепка фантастической птицы | 4 | 1 | 3 |
10 | Лепка снежинки | 3 | 1 | 2 |
11 | «Рождественские звезды» | 2 | 1 | 1 |
12 | Лепка рождественского пряника | 6 | 2 | 4 |
13 | Лепка персонажа русской сказки | 6 | 2 | 4 |
14 | «Весенние цветы» | 4 | 1 | 3 |
15 | «Весенняя композиция» | 6 | 2 | 4 |
16 | «Украшение для мамы» | 3 | 1 | 2 |
17 | «Животные Европы и Азии» | 8 | 1 | 7 |
18 | «Здравствуй, лето!» | 4 | 1 | 3 |
19 | Подведение итогов | 2 | 2 | |
Итого: | 72 | 21,5 | 50,5 |
После прохождения программы 1 года обучения ребенок будет
Знать:
- что такое рельеф, барельеф, скульптура.
- основные приемы работы с глиной
- приемы работы со стеком
- термины, необходимые для работы
Уметь:
- самостоятельно воплощать свою творческую идею
Учебно-тематический план программы 2 года обучения.
№ | Темы занятий. | Всего (час) | Теория (час) | Практика (час) |
1 | Вводное занятие | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | «Осенний букет» | 2 | 1 | 1 |
3 | «Дерево» | 3 | 1 | 2 |
4 | «Осенние дары» | 6 | 1 | 5 |
5 | «Насекомые» | 3 | 1 | 2 |
6 | «Птицы созвездия Змееносца» | 3 | 1 | 2 |
7 | «Подводный мир» | 8 | 1 | 7 |
8 | Лепка декоративных ракушек | 3 | 1 | 2 |
9 | «Рождественские звезды» | 2 | 1 | 1 |
10 | Рождественский сувенир | 4 | 1 | 3 |
11 | «Рождественский ангел» | 4 | 1 | 3 |
12 | «Торт» | 4 | 1 | 3 |
13 | Лепка декоративного рельефа «Транспорт» | 4 | 1 | 3 |
14 | Лепка декоративного рельефа «Натюрморт» | 4 | 1 | 3 |
15 | Лепка домашнего животного | 4 | 1 | 3 |
16 | Лепка домашней птицы | 4 | 1 | 3 |
17 | «Летняя ваза» | 4 | 1 | 3 |
18 | «Цирк» | 7 | 1 | 6 |
19 | Подведение итогов | 2 | 2 | |
Итого (час) | 72 | 17,5 | 54,5 |
После прохождения программы 2-го года обучения ребенок будет
Знать:
- что такое плакетка, сувенир.
- основные принципы обжига и росписи глины.
- что такое терракота
Уметь:
- самостоятельно воплощать свою творческую идею
Содержание программы 1 года обучения.
1.Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с материалом и понятиями «скульптура», «рельеф», «барельеф». Рассказ о глине, ее свойствах и особенностях. Философское значение глины. Практика: Изготовление простейших геометрических форм (шар, квадрат, прямоугольник).
2. Осенние листья. Теория: Беседа о различных породах деревьев, формах листа. Изучение трех основных типов листа: клен, дуб, липа.
Рассмотрение на конкретном примере различных способов лепки:
- лепка из отдельных кусков и их соединение
- вытягивание форм и удаление лишнего
Рассмотрение на конкретном примере приемов лепки:
- вдавливание
- вытягивание
- закрепление
Практика: Выполнение задания из целого куска глины. Формирование листа при помощи «налепления» либо «отсечения» лишнего материала.
3. Дерево. Теория: Беседа о различных породах деревьев. Изучение составляющих дерева (ствол, ветви, крона). Практика: Выполнение изделия в технике рельефа. Используя знания, полученные при выполнении предыдущего задания, сформировать крону дерева, присоединив ее к вылепленному стволу. Для разнообразия деревьев можно к листьям добавить плоды (дуб: ствол с дуплом + листья + желуди).
4.Лепка овощей и фруктов. Теория: Внимательное изучение натуры. Выявление характерных особенностей формы и строения предмета. Беседа об отличительных особенностях скульптурного изображения.(объемность, возможность осмотра с разных точек зрения, работа предмета в пространстве). Практика: Лепка предметов характерной формы, с учетом полученных знаний о скульптуре.
5.Лепка грибов и ягод. Теория: Внимательное изучение натуры. Рассмотрение наиболее характерных «даров леса» (мухомор, белый гриб, подосиновик., лисички, опята, волнушки), выявление отличительных особенностей. Практика: Лепка предметов характерной формы, с учетом полученных знаний о скульптуре.
6.Лепка корзиночки. Теория: Поиск формы. Рассказ о способах плетения корзин. Практика: Изготовление корзиночки «ленточным способом». Первоначально изготавливается несколько лент ( глиняных «колбасок»), которые в последствие укладываются на вылепленную основу. Накладывая один слой на другой, достигается необходимая высота изделия.
7.Лепка домика для сказочного героя.
7.1.Домик для героя русской народной сказки. Теория: Чтение сказки «Теремок». Выявление характерных особенностей. Образное решение композиции. Практика: Изготовление домика из целого куска глины. Нанесение декора способом «налепления»
7.2.Домик для Карлсона. Теория: Чтение сказки «Карлсон, который живет на крыше». Рассмотрение различных крыш. Обсуждение необходимых деталей (труба, черепица). Образное решение композиции. Практика: Изготовление домика из целого куска глины. Нанесение декора способом «налепления».
8.Лепка фантастической рыбы. Теория: Чтение русских сказок. Беседа о фантастических рыбах (рыба-кит, русалка, золотая рыбка, щука). Просмотр иллюстративного материала. Выявление и обсуждение характерных особенностей изображения сказочной рыбы: большие выразительные глаза, красивые плавники и хвост, ритмично расположенная чешуя. Практика: Выполнение рыбы из формы овала путем оттягивания хвоста, нанесения узоров стеком, выполнения налепов.
9.Лепка фантастической птицы. Теория: Чтение русских сказок. Беседа о фантастических птицах в народном эпосе. Просмотр иллюстративного материала. Изучение строения птицы, ее пропорции, пластика. Выявление и обсуждение характерных особенностей изображения сказочной птицы: красивое оперение, большой выразительный хвост. Практика: Выполнение изображения птицы, передача движения, пластики. Нанесение декора способом «налепления».
10.Лепка снежинки. Теория: Беседы о зиме, Чтение сказок «Морозко», «Снежная королева», «Щелкунчик». Внимательное изучение причудливой формы снежинки. Практика: Изготовление изделия «ленточным» способом.
11. Рождественские звезды. Теория: Беседы о рождестве. Обсуждение рождественских традиций разных стран. Рассказ о Вифлеемской звезде. Практика: Выполнение изделия из целого куска глины путем «выбирания» деталей, нанесение декора в технике «налепления».
12.Лепка рождественского пряника. Теория: Беседа о русском сувенирном прянике. Рождественские пряники «козульки». Практика: Создание пряника в технике рельефа. При выполнении необходимо учитывать выразительность размера, объемов, силуэта.
13.Лепка персонажей русских сказок. Теория: Чтение русских народных сказок. Обсуждение наиболее ярких персонажей, выявление черт, наиболее ярко характеризующих основные типажи (хитрая лиса, жизнерадостный Колобок, мудрый ворон, богатырский конь и неказистый Конек-Горбунок). Практика: Выполнение фигуры с учетом характерных черт.
14. Весенние цветы. Теория: Самые весенние цветы – мимоза, тюльпаны. Изучение строения каждого цветка, учитывая особенности соцветий (гроздья мимозы состоят из множества маленьких шариков). Практика: Выполнение задания в технике рельефа.
15. Весенняя композиция. Теория: Просмотр иллюстративного материала. Натюрморты голландских художников (Снейдерс). Обсуждение основных принципов создания законченной композиции. Практика: Выполнение задания в технике рельефа. Особое внимание необходимо уделить декору вазы. Нанесение декора возможно при помощи стека (бороздки, углубления), в технике «налепления», так же возможна инкрустация(кусочки стекла, мозаики, использование декоративных шнуров или бусин.
16.Украшение для мамы. Теория: Рассказ о различных видах украшений. Практика: Выполнение декоративных бусин, различных по декору и размеру. Комбинирование их в готовое украшение, возможно добавление готовых бусин, выполненных в другой технике и из других материалов (дерево, пластмасса, стекло).
17.Животные Европы и Азии. Теория: Просмотр фотоальбомов по данной тематике, чтение текстов с описанием различных животных. Особое внимание необходимо уделить пластике, повадкам, красоте животного. Практика: Лепка животного, передача характера, движения, своего отношения к нему.
18. Здравствуй, лето! Теория: Беседа о насекомых, просмотр иллюстративного материала. Выявление характерных черт того или иного насекомого ( огромные глаза у стрекозы, декоративные крылья у бабочки). Практика: Выполнение задания с учетом оговоренных особенностей.
19.Подведение итогов. Завершение недоделанных работ, отчетная выставка работ учащихся в классе, ДДЮТ.
Содержание программы 2 года обучения.
1.Вводное занятие. Теория: Инструктаж по технике безопасности. Беседы о скульптуре. Важнейший смысл слов «скульптура» и «пластика». Материалы скульптуры: твердые, мягкие, современные. Беседы о глине и глиняных изделиях. Обожженная глина – терракота. Беседа о способах росписи обожженных изделий. Практика: Выполнение композиции на свободную тему (работа в технике рельефа).
2. Осенний букет. Теория: Беседа о различных породах деревьев. Работа с натурой, внимательное рассмотрение листьев. Изучение строения листа, составление схемы. Особое внимание уделяется прожилкам. Практика: Выполнение работы в технике рельефа. После вылепления основной формы листа, нанесение декора в виде стилизованных прожилок.
3.Дерево. Теория: Беседы о деревьях – героях русских народных сказок (тонкая Рябинка, беззащитная Осина, Дуб-исполин). Поиск сказочного образа дерева. Беседы о стилизации. Практика: Выполнение работы в виде подсвечника. Поиск черт, характеризующих суть персонажа (доброе, злое, мудрое дерево).
4. Осенние дары. Теория: Итоговое задание из цикла «осень». Беседа об урожае, листопаде, смене времен года, чтение стихов и рассказов, связанных с осенью. Создание композиции на тему осени. Беседа о принципах построения замкнутой композиции (первый план-второй план, крупное - мелкое, главный объект - второстепенный объект, фон). Практика: Выполнение композиции в технике рельефа. Особое внимание необходимо уделить предметам первого плана (детальная проработка).
5. Насекомые. Теория: Просмотр фотоальбомов по данной тематике, чтение текстов с описанием различных насекомых. Обсуждение общих составляющих у всех насекомых (крылышки, усики) и поиск отличительных особенностей у каждого вида). Практика: Выполнение работы в технике рельефа. Помимо главного персонажа (насекомого), изображенного крупным планом, внесение в композицию элементов пейзажа: листья, травинки.
6. Птицы созвездия Змееносца. Теория: Чтение русских сказок. Беседа о фантастических птицах в народном эпосе. Просмотр иллюстративного материала. Изучение строения птицы, ее пропорции, пластика. Выявление и обсуждение характерных особенностей изображения сказочной птицы: красивое оперение, большой выразительный хвост. Практика: Выполнение изделия в технике объемной скульптуры, передача движения, характера, роспись готового изделия.
7. Подводный мир. Теория: Просмотр фотоальбомов и иллюстративного материала по данной тематике. Обсуждение растительного и животного мира подводного царства, составление словесного эскиза сказочных существ, населяющих морское дно. Практика: Выполнение задания в технике декоративной плакетки. Включение в композицию стилизованной человеческой фигуры (фигура аквалангиста) особое внимание необходимо уделить самой форме плакетки, необходим поиск, уход от традиционной прямоугольной формы (например, форма рыбы).
8. Лепка декоративных ракушек. Теория: Беседы о море, волнах, чтение легенд о русалках и жителях морских глубин, просмотр иллюстративного материала. Внимательное изучение натуры, выявление наиболее характерных черт. Поиск формы и образа. Практика: Создание эскиза с учетом принципов стилизации и декорирования. Выполнение задания в технике скульптуры, путем «выбирания» из цельного куска глины, нанесение декора при помощи стека.
9. Рождественские звезды. Теория: Беседы о рождестве. Обсуждение рождественских традиций разных стран. Рассказ о Вифлеемской звезде. Практика: Выполнение изделия «ленточным способом». Попытка придать изделиям легкость, ажурность.
10.Рождественский сувенир. Теория: Беседа о русском сувенирном прянике. Рождественские пряники «козульки». Практика: Создание пряника в технике рельефа. При выполнении необходимо учитывать выразительность размера, объемов, силуэта. Нанесение росписи.
11. Рождественский ангел. Теория: Чтение рождественских стихов. Просмотр иллюстративного материала. Беседа об ангелах – хранителях, защищающих человека и наш город, скульптурных изображениях ангелов в декоративном убранстве города. Практика: Создание образа ангела, возвышенного и духовного.
12. Торт. Теория: Чтение сказки «Торт в небе», обсуждение прочитанного. Практика: Составление эскиза, с учетом уже изученных декоративных приемов. Изготовление изделия из цельного куска глины, путем «выбирания» и «налепления» необходимых участков.
13. Лепка декоративного рельефа. Транспорт. Теория: Беседа о разных видах транспорта: грузовой, легковой, авиатранспорт. Практика: Выполнение декоративной плакетки оригинальной формы для украшения интерьера.
14. Лепка декоративного рельефа. Натюрморт. Теория: Просмотр иллюстративного материала. Натюрморты голландских художников (Снейдерс). Обсуждение основных принципов создания законченной композиции. Практика: Выполнение задания в технике рельефа. Особое внимание необходимо уделить декору вазы. Нанесение декора возможно при помощи стека (бороздки, углубления), в технике «налепления», так же возможна инкрустация(кусочки стекла, мозаики, использование декоративных шнуров или бусин, роспись.
15. Лепка домашнего животного. Теория: Беседа о домашних животных (кошка, собака, корова – священные животные Древнего Египта). Обсуждение пластики домашних животных. Изучение основных принципов круглой композиции. Практика: Лепка в глине домашнего животного по выбору ребенка. Передача его движения, пропорций, пластики.
16. Лепка домашней птицы. Теория: Чтение сказки «Гадкий утенок». Беседа о красоте и разнообразии видов домашних птиц, выявление наиболее ярких особенностей и черт у каждого вида. Особое внимание необходимо уделить наиболее декоративным чертам: пышный хвост, выразительные перья. Практика: Выполнение задания согласно правилам круглой композиции. Лепка в глине домашней птицы по выбору ребенка.
17. Лепка летней вазы. Теория: Беседы о лете. Практика: Выполнение вазы путем раскатывания глины в тонкий пласт и изготовления цилиндра в технике «закручивания». Декорирование готового изделия фигурками цветов и насекомых.
18. Цирк. Теория: Беседа о цирке. Цирк – радостное, таинственное действие. демонстрирующее красоту, силу и ловкость. Выбор персонажа ( клоун, дрессировщик, акробат, фокусник). Практика: Изображение циркового персонажа в движении. Отдельное внимание необходимо уделить пластике, пропорциям героя и деталям его костюма.
19.Подведение итогов. Завершение недоделанных работ, отчетная выставка работ учащихся в классе, ДДЮТ.
Методическое обеспечение программы.
1 год обучения.
№ | Раздел или тема занятий. | Формы занятий. | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. | Дидактический материал, техническое оснащение занятий. | Формы подве-дения итогов. |
1 | Вводное занятие. | Традицион-ное занятие. | Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстратив-ный. | Творческие работы учащихся. | Опрос |
2 | Осенние листья | Практическое занятие | Наглядный, практический, частично-поисковый, исследова-тельский. | Глина, доски для лепки | Анализ выпол-ненных работ |
3 | Дерево | Практическое занятие | Наглядный, практический, исследовательский, индивиду- альный | Глина, доски для лепки | Анализ выполненных работ |
4 | Лепка овощей и фруктов | Практическое занятие | Практический, частично-поисковый, исследовательский, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки, краски, кисти, наглядные пособия – овощи, фрукты. | Анализ творчес-ких работ |
5 | Лепка грибов и ягод | Практическое занятие | Практический, частично-поисковый, исследовательский, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки, краски, кисти, наглядные пособия – грибы и ягоды | Анализ творчес-ких работ |
6 | Лепка корзиноч-ки | Практическое занятие | Практический, частично-поисковый, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Анализ выполненных работ. |
7 | Лепка домика для сказочно-го героя | Комбиниро-ванное занятие | Наглядный, практический, исследовательский, индивидуаль-ный | Книги со сказками – иллюстрации, творческие работы учащихся прошлых лет | Колек-тивный анализ работ |
8 | Лепка фантасти-ческой рыбы | Комбиниро-ванное, практическое занятие | Наглядный, практический, частично-поисковый, индивидуаль-ный | Фотоальбомы, русские народные сказки с репродукциями, глина, доски для лепки | Самостоятельная работа |
9 | Лепка фантасти-ческой птицы | Комбиниро-ванное занятие, мастерская | Наглядный, практический, частично-поисковый, индивидуаль-ный | Фотоальбомы, русские народные сказки с репродукциями, глина, доски для лепки | Колек-тивный анализ работ |
10 | Лепка снежинки | Практическое занятие | Наглядный, практический, исследова-тельский, индивидуаль-ный | Сказки с репродукциями, глина, доски для лепки | Колек-тивный анализ работ |
11 | Рождественские звезды | Практическое занятие | Практический, исследовательский, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Коллективный анализ творческих работ |
12 | Лепка рождест-венского пряника | Комбиниро-ванное занятие | Наглядный, практический, частично-поисковый, коллективно-групповой | Фотоальбомы, литература, репродукции, глина, доски для лепки. | Презен-тация творчес-ких работ |
13 | Лепка персона-жа русской сказки | Комбиниро-ванное занятие | Практический, исследова-тельский, частично-поисковый, индивидуаль-ный | Книги со сказками, записи музыки, глина, доски для лепки | Мини-выстав-ка |
14 | Весенние цветы | Комбиниро-ванное, практическое занятие | Наглядный, практический, частично-поисковый. Индивидуаль-ный | Фотоальбомы и репродукции, глина, доски для лепки | Анализ выпол-ненных работ |
15 | Весенняя компози-ция | Комбиниро-ванное, практическое занятие | Наглядный, практический, частично-поисковый, индивидуаль-ный | Фотоальбомы и репродукции, глина, доски для лепки | Анализ выпол-ненных работ |
16 | Украше-ние для мамы | Практическое занятие | Практический, поисковый, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Коллективный анализ творческих работ |
17 | Живот-ные Европы и Азии | Комбиниро-ванное занятие | Наглядный, практический, исследовательский, индивидуаль-ный | Фотоальбомы, литература, репродукции, глина, доски для лепки | Игра-испыта-ние |
18 | Здравст-вуй, лето! | Комбиниро-ванное занятие | Наглядный. практический. исследовательский, индивидуаль-ный | Фотоальбом, литература, репродукции, глина, доски для лепки | Игра-испытание |
19 | Подведе-ние итогов | Практическое занятие | Практический | Творческие работы учащихся | Отчет-ная выстав-ка |
2 год обучения.
№ | Раздел или тема занятий. | Формы занятий. | Приемы и методы организации учебно-воспитатель-ного процесса. | Дидактичес-кий материал, техническое оснащение занятий. | Формы подве-дения итогов. |
1 | Вводное занятие | Традицион-ное занятие | Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстратив-ный | Творческие работы учащихся | Опрос |
2 | Осенние листья | Практическое занятие | Наглядный, практический, частично-поисковый, исследователь-ский. | Глина, доски для лепки | Анализ выпол-ненных работ |
3 | Дерево | Практическое занятие | Наглядный, практический, исследователь-ский, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Анализ выполненных работ |
4 | Осенние дары | Практическое занятие | Наглядный, исследователь-ский, частично-поисковый, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Анализ творческих работ. |
5 | Насекомые | Практическое занятие | Наглядный. Практический. Исследователь-ский, индивидуаль-ный | Фотоальбом, литература, репродукции, глина, доски для лепки | Мини-выстав-ка |
6 | Птицы созвездия Змееносца | Комбиниро-ванное занятие, мастерская | Наглядный, практический, частично-поисковый, индивидуаль-ный | Фотоальбомы, русские народные сказки с репродукции-ями, глина, доски для лепки | Колек-тивный анализ работ |
7 | Подводный мир | Практическое занятие | Практический, исследователь-ский, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Самос-тоятельная работа |
8 | Лепка декоратив-ных ракушек | Комбиниро-ванное, практическое занятие | Наглядный, практический. частично-поисковый, индивидуаль-ный | Фотоальбомы и репродукции, глина, доски для лепки | Самос-тоятельная работа |
9 | Рождест-венские звезды | Практическое занятие | Практический исследователь-ский, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Колек-тивный анализ творческих работ |
10 | Рождест-венский сувенир | Комбиниро-ванное занятие | Наглядный, практический, частично-поисковый, коллективно-групповой | Фотоальбомы, литература, репродукции, глина, доски для лепки. | Презен-тация творческих работ |
11 | Рождест-венский ангел | Комбиниро-ванное занятие | Наглядный, исследователь-ский, частично-поисковый, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Колек-тивный анализ творческих работ |
12 | Торт | Практическое занятие | Практический, частично-исследователь-ский, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки, кисти, краски | Мини-выстав-ка работ |
13 | Лепка декоратив-ного рельефа «Транс-порт» | Практическое занятие | Практический, исследователь-ский, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Анализ творческих работ |
14 | Лепка декоратив-ного рельефа «Натюрморт | Практическое занятие | Практический,исследователь-ский, индивидуаль-ный | Фотоальбомы и репродукции, глина, доски для лепки | Анализ творческих работ |
15 | Лепка домашнего животного | Комбиниро-ванное занятие | Наглядный, исследователь-ский, частично-поисковый, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Анализ творческих работ |
16 | Лепка домашней птицы | Комбиниро-ванное занятие | Наглядный. Исследователь-ский, частично-поисковый, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Анализ творческих работ |
17 | Летняя ваза | Комбиниро-ванное занятие | Наглядный, практический, частично-поисковый. Индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Мини-выставка работ |
18 | Цирк | Практическое занятие | Практический, исследователь-ский, частично-поисковый, индивидуаль-ный | Глина, доски для лепки | Колек-тивный анализ творческих работ |
19 | Подведение итогов | Практическое занятие | Практический. Индивидуаль-ный | Творческие работы учащихся | Отчет-ная выстав-ка коллек-тива |
Для педагогов:
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский.- С.-Пб.: Союз, 1997. - 96 с.
- Дулькина Т.И. Керамика Гжели 18-19 веков/ Т.И Дулькина, Н.С. Григорьева. - Л.: Художник РСФСР, 1988. - 216 с., ил.
- Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд./ авт. – сост. В.Ю.Дьяченко и др. -Волгоград: Учитель, 2007. -271 с.
- Лыкова И.А. Мастерилка / И. А. Лыкова.– М.: Карапуз, 2004.– 97 с.
- Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/ под ред. И.П. Саккулиной. - М.: Просвещение, 1971. - 256 с., ил.
- Панкеев И.А. Русские праздники./ И.А. Панкеев. -М.: Яуза, 1998. - 256 с.
Для детей:
- Андерсен Х.К. Сказки/ Х.К. Андерсен.- М.: Худож.лит., 1990. - 492 с.
- Гофман Э.Т.А. Новеллы/ Э.Т.А.Гофман.-Л.: Лениздат, 1990. - 607 с.
- Линдгрен А. Карлссон, который живет на крыше./ А. Линдгрен. – С.-Пб.: Текс-Азбука-Терра, 1997. -448 с.
- Родари Дж.Сказки/ Дж.Родари.-Мн.: Юнацтва, 1987. -497 с., ил.
Дворец детского и юношеского творчества Кировского района г. Санкт - Петеобурга