Консультация для родителей " Роль семьи в воспитании ребенка"
«Роль семьи в воспитании ребёнка»
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей».
В.А.Сухомлинский
Как вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную творческую и социально зрелую личность?
А для этого необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь с детьми добротой, опытом, знаниями, так как семья и ДОУ—это два социальных института, от согласованности действий которых, зависит эффективность процесса воспитания ребенка.
Взаимоотношения семьи и ДОУ важны не только в первые годы пребывания ребенка в детском саду, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами, поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
ДОУ ставит перед собой много задач: воспитательные, учебные, просветительские. Может помочь родителям в решении многих вопросов в воспитании детей, но никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным фактором формирования личности ребенка. Традиционно основой воспитания ребёнка является семья. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на развитие личности человека ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются фундаментальные основы личности ребёнка.
В настоящее время остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании детей. Проблемы, особенности воспитания детей приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, общении, причины неудачи в воспитании заставляют задуматься о том, что главная роль воспитания ребёнка отводится не только дошкольным и школьным учреждениям, но и в большей степени, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Немаловажную роль семья играет в процессе воспитания, так как она закладывает основной фундамент в этом процессе.
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Самое основное для ребенка - чтобы его любили.
Но любовь эта должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их».
Есть много разновидностей этой уродливой любви:
• Любовь умиления
• Любовь деспотическая
• Любовь откупа
Любовь умиления - самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, собственный духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность родительской любви - деспотическая любовь. Эта форма - одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, неизменных упреков человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей воспользоваться своей властью. Родительская власть не должна подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.
Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа, явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность - любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг видится родителям лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей, как на что-то совсем обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в таковой семье ни один из родителей не уделяет достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут посреди людей и не знают людей, их сердцам совсем незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой же обязана быть подлинная родительская любовь?
Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.
Положение бывает различным:
Благополучным, когда семья проявляет разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, однако и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других.
Неблагополучным, когда он баловень семьи, а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная травка, или он - «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Как частенько мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации как надо вести себя, даем им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чем мы говорим? Дети - наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть.
А может, все дело в том, что дети учатся жить у жизни.
Попробуем выяснить, чему же может научиться ребенок, когда оказывается в определенных ситуациях.
1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2. Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
3. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
4. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
5. Если ребенка хвалят, он учится быть благородным.
6. если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
7. Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
8. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
9. Если ребенка высмеивают, он учится быть замкнутым.
10. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
У нас у всех есть возможность выбора. Но именно от нас в большей степени зависит, каким вырастет наш ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.
Развитие дошкольника, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье, то есть семья является важнейшим фактором в воспитании ребёнка младшего школьного возраста. Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаём любовью – любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. Семья является ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал ребёнка. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Дружеское взаимодействие, оказание своевременной помощи ребёнку, устранение возникающих проблем, семейный поиск путей и способов решения является наилучшим ресурсом в воспитании ребёнка. Роль семьи и есть главный компонент, без которого невозможно движение вперёд. Смысл семейного воспитания состоит в том, чтобы дать ребёнку возможность самому реализоваться, пробовать делать всё самому. Взрослые должны относится к ребёнку с самого дня его появления на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.
Активное участие семьи в воспитании ребёнка оставляет печать для дальнейшего развития, воспитания и самовоспитания, последующую самореализацию ребёнком своих возможностей и способностей, становление которых определяется его воспитанием в семье. Роль семьи является важным катализатором воспитания ребёнка.
Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно. Семья выступает важнейшим звеном в воспитании ребёнка, её роль значима, неотделима и незаменима.
Литература:
Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. «Азбука социального психолога-практика». М.: ПЕР СЭ, 2007. Немов Р. С. – Психология, М. 1995. Сатир В. «Как строить себя и свою семью». М.: «Педагогика - Пресс», 1992. Сухомлинский В.А. О воспитании: [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1988.