Здоровая экология. Дидактический материал для воспитателей
Охрана природы
Воспитатель. Земля, вода, лес- наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье.
Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю – лес, степи- горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу- значит охранять Родину».
Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, исчезают навсегда животные и растения. Поэтому всегда надо знать:
1. Какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы не причинять ей вреда?
2. Что записано в документах об охране природы?
3. Какое участие в работе по охране природы принимает каждый из вас?
Поговорим о маленьких ранах природы .
· Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.
-Не будет ли природе хуже, если ты , собирая орехи, сломаешь несколько веток, или сорвёшь три-четыре цветка, или поймаешь одну-единственную бабочку?
- Да, природе будет хуже!
· Каждая сломанная ветка , каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка- это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, третью, четвёртую, пятую кто-то ещё- что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны. Почему? (Ответы и рассуждения детей.)
Большая беда грозит природе от ран больших.
Воспитатель. С давних пор люди на земле занимаются хозяйством: строят города и сёла, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Всё это необходимо для жизни. Но часто , чтобы построить город , проложить дорогу или создать новое поле, приходиться уничтожать леса: вырубают деревья ради древесины, которой людям требуется очень много. Вот почему на Земле остаётся все меньше лесов.
Зато всё больше загрязняется воздух и вода. Ты знаешь, что они необходимы для жизни животных, растений, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озёра- сточные воды с различными вредными веществами.
Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные , впрочем, им приходиться трудно и по другой причине. Кто может назвать эту причину?
Люди часто рвут красивые растения , а животных порой жестоко истребляют ради меха или мяса, а иногда и просто так, ради развлечения.
Многие и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому, что красный цвет- сигнал опасности. Растениям и животным , которые внесены в Красную книгу, угрожает смертельная опасность : они могут навсегда исчезнуть с лица Земли , как исчезла морская корова и странствующий голубь.
…Это было примерно 250 лет тому назад. Один путешественник обнаружил в море, у самого берега, невиданных животных . Огромные, неповоротливые , они мирно жевали подводные растения . Назвали этих животных морскими коровами. Вскоре люди стали на них охотиться. Доверчивые животные не боялись людей, подплывая близко к их лодкам. И люди их безжалостно убивали зверей… Прошло несколько лет, и морских коров стало гораздо меньше. А ещё чрез несколько лет их не осталось совсем. Так морские коровы исчезли. Исчезли навсегда. Никто и никогда уже не увидит этих удивительных животных.
В одной стране жили обыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое . Называли их странствующими голубями. И было этих голубей так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счёта. С каждым годом редели голубиные стаи. Но люди не прекратили охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного странствующего голубя…
По вине людей изчезло немало и других зверей, птиц, насекомых и растений.
Что нужно знать об охране природы?
Сейчас люди мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Поэтому во многих странах ведётся большая работа по охране природы. Ведётся такая работа в нашей стране. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже не загрязняют воздух и воду.
На месте вырубленных лесов сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Создаются заповедники- участки, где вся природа неприкосновенна.
Конечно, люди и сейчас продолжают использовать природу. Но делать это нужно так, чтобы не причинять людям вреда.
К сожалению, ещё не все люди хотят и умеют беречь природу.
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели прекрасные цветы, щебетали и распевали свои трели птицы.
Подумайте!
1. Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимает , что она в опасности? Может, лучше остановит все заводы и фабрики и прекратить заготовки древесины? Одним словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
2. Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?
Задания.
1. Заведите в группе Красную книгу – альбом, альбома- заповедники.
2. Запасайте с детьми и родителями для зимней подкормки птиц семена арбузов, дыни, тыквы, кабачков, семечки подсолнечника. Не забывайте промывать их водой и просушивать.
3. С детьми и родителями придумайте плакат « Природа в опасности».
4. Постарайтесь, чтобы дети ответили на вопросы:
- Какое значение для животных и человека имеют растения?
- Почему природа в опасности?
- Какие растения твоей местности нуждаются в особой охране? Как можно участвовать в их охране?
Охрана растений
Воспитатель. Как хорошо, что на земле есть растения! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания живых существ. Для животных растения - это и «дом» и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами из них. А сколько радости доставляет нам красота растений!
К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят заводы и роют арьет. Много дикорастущих растений при этом погибает. Так постепенно человек как бы наступает на природу.
Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их , совсем не жалея. Срывая растения ради красивых цветов, мы лишаем их будущих плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут , а оставаясь в природе, они еще долго могли бы радовать людей.
Растения красочной красоты - лотос, башмачок настоящий- занесены в Красную книгу. Редкими стали кувшинка белая, волчье лыко, купальница, сон-трава. Мало осталось возле больших городов ландышей, колокольчиков. ВСЕ ЭТИ РАСТЕНИЯ НУЖДАЮТСЯ В ОХРАНЕ.
Запомните правила!
Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Замечательные богатства природы - лекарственные растения. Люди часто собирают их и сдают в аптеку. Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Это первоцвет, валериана, плавун. Их совсем нельзя собирать. Лучше всего заготавливать подорожник, пастушью сумку, пижму, тысячелистник.
Собирать лекарственные растения можно только в тех местах , где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.
В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
В нашей стране проводится большая работа по охране растений. Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся в заповедниках. Много редких растений со всего мира выращивается в ботанических садах.
Конечно, охранять надо не только редкие, но и другие , даже самые обычные растения. Каждый должен выполнять правила поведения в природе, больше сажать растений в городах и сёлах.
Нельзя забывать о том, что в природе все взаимосвязано. Поэтому охрана растений помогает борьбе с загрязнением воздуха и воды, охране насекомых-опылителей, хищных насекомых, охране птиц.
Подумайте!
1. Почему многие растения не оставят потомства, если дети будут ловить бабочек?
2. Что может произойти с деревьями, если в лесу станет мало птиц?
Задания.
1. Оформите для своих младших товарищей книжку-малышку «Берегите растения!» На первой странице напишите, что бы сказали растениям ребятам, если бы они могли говорить.
2. Какое значение имеют животные для растений , для человека?
3. Вспомните, что мы уже знаем о жизни животных и растений.
4. Какие животные в нашей местности нуждаются в охране?
5. Как вы участвуйте в охране растений и животных?