стоит ли ...
Опубликовано 15.03.2014 - 1:13 - Соболь Анастасия Николаевна
Перед многими родителями, когда их чадо подрастает, встает вопрос: Стоит ли детей до школы учить читать, писать и считать? K-News по этому поводу проконсультировала детский психолог Флора Цой, которая рассказала о том, как же лучше готовить ребят к школьной парте.
«К школе можно готовить по-разному. Не обязательно включать в программу подготовки чтение и письмо. Ребенка, в первую очередь, необходимо научить организованности, самостоятельности, умению общаться со сверстниками и взрослыми. Бывает, что в первый класс приводят детей, которые умеют читать и писать, но они абсолютно не умеют общаться, не умеют рассуждать, анализировать.
Постепенно, день за днем развивайте у детей мышление, внимание, память. Не бывает так, чтобы ребенок до 6 лет был предоставлен сам себе, играл в машинки и куклы, а потом за полгода всему научился. Большими нагрузками можно добиться только отторжения ребенком школы. Готовить малыша надо, но делать это постепенно, а не за полгода до первого сентября судорожно таскать ребенка по всяким подготовительным курсам, заставляя каждый день читать и писать по нескольку часов.
Родители, пожалуйста, не забывайте, что для ребенка до 7 лет основной ведущий вид деятельности – игра. В этот период дети развиваются играя, и только так. Не надо, как только чадо начало ходить и говорить, грузить его всевозможными занятиями – спортом, музыкой, языками, рисованием и так далее. Если учить ребенка чему-то, то через игру, давая ему возможность переключаться и отдыхать.
Конечно, есть дети, которым обучение в радость, они налету схватывают и как губка впитывают новую информацию, легко ее усваивают. Но если вы не видите в ребенке такого желания заниматься – не заставляйте его. К обучению детей надо подходить индивидуально, учитывая способности и характер каждого. Гиперактивным детям, например, трудно сосредотачивать на чем-то внимание дольше 10 минут. Не пытайтесь сделать из вашего ребенка гения. Насильное обучение только негативно отразится на его психике.
Детей надо учить думать. Это не означает, что вы можете сказать ребенку – «Иди, подумай». Малыш не знаком еще с таким процессом, он не знает, как правильно думать о чем-то. Ему нужно задавать вопросы, чтобы стимулировать к логическому рассуждению. Сходили с кино или цирк – попросите его рассказать вам, что он увидел, какие у него остались впечатления. Ребенок учится связно рассказывать, а заодно тренирует память и пополняет словарный запас.
Я считаю, не нужно учить ребенка писать до школы. Необходимо развивать мелкую моторику рук. А это рисование, лепка, вышивание, вязание. Если рука ребенка не привыкла к сложным и точным операциям, ему сложно сразу хорошо писать. Пусть малыш помогает вам делать что-то по дому - перебирать фасоль, крупу, лепить пельмени. Все это тоже помогает развивать моторику и мышление.
Не забывайте, что в 6 и 7 лет дети очень активные и непоседливые. Не заставляйте их сидеть по полчаса на одном месте. Позанимались 15-20 минут, и пусть малыш пойдет поиграет, займется чем-то другим. Так ребенок будет меньше уставать. Учите играючи, для этого не нужны какие-то особые средства. Можно взять несколько пуговиц двух цветов, и предложить ребенку посчитать их, сравнить, каких больше.
Некоторые так усердствуют, готовя чадо к школе, что в итоге их ребенок еще до того, как пошел в первый класс начинает ненавидеть учебу.
Но если у ребенка есть желание учиться – с ним конечно нужно заниматься. У нас почти все дети, которые приходят в первый класс, уже знают алфавит и немножко читают. Но ребенок не только должен уметь читать, но и понимать, анализировать прочитанное. Он должен уметь отвечать на заданные по тексту вопросы.
Не надо переживать, что если ребенок не знает азбуку и не читает, его не возьмут в школу. На самом деле, если ребенок числится на данном микроучастке, даже если он вообще ничего не знает и не умеет, его возьмут в школу.
Бывает, что ребенок может читать, считать до ста, но не умеет рассуждать, обобщать, искать взаимосвязь. Родители должны больше внимания обращать на развитие речи. Чем лучше речь, чем меньше проблем в учебе. Писать и читать малыша научат в школе в любом случае. Программы в школах стандартные, везде начинают с букв, слогов, черточек и палочек.
Ко всему прочему, ребенок, который уже все знает, скучает на общих уроках. И пока все заняты изучением и усвоением нового материала, знайка будет мешать окружающим, если его не занять на 40 минут чем-то. А придумать занятие малышу, который уже подкован и в английском, и в математике, и в чтении с письмом – любому учителю очень сложно».