Эссе "Моя педагогическая философия"
Чтобы быть хорошим преподавателем,
нужно любить то, что преподаешь,
и тех, кому преподаешь.
В. Ключевский.
А ведь прав был, знаменитый историк. Именно с любви к детям все и началось. Помню, как впервые пришла к детям на группу, меня, тогда еще начинающего педагога, поставили на замену. Шла и боялась, что я смогу им дать, чему научить, как справлюсь. И тогда, мне навстречу вышла Педагог с большой буквы, Нина Петровна, и сказала: «Детей нужно полюбить… » Как же их любить, подумала тогда я.
Прошло два года. Я уже стала мамой. И вот я снова иду к этим детям. Они уже большие - подготовительная группа, и я теперь в новом статусе. И теперь мне уже понятно, как их любить! Как своего, и относиться так же, как к своему ребенку. И вот я уже их воспитатель, а они мои дети!
Мои дети, мои воспитанники! За тот год мы стали друзьями! Мои самые лучшие и верные друзья! Они всегда чувствуют, если что-то не так, от них исходит такая нежность и любовь, которая окрыляет тебя каждое утро!
И вот настал этот торжественный и грустный момент – выпускной. Первый и для них, и для меня.
Сегодня волненье сдержать невозможно,
Последний ваш праздник в детском саду,
На сердце сейчас и тепло и тревожно,
Ведь выросли дети и в школу идут.
Сегодня, ребята, мы вас провожаем,
Вы в школу идете, учиться, дружить.
Успехов, здоровья мы вам пожелаем,
И свой детский сад никогда не забыть!
Читаю эти строки, как трогательно и волнительно они звучат, как чуть-чуть дрожат руки! Эти слова врезаются в память, и остаются в ней навсегда, и через год, и через два, и через пять, и через десять, я буду их помнить, и сердце будет также трепетно замирать, вспоминая их, моих первых воспитанников.
Наверное, это действительно, от любви, большой любви к детям. Сейчас у меня началась «новая жизнь». Вторая жизнь, если можно так выразиться. Новый коллектив, новая группа, малыши 3-4 года. Для них ты становишься второй мамой. Каждый день я прихожу к детям – любознательным, открытым, доверчивым, готовым безгранично дарить свою любовь и отвечать окружающим добром за добро. «Я тебя очень сильно люблю, - говорит мне одна из моих воспитанниц, когда я сижу возле ее кроватки в тихий час. Разве можно после таких слов остаться к ним равнодушной?
Каждый день я попадаю в настоящий муравейник, где каждый, и малыш, и взрослый, чем-то занят и всегда куда-то спешит. Мы общаемся, занимаемся, играем, и каждый раз я открываю для себя новый мир, каждый день проживаю маленькую жизнь. За тобой каждую минуту следит десяток пар глаз, несколько пар ушей ловят каждое твое слово, следят за интонацией твоего голоса. Это ко многому обязывает. Поэтому, в любой ситуации воспитатель должен управлять своими эмоциями, настроением и характером. Об этом надо помнить постоянно. Дети учат терпению, сдержанности. Для меня важным условием работы является доброта, улыбка, искренняя заинтересованность в проблемах каждого ребенка. Каждое утро, встречая их, я спрашиваю, как они провели вчерашний вечер или выходные, что нового узнали, какие события с ними произошли. И они рассказывают, с какой-то своей легкой детской непосредственностью рассказывают обо всем, что с ними произошло. А когда прощаемся вечером, говорят: «Я дома посплю, и обязательно приду снова». И даже если за целый день ты устала, болит голова или еще какие-то неурядицы, это становится таким мелким, незначительным. И утром с новыми силами вновь идешь к детям, ведь они придут, и снова будут рассказывать о новых машинках, куклах, прогулках на велосипедах.
Я начинающий педагог, и, наверное, моя педагогическая философия будет в дальнейшем изменяться, варьироваться. Но одно я знаю точно, главное, это найти подход к каждому ребенку, любить и уважать его настолько, чтобы отдавать ему все самое лучшее, что есть у тебя в душе.
Воспитатель – это не профессия. Это образ жизни. Образ мыслей. Это гуманность и благородство. Чтобы стать воспитателем надо много работать над собой, постоянно совершенствоваться. Человек жестокий, властный, эгоистичный априори не может быть воспитателем. Но в то же время и сухой, пассивный, замкнутый, действующий только в своих интересах человек, также не может быть воспитателем. Воспитатель – это человек творческий, индивидуальный, постоянно стремящийся к контакту с детьми, с богатым внутренним миром, неиссякаемой жизненной энергией, и, конечно же, с безграничной любовью к детям.