"Речевое развитие дошкольников в контексте современных образовательных технологий".
Обсуждение проблем обучения и воспитания дошкольников обычно принято начинать с роли деятельности в их психическом развитии. Учебная деятельность предполагает творческое преобразование материала и через это - внутреннее изменение самого действующего субъекта. В результате занятий с применением современных образовательных технологий, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rechevoe_razvitie_doshkolnikov_v_kontekste_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologiy.ppt | 248.5 КБ |
igry_so_slovom_i_rifmoy.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обсуждение проблем обучения и воспитания дошкольников обычно принято начинать с роли деятельности в их психическом развитии. Учебная деятельность предполагает творческое преобразование материала и через это - внутреннее изменение самого действующего субъекта. В результате занятий с применением современных образовательных технологий, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива. Основной критерий в работе с детьми - доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Лучше всего проводить внедрение приоритетных технологий на основе простейших примеров. Сказки, игровые и бытовые ситуации - вот та среда, через которую ребёнок научится применять тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы. Каковы же приоритетные технологии речевого развития дошкольника? 1. ТРИЗ. (Теория Решения Изобретательских Задач) 2. Мнемотехника. ( Основная цель-развитие памяти) 3. Логоритмика. ( Речевые упражнения с движениями) 4. Сочинительство. 5. Сказкатерапия.( Сочинение детьми сказок) 6. Экспериментирование. 7. Пальчиковая гимнастика. 8. Артикуляционная гимнастика.
Рассмотрим некоторые словесные игры с использованием не традиционных приёмов. « Да нет-ка »\ задумывается предмет, задаётся вопрос, отвечаем только «да» или «нет». Схема к . игре: круг, разделённый на две части - живое, не живое, в зависимости от возраста детей, делений становится больше\ « Волшебный поясок»\ игра с серией картинок, пояском с десятью карманами\ « Назови общие признаки»\ клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.\ « Чем похожи?»\ трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.\ « Чем отличаются?»\ осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.\ « Чем похожи и чем отличаются?»\ кит- кот; кот-крот; кот-ток и т.д.\ «Назови предмет по действию».\ ручка-писалка, пчела-жужжалка, занавеска-затемнялка и т.д.\ « Антидействие»\ карандаш-ластик, грязь-вода, дождь-зонт, голод-пища и т.д.\ « Кто кем будет?»\ мальчик-мужчиной, жёлудь-дубом, семечка-подсолнухом и т.д.\ « Кто кем был» \ лошадь-жеребёнком, стол-деревом и т.д.\ « Назови все части»\ велосипед→рама, руль,цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.\ « Кто где работает?»\ повар-кухня, певец-сцена и т.д.\ « Чем был, чем стал»\ глина-горшок, ткань-платье и т.д.\ « Так было раньше, а теперь?»\ серп-комбайн, лучина-электричество, телега-автомобиль и т.д.\ « Что умеет делать?»\ ножницы-резать, свитер-греть и т.д.\ « Давай поменяемся»\слон→обливается→водой, кошка→лижет→языком→шёрстку и т.д.\ - Сочинение сказок. « Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\ « Что будет если?»\ сюжет задаёт воспитатель\ « Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\ « Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\ « Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\ « Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\ « Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\
Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии\ 1. Название стихотворения. 2. Первая строка повторяет название стихотворения. 3.Вторая строчка-вопрос, какой, какая? 4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает. 5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения. Сочинение загадок. « Страна загадок» \ методика Аллы Нестеренко\ -город простых загадок\ цвет, форма, размер, вещество\ -город 5 чувств\осязание, обоняние, слух, зрение, вкус\ -город похожестей и непохожестей\на сравнение\ -город загадочных частей\ развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных предметов, молчаливых загадок и спорщиков\ - город противоречий\ может быть холодным и горячим-термос\ -город загадочных дел. Экспериментирование. « Моделирование маленькими человечками» -газообразование, жидкость, лёд. -более сложные модели: борщ в тарелке, аквариум ит.д. -высший уровень:изображение отношений между предметами\притягивается, отталкивается, бездейственен\ « Растворяется, не растворяется». « Плавает, тонет». « Сыпучесть песка». Рассматривание картины и составление рассказа по ней\должно проходить в игре\ « Кто как видит картинку?»\увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания\ « Живые картинки»\ дети изображают предметы нарисованные на картине\ « День и ночь»\ картина в разном свете\ « Классические картины: « Кошка с котятами»\история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т.д.\
Система упражнений по формированию звуковой культуры речи. « Самолёт»\ т-р-р-р\ « Пила»\ с-с-с-с\ « Кошка»\ ф-ф, ф-ф\ фразовая, энергичная. Артикуляция. « Зевающая пантера», « Удивлённый бегемот» и т.д. \упражнения на разминку мышц шеи\ « Фыркающая лошадь», « Пятачок» и т. д. \упражнения для губ\ « Самый длинный язычок», « Иголочка», «Лопаточка» и т.д. \упражнения для языка, расслабления артикуляционного аппарата\ Дикция и интонационная выразительность. Звукоподражание с разной силой и высотой голоса \весёлая и грустная, ласковая, нежная песенка, песенка шёпотом, громкая, песенка героя. Скороговорки, чистоговорки, считалки в темпе, любой речевой материал. Развитие слухового восприятия \ шёпотная речь\ « Кто позвал?», « Принеси игрушку», « Позови», «Что шуршит?», «Что за звук?», « Повтори за мной», « Испорченный телефон». Фонетико-фонематический слух.\Речевое экспериментирование\ Пальчиковые игры со словом, игры со словом и звукоподражанием, подвижные игры с текстом, хороводные игры и хороводные игры на основе потешек для детей младшего возраста\» Пузырь», «Каравай» и т.д.\ Минидраматизации, инсценировки. Пальчиковая гимнастика. « Растирание» или «Потягивание», « Паучки» или «Крабики» \разминка каждого пальчика\ «Птицы», «Бабочки», «Моторчики», «Рыбки»\большие и маленькие\, «Домик», и т.д. Мнемотехника. Литературные произведения разных жанров в картинках \в основном идёт упор на развитие памяти\ Теория Решения Изобретательских Задач.
- Инструментарий ТРИЗа. Мозговой штурм или коллективное решение проблем. Перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своё суждение, как можно её решить, принимаются все варианты \нет не правильных суждений\. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы Метод фокальных объектов \пересечение свойств в одном предмете\ Выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект. Дайте характеристику свойств банана\ выгнутый, жёлтый, вкусный\ и стола\круглый, деревянный\. Используйте эти свойства для создаваемого объекта: муж. Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами\ выбор свойств случайный\. Строим « дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4)этажи. 5) место распо- ложения.( Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи). Системный оператор.\Возможно, дать характеристику любому предмету\. Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект. Раскладываются: - свойства, функции, классификация. - функции частей. - какое место занимает в системе, связь с другими объектами. - как предмет выглядел раньше. - из каких частей состоит. - где могли его встретить. - из чего он может состоять в будущем. - из каких частей будет состоять. - где его можно будет встретить. Синетика\объединение необъеденимого\ - приём « Эмпатия» \сочувствие, сопереживание\. « Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».
Золотая рыбка.\Помогает понять сущность волшебства, сказки, небылицы\ Поэтажное конструирование\составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира\. Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками. 1) Кто ты? 2) Где живёшь? 3) Из каких частей состоишь? 4) Какого размера? 5) Какого цвета? 6) Какой формы? 7) Какой на ощупь? 8) Чем питаешься? 9) Какую пользу приносишь? Снежный ком. В круге выкладываются три шкалы, на которых расположены буквы русского алфавита. Придумываем имя с помощью соединения букв ниточками \имя от 3 до 5 букв\. Далее Придумываем ему друга→посадили дерево→вырастили→собрали плоды→сварили варенье→ пригласили на чаепитие подругу и т.д.\ идёт насыщение рассказа объектами и действиями, нарастание «снежного кома»\. Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.
Предварительный просмотр:
Пусть слово живое твой разум и сердце разбудит, Введёт тебя в мир красоты. \ З.И. Романовская\. Все мы прекрасно знаем, что игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, метод ребёнка в познании мира. Во время игры ребёнок учится общаться со сверстниками, подчиняться правилам, уступать, доказывать своё право в выборе игры. Причины, которые побуждают ребёнка играть, - это, прежде всего любопытство и потребность активно действовать. И одна из основных задач педагога – постоянно поддерживать и развивать эти побуждения. Во что играть – этот вопрос имеет ещё большее значение, чем где и с кем. Слово – могучий инструмент, которым владеет человек. Умный педагог всегда следит за содержанием игр, что ведут дети. Поэтому, при разработке заданий, игр и упражнений, направленных на овладение ребёнком словообразовательной системой русского языка и на формирование правильного употребления слов, их осознанного выбора, определяемого содержанием высказывания и условием общения, педагог обязан опираться на работы учёных, занимающихся проблемами образной речи, словообразования., изучающих значение выбора языковых средств для произвольного выстраивания связного высказывания, исследующих связь между практическим овладением родным языком и элементарным осознанием явлений языка и речи. Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста во многом зависит от того, насколько они владеют словообразованием, грамматическим строем, нормами родного для них языка. Умение найти наиболее адекватные языковые средства, т.е. слова и словосочетания, развивается одновременно с такими качествами, как точность, образность и правильность речи. Необходимость обучения работе со словом как элементом языка\его звуковой, смысловой, грамматической сущностью\ рассматривается как важнейшее условие формирования связной речи и развития творчества детей. Перед обучением, направленным на формирование у детей представления о синонимах, антонимах, многозначных словах, роли суффиксов в смысловых оттенках значений родственных слов и точности слово- употребления, необходимо знать, как дошкольники используют в самостоятельном высказывании разные части речи, насколько точно ориентируются в смысловых оттенках слов и т.д. Занимаясь с детьми, материал занятий по звукопроизношению нужно увязывать с материалом занятий по формированию лексико-грамматических средств языка, и наоборот. Такая работа может проводиться как на занятиях по развитию речи, так и вне занятий, в разных видах деятельности. Подобная практика даёт хорошие результаты, а это в нашей работе главное. Большое значение в работе с детьми отводится играм со словом\ ведь игра – основная форма деятельности дошкольника\. Игры можно включать во фронтальные и подгрупповые занятия, успешно использовать в индивидуальной работе с детьми при автоматизации звуков. В играх, помимо работы над звукопроизношением, происходит закрепление обобщающих понятий, активное расширение словаря, активизация уже имеющегося словаря, форми- рование и совершенствование навыков словообразования и словоизменения, дифференциацию согласных звуков. В игровых заданиях закрепляется понимание, значение однокоренных слов\ существительных: заяц – заинька – зайчишка – зайчище; глаголов: смеяться – засмеяться – высмеять; прилагательных: умный – умненький\, слов из синонимических рядов\ бежать – мчаться, пришли – приплелись; прилагательных: большой – огромный, умный – рассудительный\, словосочетаний, в которых слова употребляются в переносном смысле/ лес дремлет, золотые руки\. Задания и игры направлены на выяснение того, как дошкольники ориентируются в смысловых оттенках слова в словосочетаниях и предложениях. Цель заданий – выявить, как дети используют оценочную лексику при составлении самостоятельного связного высказывания. Некоторые дошкольники и без специального обучения понимают оттенки значений слов, зависящие от суффиксов и приставок; чувствуют, как меняется значение слова в зависимости от контекста; знают разные значения многозначных слов и словосочетаний. Но большинство, не умеют выбирать адекватные языковые средства при составлении связных высказываний на предложенную тему, что позволяет сделать вывод: необходи- мо целенаправленное обучение словообразованию и точному словоупотреблению. 1.
Дежурство по столовой может определять считалка: Чищу овощи для щей, Да капустный кочешок. Сколько нужно овощей? Потеснись-ка ты, капуста, Три картошки, три морковки, От тебя в кастрюле густо! Луку полторы головки, Раз, два, три, огонь зажжён - Да петрушки корешок. Кочерыжка, выйди вон! Ложимся спать, дети просят рассказать сказку. „ Какую сказку? Да, пожалуйста! ” Жил-был царь Ватута. Вот и вся сказка тута. или: Жили-были два павлина- Вот и сказки середина. Жили-были два гуся- Вот и сказка вся. Дети возмущаются: „ Вы нам не сказку рассказываете, а присказку ”. Верно. Да ведь без присказки, Что без полозьев салазки! Благотворное и развивающее влияние сказки на ребёнка ни у кого не вызывает сомнения. Именно со сказки начинается приобщение к миру большой литературы. Мир детства и мир сказки-совсем рядом, они не возможны друг без друга. Имеет смысл читать детям перед сном небольшую часть литературного произведения. Возможно, сон к ребёнку придёт гораздо быстрее. И так: Зачинается рассказ от Ивановых проказ. И от Сивки, и от Бурки, и от вещего каурки. Конь со златой узды сорвался, прямо к небу поднимался. Выше леса мчит стоячего, ниже облака ходячего. Гром по небу прокатился, месяц тучею закрылся… Мчит по небу конь стрелой навстречу туче грозовой. Ходит туча и сверкает, гром по небу рассыпает… Это присказка, пожди: сказка будет впереди. Дальше читаем главу произведения или часть её. Поспали, встали. Допустим, по плану в режиме дня, театрализация сказки „ Гуси-лебеди ”. И тут не обойдётся без потешек, прибауток, шуток. 1. Как у наших у ворот собирается народ. Все со скрипочками да с балалаечками. Гармоника играет, заливается- Наш спектакль начинается! \ Готовый сценарий можно найти в Д\В №5.2002г \. 2. При царе, да при горохе Озорные скоморохи По дороге в балаган Потеряли барабан. В бубен заиграли В ложки ударяли Ой, жги-говори Заиграли ложкари. 3. Гармонист гармонь берёт И гармонь для нас поёт Так играет и поёт Собирает хоровод. |
Разработанную учёными систему игр и упражнений, занимавшихся проблемами речи, можно представить в виде шести серий разнообразных заданий. Первая серия – образование существительных с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, например: дом – домик – домище. Различать оттенки значений слов, зависящих от суффиксов, учат в игре „ Подбери , слова - родственники”, например: „ Я говорю « рука», а вы – ручка, рученька, если она маленькая, или ручища, если она большая”. Рекомендуемые слова для игры: названия предметов, явлений природы, животных, членов семьи. Естественно, что дети делают ошибки в словообразовании, что вызывает соответствующую эмоциональную реакцию, а в итоге заставляет прийти, \ причём иногда самостоятельно \ к выводу: ТАК говоря, а ТАК нет. Кроме того, направляемые педагогом, дошкольники начинают понимать, что у одних слов много „ родственников”, а у других – мало или совсем нет. Вторая серия – различение значений глаголов, определяемых приставкой. В игре „ Я начну, а ты закончи”, дети должны использовать глаголы с противоположным значением, например: утром мы пришли в гости, а вечером…ушли. Эта игра побуждает детей из многообразия приставок выбрать нужную по условиям контекста, вслушиваться в звучание однокоренных слов, почувствовать, в чём сходство, а в чём различие между ними. Третья серия – образование прилагательных с помощью суффиксов и приставок. Обучение пониманию смысловых оттенков значений прилагательных, образованных с помощью суффиксов: -еньк-, -оньк-, оват-, -еват-, -ющ-, -енн-, ейш-, рекомендуется проводить в игре „ Как сказать лучше”, например: волк злой, а волчище…\ злющий \. Игра „ Как сказать по другому ” побуждает детей выражать большую меру признака путём повторения исходной формы прилага- тельного или прибавления приставки пре-, например: этот человек очень добрый…\ добрый – добрый, добрый – предобрый \ и т.д. Надо заметить, что в словообразовании прилагательных, которые появляются в лексике детей позже, чем существительные и глаголы, встречается много ошибок \ « больноватый зуб «, « стрелятельный пистолет « \, поэтому включение в активный словарь прилагательных с различными суффиксами имеет особенно важное значение. Кроме того, именно с помощью прилагательных ребёнок выделяет в окружающем его мире те качества, которые для него наиболее значимы, а уменьшительно – ласкательные суффиксы помогают ему выразить своё отношение к взрослым и сверстникам. Экспериментируя со словом, дети начинают ориентироваться в нормах словообразования, что постепенно приводит к исчезновению соответствующих ошибок и неточностей. Четвёртая серия заданий – подбор антонимов. Их цель – выявить, насколько точно понимается значение слова, о чём свидетельствует правильно выбранный антоним. Детям предлагают закончить предложение, начатое педагогом, например:\ один теряет, а другой…находит\ и т.д. Пятая серия заданий – подбор синонимов к отдельным словам и словам в словосочетаниях. Сначала детям предлагают найти синонимы к глаголам:\ реветь – плакать, мчаться – нестись\ и т.д. Более сложное задание закончить предложение выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка...\ неразговорчи- вая \. Ещё сложнее задание – подобрать синонимы к прилагательным в словосочетаниях: отважный солдат \храбрый, смелый\. Наиболее типичная ошибка детей – употребление прилагательных „ хороший ” или „ плохой ” вместо поиска синонимов. Шестая серия заданий – подбор антонимов и синонимов к многозначным словам \ прилагательным и глаголам \ и словам с переносным значением. Детям предлагается продолжить предложения, при этом в них интонационно выделяются слова, к которым следует подобрать антонимы. Этими словами являются многозначные прилагательные, значение которых определяется контекстом: Ручей мелкий, а речка …\глубокая\.Кашу варят густую, а суп \жидкий\. Лес может быть густой, а может быть и –редкий\. Дошкольники допускают много ошибок при подборе антонимов к многозначным прилагательным \ так, они говорят: „ Пластилин мягкий, а камень жёсткий, прочный, крепкий ” \вместо „ твёрдый ” \; при подборе антонимов, испытывая затруднения, просто прибавляют „ не ” к прилагательному, \ например: немягкая, немелкая, негустой и т.д.\. Речевые упражнения целесообразно сочетать с заданиями по подбору к многозначным глаголам и прилагательным |
Соответствующих существительных, например: кто или что бежит, ползёт, летит, растёт, плывёт и т.д. Надо отметить, что эти задания вызывают особый интерес, а правильный подбор слов свидетельствует о том, что в результате целенаправленной работы над многозначными словами, тема усваивается детьми значительно успешней. Организуя речевые игры и упражнения, желательно, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес ,\ для этого используются, элементы соревнования, призы для особо отличившихся\, чтобы развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью. Речевые игры развивают активный словарь дошкольников, и подготавливает почву для формирования монологи- ческой речи. Можно также констатировать, что работа со словом помогает сформировать у детей интерес к словесному творчеству, в том числе к сочинению рассказов и сказок, к использованию разнообразных средств для придания повествованию выразительности, к поиску наиболее соответствующих ситуации слов, а словесное творчество в свою очередь способствует овладению смысловыми оттенками значений однокоренных слов, совершенствованию грамматического строя, пониманию и употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, точности употребления. Приобретённые в результате игрового обучения навыки умения точного употребления слов и словосочетаний в прямом и переносном смысле позволяют дошкольникам свободно оперировать лексикой и грамматическими формами в самостоятельном высказывании на любую тему, что является неотъемлемым свойством речевой культуры в целом. Не маловажную роль в развитии полноценной речи детей играют упражнения и игры с рифмой и звуком. Кто из взрослых не замечал, как любит играть со звуком ребёнок? Стихотворение – самый доступный для детей текст. Малыш, ещё не умеющий говорить, охотно кивает в такт ритмичным словам, которые произносит взрослый. А когда слышит одно и то же стихотворение несколько раз, то вместе с взрослым тянет, гласные звуки или произносит доступные ему слоги. Многие из нас, закончив школу, забывают когда - то любимые стихи, но, став взрослыми, легко извлекают из глубин памяти бесхитростные строки Агнии Барто: „ Мишка косолапый…”. И, укладывая ребёнка спать, напевают ему гениально простое: „ Баю – баюшки – баю ”. Поэзия души – это значит, что сама природа вдохнула в нас красоту стиха. Надо только помочь ребёнку услышать поэзию своей души. Чувство ритма, мелодичность, напевность – основные качества стихов детей. Дети растут, и вот они уже способны понять стихи. Конечно, при условии, если он привык к стихотворной речи. А она, эта речь, внутри каждого. Надо только напомнить об этом, показать, как ею пользоваться. Заучивание стихотворений тренирует память детей, расширяет кругозор, развивает речь, способствует более лёгкому усвоению знаний. Недаром многие детские поэты в стихотворной форме преподносят юным читателям азбуку, счёт, знания об окружающем мире. Ритмичность и слаженность стихотворных строк способствует их быстрому запоминанию, так как дети могут сопровождать текст движением \ постукивание носком ноги, покачивание ноги или руки, пластичные движения, изображающие то, о чём говорится в тексте \. Движение, слово, картина – всё это вместе активизирует нервные окончания в коре головного мозга, что помогает детям воспроизвести нужный стихотворный текст, а значит, и знания, которые он несёт в себе. Порой мы не помним автора стихотворных строк, но сами они долго живут в нашей памяти, например: Красный свет зажёгся – стой! Путь закрыт перед тобой. Жёлтый свет зажёгся – жди! На зелёный свет – иди! Стихотворные тексты легко запоминать и взрослым, и детям. Они помогают привлечь внимание, организовы-вать дисциплинировать детей. Не надо постоянно напоминать: вытирайте ноги при входе в помещение. Подходите к коврику, произнося первую строку: Видишь коврик у порога? и дети дружно продолжат: Он постелен не спроста: Вытирай почище ноги - Будет в доме чистота! И пойдут по коврику ритмично, с удовольствием вытирая ноги. Получается, что дети сами, без принуждения вспоминают текст и машинально сопровождают его нужными движениями. А когда ребёнок действует не по принуждению, самостоятельно, то результат получается лучше. Кто же из детей не любит баловаться! Можно соединить баловство с серьёзным делом, например с умыванием: |
Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, оба глаза! Мойтесь, уши, мойся, шейка… Шейка, мойся хорошенько! Мойся, мойся, умывайся! Грязь, смывайся! Грязь, смывайся! Попробуем прожить один день в детском саду со стихами, потешками, приговорками, считалками – день в рифму. Утро. Ситуация: мальчик плачет, не хочет расставаться с мамой. Воспитатель подходит и ласково говорит: Митенька, Дмитрий, слёзыньки вытри. Расти большой, не будь лапшой! \Э.Котляр\. И вот он уже улыбнулся сквозь слёзы и идёт в группу. Ситуация: девочка идёт в группу и прячется за маму. Опять выручает Эмиль Котляр: Наша – то Наташа – то, совсем не то, что ваша – то. Ваша – то – крикунья, наша – то – певунья. Наша рукодельница, а у вас бездельница. Наташа от удивленья широко раскрыв глаза, не ожидая такого подвоха, про слёзы забыла. Ну вот, вроде все собрались, пора завтракать, но сначала надо умыться. Заходим в умывальню и хором просим: Водичка, водичка! Умой наше личико, Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки горели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок! Завтрак. Многие дети унылым взглядом окидывают кашу. Надо их подтолкнуть к действиям. „ Дети, вы знаете, кто нам сегодня кашу варил? \ Повар \. А вот и нет! Это сорока! ” Удивлённые глаза, смеющиеся глаза, не понимающие глаза… „ А ну-ка приготовили ладошку и пальчик ”. И большинство сразу с воспитателем начинают потешку, а остальные потом присоединяются: Сорока, сорока! Где была? Далёко. Кашу варила, деток кормила, На пороге скакала, всех угощала: Ванечке дала, Танечке дала… \ перечисление детей \. Не обижайте сорочьего труда Кашу до донышка съедайте всегда! Ну, кто же обидит труженицу – сороку?! Занятия. Тут стихотворные загадки, стихи, песенки, потешки – всё идёт в ход. Например: рисование можно начать с такого стихотворения: Речка красная, речка синяя, и зелёная, и красивая… Может, радуга опустилась, разноцветной рекой притворилась? Но всмотрелись ребятишки, рассмеялись девчонки, мальчишки: Это краски рекой побежали, для того чтобы все рисовали! \ Т.Хитрова \. Или занятие по конструированию. Надо построить дом. Пожалуйста! Мы строим дом, мы строим дом. Мы строим дом, он будет нужным. Смотрите: стены, окна, крыша… Смотрите, вот крыльцо и двери… Мы строим дом, мы строим дом. Мы строим дом, он будет дружным! Пусть все вокруг об этом слышат. Мы в это очень – очень верим. \ Т.Хитрова \. |
Прогулка. Идём в раздевалку. Что оденем мы сначала? Ножки. А последней, а последней, Надеваем штанишки и сапожки. Знаем мы как дважды два, Что оденем мы потом? Руки. Одевается, конечно А на них наденем кофты и куртки. На прогулку голова! \ Т.Хитрова \. На улице дождик.… Ну что ж! Идём под навес. И храбро кричим дождику: Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти! Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости! \ В.Левин \. Но вот дождик прошёл, и на участок пришёл кот, лёг у забора. Для чего коту усы? Для чего глаза коту? Ну конечно, для красы! Видеть днём и в темноту. Для чего котишке уши? Голова коту для чего? Шевелить ими и слушать. Думать обо всём и про всё! Для чего котёнку нос? Вот так голова у кота: Нюхать, где же пёс Барбос. Поважнее ног и хвоста! \ Т.Хитрова \. Давайте поиграем в подвижную игру „ У медведя во бору ”. Нужно посчитаться: Раз, два, три, четыре, пять. Будем мы слова считать. Зайка, зонтик, змей, корзина, Ваза, воздух и резина, Зубы, козлик и тазы, Зоопарк, завод, возы. Посчитай-ка, не ленись, Да смотри, не ошибись. Собираемся в группу. Укого-то руки в песке, у кого-то одежда.… Ну-ка приготовились: Ручками похлопаем, Ножками потопаем. Постучим немножко Ножкой об ножку. Посмотрели, отряхнулись И друг другу улыбнулись! \ Т.Хитрова \. Заходим в группу. Кто-то упал, кого-то толкнули - вот и ссора. Вспоминаем стихи: Петушки распетушились, го подраться не решились. Если очень петушиться, можно пёрышек лишиться. Если пёрышек лишиться, нечем будет петушиться. \ В. Берестов \. |
5.
. .
В ожидании родителей можно поиграть в словесные игры. Например, скороговорки. \Медленно, быстро, очень быстро \. 1. ОкоЛО КоЛа бьют в КоЛоКоЛа. 2. ВоЖЖи Из коЖИ в Хомут ВхоЖИ. Дразнилки: 1. Антошка-картошка, соломенная ножка, сам с ноготок, голова с локоток. 2.. Лёшка-лепёшка, голова с лукошко, шапка с колышком, ноги брёвнышком. Загадки: 1. Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня узнаешь за версту, Зовусь я …\ подосиновик \. 2. В реке большая драка-поссорились два… \ рака \. Игры со звуком: 1. СА-СА-СА…на носу сидит оса. Сы-сы-сы…не боимся мы осы. Су-су-су… прогоняем мы осу. 2. Ши-ши-ши… что-то шепчут камыши. Ше-ше-ше… это утка в камыше. Ша-ша-ша… выходи из камыша. Поиграли, теперь можно и потрудиться: „ Дети, смотрите! Заболела эта книжка: изорвал её мальчишка. Я больную пожалею: я возьму её и склею! ” \ Б.Заходер \. Собираемся на вечернюю прогулку, пересказываю стихотворение Д.Хармса, прошу детей подобрать слова с одинаковыми окончаниями. „ Очень страшная история ”. Доедая с маслом булку, братья шли по…переулку, Вдруг на них из…переулка, пёс большой залаял…гулко. Сказал младший:„ Вот напасть, хочет он на нас…напасть. Чтоб в беду нам не… попасть, псу мы бросим булку в …пасть. Всё окончилось прекрасно. Братьям сразу стало…ясно, Что на каждую прогулку, надо брать с собою…Что? \ Булку\. Вышли. Весна! Наблюдение за первыми почками на деревьях. Как довести до сознания детей, что нельзя ломать ветки с этими милыми пушистиками? Беру листок, подзываю детей. Послушайте! На ветке появилась почка, пушистый маленький комочек. Быть может, это ветки дочка, а может, дерева сыночек. Укрылся шубкою лохматой от тёмных и холодных ночек. Сыночек дерева иль дочка-зелёный бархатный листочек. Не надо ветки гнуть с деревьев! Не надо рвать пушистых почек! Ведь он такой же сын иль дочка, как ты, хотя он и листочек. Дети слушают тихо-тихо, обдумывают услышанное. Не всегда легко найти стихотворение или фольклорные строки, подходящие к нужному моменту, поэтому, планируя свой рабочий день, желательно подобрать хотя бы 3-4 высказывания, стишка, которые придут к вам на помощь, и пополнят речевой запас детей. Быть может, хотя бы один ребёнок, применит в быту полученные знания. А удивлённые родители потом рассказывают: „ Вы знаете! Мой сын, прежде чем войти в квартиру, долго вытирал ноги и шептал какие-то стихи. |
7.
Очень нервничал, что плохо помнит их. Вы не знаете, что это за стихи? ” Неужели вас это не порадует? Значит всё- таки есть возможность через стихи, привить детям необходимые знания, умения и навыки. Понаблюдали, а теперь поиграем: Мяч волшебный, помоги! Звук нам в слово позови! Скажем ласково, и вот звук к нам в слово и придёт. Здесь был НОС, а стал вдруг НОСИК! Был здесь СТОЛ, а это СТОЛИК. Взрослый-СОМ, малышка-СОМИК, Папа-ГНОМ, сынишка-ГНОМИК. Каждый должен мяч поймать, Слово ласково сказать. Кто-то из детей достаёт из кармана сладости, остальные тут как тут. Ребёнок расстерялся-на всех не хватит, приходит на выручку дразнилка: Ходит, ходит попрошайка. Просит, просит: „ Дай-ка, дай-ка, Дай кусочек пирожка, дай глоточек молока, Полкотлетки, полсосиски, полконфеты, полредиски…\ можно предложить детям придумать слова, начинающиеся с пол..,пол…, пол….Возможно, кого-нибудь из детей и пристыдит дразнилка. Качаемся на качелях: Ой-да, ой-да, ой-да, ух! Я лечу, лечу, как пух! А на встречу мне лесок, и неба тёплого кусок, И в речке синяя вода! Ой-да, ой-да, ой-да,да! Речки светлая струя изогнулась как змея. Вьётся так, и вьётся сяк, и вползает в березняк. Ой-да, ой-да, ой-да, ух! Аж захватывает дух! Вот сбежалась детвора: - Ты качался, нам пора! Верх, вниз! Верх, вниз! Прямо к облаку несись! Город сдвинулся вдали, оторвался от земли… Ой-да, ой-да, ой-да, да! Стой! Дети уходят домой. Вот и окончился день в рифму. Работа со словом, звуком, рифмой помогает сформировать у детей интерес к словесному творчеству. Успешно выполнить эту задачу удаётся далеко не всем детям. Многие по тем или иным причинам отстают в своём развитии, приводит к недостаточно сформировавшейся устной речи, что существенно осложняет весь процесс их обучения. Частой причиной задержки речевого развития детей является их так называемая семейно-педагогическая запущенность. Родители в этих случаях полагают, что нет никакой необходимости как-то специально заботиться о развитии речи ребёнка, да к тому же, и не умеют этого делать. Ребёнок в таких семьях оказывается полностью предоставленным самому себе: что сумеет самостоятельно усвоить из речи окружающих его людей, то и останется при нём. К сожалению, чаще всего он усваивает далеко не то, что ему надлежало усвоить, и не в том объёме. Поэтому, целесообразно предложить вниманию родителей разнообразные формы работы над речью, убедить их в том, что о полноценном речевом развитии каждого ребёнка необходимо проявлять специальную и, главное, своевременную заботу. Именно своевременный „ толчок ” способен стимулировать речевое развитие ребёнка и направить это развитие в нужное русло, открывая тем самым путь к дальнейшему самостоятельному обогащению и усовершенствованию речи. Предоставленный родителям речевой материал поможет решить задачи в ненавязчивой и доступной для родителей форме. Материал должен быть ярко оформлен, тем самым, привлекая внимание родителей, грамматически правилен, эстетичен. Материал должен быть снабжён необходимыми пояснениями, распределён по соответствующим разделам, каждый из которых преследует вполне конкретные задачи. Допустим, это папка-передвижка. Можно предложить вниманию родителей речевой материал, связанный с организа - цией при собирании ребёнка в детский сад. |
8.
„ Как мы собираемся утром в детский сад ” Тили-бом, тили-бом! Почему эта в доме суета? В доме пыль столбом, Потому что мы-это мы с тобой: В доме пыль столбом Собираемся куда-то, В доме всё вверх дном! Хоть кричи „ Разбой ”. Утренние процедуры: Жил бобёр в норе у речки, умываться он любил. Утром, делая зарядку, на прогулку выходил. Умывался он раненько, зубы чистил, уши тёр. Самым чистым и опрятным был в лесу лесной бобёр! Вечер. Можно поиграть с ребёнком в словесные игры. „ Кислые стихи ”. Встало солнце…, смотрит…небо…, в…небе…,облако повисло… И спешат несчастные…кислые прохожие и едят ужасно…мороженое. Даже сахар.., скисло всё варенье! Потому что…было настроенье! \ Можно на место пропусков поставить слова: сладкое, горькое, солёное и др. \. Готовимся ужинать. Просим ребёнка о помощи. Воспитание интереса к труду, через игры со словом, можно представить в виде сказки. „ Королевство столовых приборов ”. …Было это или не было, а если было, то очень давно. В королевстве столовых приборов среди всякой посуды жили, не тужили ложки, вилки, ножи. А королевством тем правили король Беспорядок и королева Ленивица. В таком королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет никакого порядка. Поэтому вилки, ножи, ложки располагались на столе как хотели. Но однажды, они так перемешались, что не нашли себе места и переругались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорили они и решили идти за советом к тарелке. Подошли и низко поклонились: „ Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе? ” И, конечно же, умная тарелка дала им совет: „ Для вас центром буду я. Место справа дам ножу, Рядом ложку положу, Вилку положу я слева, Чтоб зубцами вверх смотрела. Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица. Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от тарелки, а вилка зубцами вверх слева. \ Н.Литвинова \. Ребёнок с интересом слушает и с удовольствием выполняет трудовые действия. Вечерние процедуры. Для того чтобы процесс обучения ребёнка чистке зубов превратился в увлекательную игру и был в радость ребёнку, можно разучить чистоговорки. Все хорошие ребята, чистят зубы аккуратно. Чистить зубы нам не лень - чистим их два раза в день. Чистим зубки дважды в сутки, чистим долго-три минутки. Щёткой чистой, не лохматой, пастой вкусной, ароматной, Чистим щёткой вверх и вниз-ну, микробы, берегись! Готовимся ко сну: День растает, ночь настанет, и придёт в наш дом |
Еле слышно шагами Дрёма-добрый гном. Он вокруг раскинет полог звёздно-голубой И рассыплет пёстрый ворох сказок над тобой. Сказку, слушая украдкой, замурлычет кот, И до света от кроватки дрёма не уйдёт. Психолагами давно доказано, что ребёнок способен ощущать, чувствовать, мыслить, выстраивать свою продуктивную, учебную деятельность самостоятельно. Дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной. Детский психолог К.Роджерс отмечал: когда взрослый пытается учить ребёнка только своими методами, зачастую нудными и скучными, результаты оказываются не такими успешными, какими могли бы быть, так как подобное обучение часто даёт ребёнку формальные знания, делает его пассивным. Детские словесные игры представляют особый интерес. В них отражаются характерные черты своей эпохи. Воспитателю необходимо наблюдать за детской словесной игрой, видеть её характерные особенности, давать им право и возможности самим экспериментировать со словом, развивать грамматически правильную речь. Уважаемые воспитатели, хочу предложить вашему вниманию игру. Проанализируйте диалог двух знакомых, случайно встретившихся на улице, найдите ошибки и исправьте их. ― Привет! Слушай, была счас в магазине « Радуга», там портфели продают. Ты искала, кажись. ― Я была в этом магазине, мне там не понравилось. В «Юности» красивше. И продавцы лучше: мне не понравился один, она мне другой предложила. Правда, одна в очереди как начала торопить, чтобы быстрее выбирала. ― А на рынок не заходила? ― Была. Купила несколько килограмм помидоров, яблоков, груш, баклажан. ― Ой, зайдём сюда, выпьем соку. Ты, какой будешь? ― Сливовый. ― А я, пожалуй, чёрное попрошу. \ Сейчас, портфели, магазине, кажется, красивее, предложила, начала, в рынок, килограммов, помидоров, яблок, баклажанов, сливовый, чёрный кофе \. |