Внедрение ФГОС дошкольного образования. Игровая деятельность дошкольников.
Руководитель РМО воспитателей,
работающих на старших группах
воспитатель МДОБУ ЦРР-д/с №4
«Лесовичок»
Скиданова Ирина Петровна
П.Новобурейский февраль 2014г.
Внедрение ФГОС дошкольного образования. Игровая деятельность дошкольников.
- Что ты больше всего любишь делать в детском саду?
- Играть.
- А дома ты играешь?
- Играю.
- А мама с папой с тобой играют?
- Нет, им некогда. И они не умеют.
- А тебе хотелось бы, чтобы они иногда с тобой поиграли?
- Конечно.
Самое любимое занятие детей – игра. Они любят играть и в детском саду, и дома. Им хочется, чтобы взрослые с ними поиграли.
А теперь перед нами родители. Попытаемся выяснить у них, действительно ли они так заняты, что не могут найти 15 минут в день для игры со своим сынишкой или дочкой, или, они просто не придают никакого значения игре?
Вопрос: Играете ли вы со своим ребенком, или вы считаете, что он в этом не нуждается?
Ответы:
- Она в детском саду играет, во дворе с детьми. Но надо же и полезными вещами заниматься. Что это такое – сидит на кухне с бутылочками разговаривает как с живыми, кормит их с ложки. Ерунда какая – то. А вот учиться читать совсем не хочет.
- А зачем с ней играть? Она и так в своей комнате все время с игрушками возится. Да она и не любит когда ей мешают.
- Играть? Это что же, ползать с ним по полу, стрелять и притворятся раненым? Я же не ребенок, я могу почитать или поговорить о чем – либо.
Можно привести много примеров, из которых видно, что: родители не играют с детьми не из-за нехватки времени, не потому что они сверх заняты, а потому, что отношение взрослых к детской игре вообще и к необходимости совместной игры с детьми в основном сводится к следующим формулам:
- В игре не много пользы, лучше привлечь ребенка к более серьезным занятиям.
- Ребенок и сам отлично играет, ему доставляет это удовольствие, поэтому нечего вмешиваться в его игру. Нужно покупать ему игрушки, а уж он сам найдет способ, как ими распорядиться и себя занять. Полезно играть или нет – не важно. Главное – ребенок чем – то занят и не пристает к взрослым.
- Играть с ребенком нужно, но не понятно в какие игры играть и как вообще это делать, чтобы это принесло больше пользы.
Первая точка зрения явно вредит ребенку (отрицательное отношение взрослых к игре постепенно снижает значение этой деятельности в жизни ребенка)
Нужно отметить, что вторая точка зрения самая распространенная. Игра зачем-то нужна ребенку, это как бы неотъемлемая принадлежность его возраста. С этим не нужно ничего делать, повзрослеет – пройдет. Эта точка зрения как бы ни вредит ребенку, и можно было бы с ней примириться. Но оказывается, что развитие ребенка настолько связано с его игрой, что надо не только не мешать, но и всячески способствовать детской игре.
Игра для ребенка – средство самореализации, средство самовыражения.
Она позволяет ему выйти за пределы «детской комнаты» и построить свой собственный мир. Но у ребенка есть и другие занятия, которые игрой – то не назовешь: лепка, рисование, конструирование. Хотя, в них он вроде бы тоже свободен в реализации своих желаний. Однако в отличии от игры в них есть ощутимый материальный результат – рисунок, постройка и т.п.,- и от ребенка требуются изрядные усилия, чтобы преодолеть сопротивление материала, получить желаемый продукт.
В игре нет таких проблем, как в рисовании, когда краска течет куда не нужно, или в практической деятельности, когда пуговицы не слушаются.
Вопрос: - Что же привлекает ребенка в игре?
Сам процесс действования – не настоящее, «понарошку». Ребенок участник интересных событий. Игра позволяет ему остановить мгновение, повторить и прожить его много раз.
Таким образом:
Игра обеспечивает:
- эмоциональное благополучие,
- позволяет реализовывать самые разные желания и стремления;
- желание действовать как взрослый;
- желание управлять вещами (которые на самом деле пока еще не очень подчиняются ему)
Однако игра - не только источник удовольствия, она чрезвычайна важна для развития ребенка.
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развиваются способность к воображению, образному мышлению.
Ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать он это может с помощью условных действий. Сначала – это действие с игрушками, замещающими настоящие вещи. Невозможность реализовать события взрослой жизни через предметные действия с игрушками ведут за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий совершаемых в «уме». Закладывающаяся у дошкольника в игре способность оперировать образами действительности в «уме», создает основу для перехода к более сложным формам мышления, творчества.
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития личности в целом.
Принимая на себя в игре различные роли, ребенок проникается их чувствами, сопереживает. А это означает развитие у него социальных эмоций, начал нравственности. Дети учатся в игре взаимодействовать с другими людьми, осваивать правила и способы взаимодействия, обретают опыт взаимопонимания, учатся объяснять свои действия и намерения, согласовывают их с другими детьми.
В игре ребенок получает опыт произвольного поведения - учится управлять собой, соблюдая правила игры. Учится сдерживать свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля взрослых.
Нет нужды объяснять, насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни. В первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредотачиваться на объяснения учителя, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.
Психологические исследования доказывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учится и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, опыт совместной игры со сверстниками. Игра – форма развития коммуникации, социализации и познания дошкольников. Эта фраза и стала ключевой для очередного районного методического объединения для воспитателей, работающих в старших группах детских садов. Целью методического объединения явилась трансляция опыта воспитателей старших групп по организации игровой деятельности дошкольников в условиях ФГОС.
Иванова С.В педагог детского сада №7 «Искорка» провела непосредственно образовательную деятельность по интеграции образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество» в игровой форме. Непосредственно образовательная деятельность прошла в непринужденной обстановке. Педагогом были созданы условия для развития речи, сообразительности, внимания, воображения. В течении НОД поддерживалось положительное эмоциональное состояние ребятишек.
Руководитель РМО Скиданова И.П. провела диалог-консультацию, где воспитатели совместно искали решения проблемных ситуаций, делились опытом работы с родителями воспитанников.
Виноградова С.В. воспитатель Талаканского МДОБУ №2 представила вниманию педагогов презентацию своей работы с детьми по организации сюжетно – ролевых игр «Играя - обучаюсь». Перед играми, Светлана Васильевна организовала экскурсии в супермаркет, где дети выбирали продукты и оплачивали самостоятельно покупки; в салон красоты и т.д. Дети, приобретая реальный опыт, легче и интереснее организуют свои игры.
Зырянова С.П. воспитатель Талаканского МДОБУ №3 представила консультацию для воспитателей «Детские игры – дело серьезное», в которой рассказала о том, что «С помощью игр ребенок не только учится познавать мир и взаимодействовать со сверстниками, но может бороться со страхами, преодолевать тревожность и неуверенность», также Светлана Петровна затронула тему – «Причины агрессивных игр детей», «Опасные игры». Привела примеры игр на снятие тревожности у детей. Костюкова И.Г. педагог Новобурейского МДОБУ №5 представила свой опыт работы «Игра – средство познавательного развития дошкольников», рассказала о своей работе с детьми в кружке «Веселый балаганчик».
Воспитатели показали все свои знания и умения в деловой игре по теме РМО, доказали, что умеют организовывать детскую игровую деятельность с учетом Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.